Рейтинг популярности направлений и сводный рейтинг предпочтений сотрудничества горнолыжного рынка. Итог сезона-2011/12
Минувшая зима в Европе порадовала горнолыжников. В снежки играли даже на Сардинии, Альпы засыпало так, что в январе многие туристы не могли уехать с курортов – дороги были завалены. Катайся не хочу. Сейчас, когда сезон подошел к концу, впору подвести его итоги.
Плюс-минус
Рейтинг популярности горнолыжных направлений (таблица 1), составленный по итогам опроса московских турагентств, за год изменился мало. И это понятно: горы на своем месте, инфраструктура тоже. И тем не менее любопытные тенденции есть. Начнем с лидера – Австрии. Уже в январе лица представителей турофиса страны сияли: по их данным, гостей из России приехало (и еще приедет) рекордно много – ожидаемый прирост на уровне 20%. В рейтинге Австрия тоже получила прибавку, но совсем скромную – 1,3%. А эксперты-туроператоры подтвердили: если плюс в объемах и есть, то он очень небольшой, так как перевозка осталась на уровне прошлого года. Почему такие расхождения? На самом деле все просто – рост идет за счет гостей из регионов России, кроме того, множится прослойка самостоятельных туристов, которые ради экономии готовы добираться в Альпы обходными путями – например, стыковочными вариантами рейсов через другие страны Европы.
Туроператоры, впрочем, не жалуются. По их отзывам, весь альпийский регион в этом сезоне показал хорошую рентабельность. Был, правда, период, когда спрос почти замер – накануне думских выборов и сразу после них. Но затем продажи шли по привычному сценарию, причем с акцентом не только на новогодние даты, но и на более экономичные заезды во второй половине января. «Люди считают деньги», – констатируют наши собеседники.
Кстати, именно ценами объясняют и некоторое снижение рейтинга Андорры. Год назад эта страна поднялась в нем на третье место, обогнав Францию. Сохранила его и сейчас, но недополучила 2,2% голосов. Наблюдатели считают, что это логично: у агентств были определенные ценовые ожидания в связи с выходом на Андорру новых игроков с турецкими корнями – «Пегаса» и Coral. Но аттракциона неслыханной щедрости не случилось: объем перевозки в сторону Пиренеев поддерживался на адекватном уровне. «Как результат, спрос перераспределился на альпийские страны, где соотношение «цена – качество» зача-стую лучше, чем в Андорре», – комментируют специалисты рынка. Похожая динамика у Италии. Год назад страна выстрелила (плюс 2,9% голосов), а сейчас у этого направления легкое рейтинговое похмелье – минус 1,4% голосов. Прошлогодняя чартерная война на этом направлении сменилась относительным затишьем.
Слегка колеблются показатели и Франции со Швейцарией. Год назад оба направления недобрали голоса, а сейчас получили прибавку (+1,4%). «Это очень стабильные рынки со своей клиентурой», – утверждают туроператоры. По их словам, небольшой прирост был достигнут за счет недорогой блочной перевозки на рейсах Swiss в Женеву.
Отметим, что уже не первый сезон теряет голоса в московском горнолыжном рейтинге Болгария. Предпочтения с этого бюджетного направления, вероятно, перетягивают все те же альпийские конкуренты, где в последние годы туроператоры существенно расширили ассортимент туров с недорогим размещением в апартаментах и шале.
Таблица 1. Рейтинг популярности направлений туризма
Итог сезона зима-2011/12
Направление | Итог сезона зима-2011/12, % | Итог сезона зима-2010/11, % | Изменение |
---|---|---|---|
Австрия | 33,3 | 32,0 | 1,3 |
Италия | 21,1 | 22,5 | -1,4 |
Андорра | 15,2 | 17,4 | -2,2 |
Франция | 15,0 | 13,6 | 1,4 |
Болгария | 7,5 | 8,4 | -0,9 |
Швейцария | 3,7 | 2,3 | 1,4 |
Германия | 0,7 | 0,4 | 0,3 |
Финляндия | 0,7 | 0,6 | 0,1 |
Давление на топ
Это был общий событийный фон, перейдем к деталям, нашедшим свое отражение в топ-листе туроператоров горнолыжного рынка (таблица 2). Лидерскую позицию по-прежнему удерживает «Асент Трэвел», причем с приростом в 1,3% голосов. В самой компании объясняют это тем, что в принимающих компаниях много внимания уделяли совершенствованию сервиса. Однако надо учитывать, что ближайшему конкуренту, PAC Group, по итогам зимы удалось получить дополнительные 2% голосов московских турагентств и тем самым свести рейтинговый разрыв до минимума. Теперь PAC отделяют от «Асента» почти символические 0,7% предпочтений. Если взглянуть на парные рейтинги лидеров по направлениям (таблица 3), то видно, что максимальный урожай симпатий компания собрала на исконном итальянском направлении. Конкуренты, отдавая должное профессионализму PAC, отмечают, что в этом году туроператор проводил взвешенную ценовую политику. «Для агентств сейчас огромное значение имеет стабильность компании, дополнительные предпочтения можно объяснить именно этим», – считает один из опрошенных экспертов. Тем не менее не обошлось без ценовой интриги. Лидеры горнолыжного рейтинга минувшей зимой испытали давление со стороны усиливающегося конкурента – «Санрайз Тур». Этот туроператор совершил рывок, поднявшись в топ-листе с шестого на четвертое место и заполучив 8,6% агентских предпочтений – почти столько же, сколько TUI (8,9%). Почему? Конкуренты привычно кивают в сторону «Аэрофлота». Все намеки там отвергают (нашумевшая январская проверка не выявила никакой аффилированности. – прим. ред.). Однако, по словам экспертов, туроператор ладит с перевозчиком как никто другой. С их слов, накануне сезона «Аэрофлот» предложил выкупить кресла на зальцбургском рейсе по цене, которая процентов на двадцать превышала ожидаемую. За исключением «Санрайза» желающих подписаться на блоки не на-шлось. Образовался эксклюзив, который к тому же был дополнен расширением ассортимента курортов и броскими СПО. Итог впечатляет – пара лидеров рейтинга предпочтений сотрудничества по Австрии превратилась в трио: «Санрайз» обошел PAC Group на 0,8% голосов и теперь соседствует с «Асентом».
