logo
    Статьи Рейтинги Опросы Интервью Спецпроекты Журнал
Войти
Авторизация
Забыли пароль? Регистрация
Туроператоры по ЮВА – в чем отличия
Туроператоры по ОАЭ – кто есть кто?
Туроператоры по горным лыжам – кто есть кто?
    Hotline.travel
    Онлайн-журнал о жизни и туризме
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Редакция HotLine
    • Как стать соавтором
    • Открытая редакция
    • Получить свой экземпляр журнала
    • Напечатанные журналы
    • Лучшие публикации
  • Конкурсы
    • Перл года
    • Премия ТБГ
    • Новый год
    • Офисы турагентов
    • Офисы туроператоров
    • Фотозагадки
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
Войти
0:00, 2 сентября 2011
5238

Марш энтузиастов

Рейтинг популярности направлений туризма. Итоги сезона лето-2011. Россия.
Итог сезона лето-2011

Итоговый рейтинг популярности направлений за лето-2011 почти совпадает с прогнозным. Это означает, что участники московского рынка точно оценили тренды спроса. Но – промахнулись с объемами. В июле-августе пришлось урезать чартерные программы, и даже после этого оставалось неясным, останутся ли туроператоры в «плюсе».

Ждали большего

Топ-лист возглавляет, по обыкновению, Турция. В ее активе сейчас более 23% голосов, как в аналогичном исследовании за прошлый год. Но надо отметить, что ждали большего – прогнозный рейтинг страны на лето составлял 26,5%. И продажи стартовали активно: за счет раннего бронирования (скидки от отелей доходили до 30 и даже 40%) туры на июнь и начало июля разлетелись на ура. Но потом началась пробуксовка. Во-первых, часть турпотока оттянули на себя конкуренты: Египет начал восстанавливаться после революции; Греция привлекала клиентуру отчаянным демпингом.

Во-вторых, имиджу Турции повредили трагические события – алкогольные отравления с летальным исходом, две резонансные автокатастрофы. Наконец, в первые недели августа, когда началась паника на фондовых рынках, пошел вниз курс рубля по отношению к доллару. Как следствие, отдых в Турции для россиян подорожал.

Объемы перевозки сократили все туроператоры, кому позволяли условия контрактов. Но дисбаланс спроса и предложения продолжал ощущаться.

Цена котировки

Вслед за Турцией в рейтинге популярности направлений следует Греция – ее котировка в сравнении с прошлогодней укрепилась на 3,1%. Но только из-за распродаж туров. Сначала они выглядели как акции раннего бронирования, потом – как попытки обеспечить загрузку несметного количества бортов, заявленных на курорты. В конце июня, когда наступило плановое расширение полетных программ, профицит перевозки обострился до предела. Бензина в огонь плеснули бастовавшие таксисты и зажигательные репортажи в СМИ на тему социальной нестабильности в Греции.

Ценовая планка на направлении упала до отметки 190–200 евро – за эту сумму предлагался недельный отдых в отеле 3* (BB) с перелетом, трансфером и страховкой. О том, какие потери несли участники рынка, красноречиво говорит следующий факт: многие из них отказались от емкостей «Аэрофлота», побросав депозиты и рискуя осложнить отношения с нацперевозчиком. Подверглись сокращению и другие программы. После этого производители туруслуг попытались было вернуться к здоровому ценообразованию, то есть продавать Грецию не в убыток, но… Потребитель отнесся скептически.

Очень сложный сезон, пожалуй, самый убыточный за всю историю направления, говорят участники событий. Скептики, как в анекдоте, подытоживают: хуже быть не может. А оптимисты обнадеживают: может, может… Посмотрим.

Воздушная булимия

Так, а что мы имеем по Испании? 15,5% голосов московских турфирм против прошлогодних 14,6%. А в плане конъюнктуры – примерно те же тенденции, что и в Греции. По экспертным оценкам, объем перевозки на старте сезона как минимум в полтора раза превысил показатели лета-2010. Согласно статистике аэропортов, только на Барселону из Москвы и регионов России поднялись 99 бортов в неделю. Еще один яркий пример – шестикратный рост объемов по Ибице. Остальные курорты Испании тоже получили щедрую добавку «воздуха».