Интересно, что, несмотря на атаку, и PAC, и «Асент» свой объем предпочтений на этом направлении не потеряли и даже увеличили. Отток голосов московских тур-агентств выявился не у них, а у TUI (8,9% сейчас против 12,3% год назад). Эксперты напоминают, что как раз накануне зимнего сезона завершилась окончательная интеграция в этот бренд компании «ВКО» и ее покинули ряд топ-менеджеров. Конечно же, их наработки на горнолыжных на-правлениях остались, но в условиях растущей конкуренции по Австрии этого оказалось недостаточно для удержания позиций в рейтинге. Кстати, на коронном направлении, Андорре, туроператор остался при своих – TUI получил 21,5% предпочтений (20% год назад).
Таблица 2. Топ-лист: туроператоры горнолыжного рынка
Итог сезона зима-2011/12
Туроператор | Голоса, %* | Направления** |
---|---|---|
Асент Трэвел | 20,5 | Австрия, Италия, Андорра, Франция, Швейцария |
PAC Group | 19,8 | Италия, Австрия, Франция, Швейцария |
TUI | 8,9 | Андорра, Австрия, Франция, Болгария, Италия |
Санрайз Тур | 8,6 | Австрия, Италия |
Джет Тревел | 7,3 | Франция, Австрия, Италия, Швейцария |
TEZ Tour | 6,5 | Австрия, Андорра |
Натали Турс | 5,4 | Андорра, Австрия, Италия |
Эрцог | 3,8 | Италия, Австрия, Франция |
Время-тур | 2,6 | Андорра |
Coral Travel | 2,2–2,3 * | Австрия, Андорра |
Солвекс-Трэвэл | Болгария | |
ICS Travel Group | 1,7–1,9 * | Болгария, Австрия |
Данко Трэвел Компани | 1,7–1,9 * | Италия |
Балкан Экспресс | 1,5 | Болгария |
DSBW-Tours-Континент | 0,9 | Франция |
* См. Методику (стр. 26).
** Направления, по которым туроператор получил значимое количество голосов.
Ограниченный контингент
Cразу за «Санрайзом», на пятом месте в топ-листе горнолыжных туроператоров, оказался «Джет Тревел». Причем стоит как влитой – 7,3% голосов сейчас и столько же по итогам сезона-2010/11. Такую стабильность объясняют генеральной линией со-кращения рисков – туроператор последовательно делает ставку на регулярную авиаперевозку. Расти в рейтинге при такой политике сложно, так как снижена возможность для ценового маневра, нои потерь, как мы видим, удается избежать.
С небольшим отрывом далее в таблице расположился TEZ Tour, которому удалось слегка увеличить свой объем предпочтений (+1% к результату годичной давности). Как объясняют эксперты, этот туроператор плавно наращивает объемы, по-степенно расширяя и ассортимент – в минувшем сезоне в Австрии компания начала предлагать курорты не только Зальцбургерленда, но и Тироля.
А вот «Натали Турс», по отзывам конкурентов, в горнолыжной сфере не предпринимала активных действий. Как результат, ее рейтинг идентичен прошлогоднему.
«Эрцог», по словам наблюдателей, традиционно набирает предпочтения за счет работы по Франции. На рынке считают, что привлекательность этого игрока для розничных партнеров ограничена увлечением прямыми продажами. Лимитирующий фактор есть и у «Время-тур». Рейтинговый показатель этого игрока привязан к популярности профильного направления, Андорры, за которую агентства голосовали реже.
Кстати, характерно, что топ-лист туроператоров горнолыжного рынка замыкают компании с ограниченным контингентом направлений, куда входят одна-две страны. Чтобы подняться выше, этим игрокам придется расширять ассортимент.
Таблица 3. Туроператоры – лидеры рейтингов предпочтений сотрудничества по наиболее популярным направлениям горнолыжного туризма
Итог сезона зима-2011/12
ТО/Направление | Голоса, %* |
---|---|
Австрия | |
Асент Трэвел | 25,5 |
Санрайз Тур | 18,8 |
PAC Group | 18,0 |
Италия | |
PAC Group | 38,4 |
Асент Трэвел | 27,6 |
Андорра | |
Натали Турс | 23,8 |
TUI | 21,5 |
Франция | |
PAC Group | 30,9 |
Джет Тревел | 26,7 |
Болгария | |
Солвекс-Трэвэл | 32,6 |
Балкан Экспресс | 21,7 |
Швейцария | |
Асент Трэвел | 30,8 |
Джет Тревел | 28,2 |