Переварить предложенные объемы рынок просто не мог, и в июле прошло повсеместное сокращение программ. В августе пришлось снять еще некоторое количество рейсов, потому что невозможно было обеспечить их комнатами – сезонный всплеск продаж на всех рынках повлек за собой дефицит номерного фонда.

Удастся ли компенсировать финансовые потери? Посмотрим. А пока эксперты констатируют, что в результате шквала SPO турпоток из России в Испанию вырос процентов на пятьдесят. За счет бюджетной клиентуры, главным образом – региональной. Испанцы удивлены и разочарованы. Они же привыкли зарабатывать на экскурсиях и прочих услугах, но вновь прибывшие российские туристы живут на курортах экономно.

Это были сводки с главных фонтов массового рынка.

Провокатор

Второй эшелон рейтинговых направлений открывает Египет. Когда-то он занимал летом второе место, однако сейчас довольствуется четвертым, его динамика – минус 3,5% от прошлогодней итоговой котировки. Впрочем, турпоток восстанавливается. Однако впереди президентские и парламентские выборы, принятие конституции. Египет остается жирным знаком вопроса на карте туристического рынка, и он-то как раз провоцирует напряженность на других направлениях. Сокращая объемы туроперейтинга в Хургаде и Шарме, игроки вынуждены наращивать их где-то еще, чтобы не допустить критичного снижения оборотов.

Остальные страны, представленные в итоговом рейтинге, демонстрируют схожую картину. Стабильность котировок в условиях общего роста турпотоков и снижения рентабельности, которое вызвано хроническим профицитом перевозки.

На общем фоне выделяются Хорватия и Черногория. Здесь бурно растет «дикий турпоток», чему способствует политика крупных авиаперевозчиков. В частности, «Аэрофлот» в текущем сезоне впервые взлетел на Дубровник, и все семь еженедельных рейсов грузит прямыми продажами, блоков туроператорам не предоставляет. Аналогичной тактики придерживается и на маршруте Москва – Сплит, хотя когда-то сотрудничал с партнерами из туристической среды. В этом году авиакомпания предложила очень привлекательные тарифы пассажирам из регионов, допустим, 99 евро за перелет из областного центра через Москву в Дубровник. Естественно, многие воспользовались этим для самостоятельной организации поездок с размещением в апартаментах.

Безвизовый режим на хорватском и черногорском направлениях тоже способствует быстрой утечке клиентуры из турфирм. В остальном же эти рынки вписываются в общие тренды, главный из которых – избыток перевозки. Объемы чартерных программ здесь тоже подвергались коррекции, но проблема сохранилась, потому что в августе иссякли запасы номерного фонда. Клиентские заявки периодически приходилось отклонять, а самолеты – гонять недогруженными. Снимать их уже не представлялось возможным, иначе в конце сезона не на чем было бы доставлять в Россию ранее завезенных туристов.

Пессимизм – дешевле

Завершая обзор, остановимся на Тунисе. На волне политического кризиса эта страна вылетела из предсезонного топ-листа, но теперь снова фигурирует в нем, хотя с более скромной котировкой, чем год назад (1,7% против 3,1% по итогам лета-2010). Турпоток здесь удалось сохранить где-то на уровне 50% от прошлогодних показателей, приходилось активно стимулировать его спецпредложениями – за счет снижения туроператорской маржи и уценки гостиниц. Местные отельеры, кстати, на старте сезона пытались работать по «дореволюционным ценам» – не верили, что политика негативно скажется на спросе. Представители бизнеса в Тунисе восприняли перемены с энтузиазмом и заявляли, что теперь к ним хлынут новые потоки гостей, желающих посмотреть на освобожденную страну. Энтузиасты.

Туризм – вообще бизнес энтузиастов и оптимистов. Но практика снова доказывает, что бизнес-планирование на основе позитивных прогнозов слишком дорого обходится.

Направление Итог сезона лето-2011, % Итог сезона лето-2010, % Изменение
Турция 23,4 23,8 -0,5
Греция19,0 15,9 3,1
Испания15,5 14,6 0,9
Египет9,7 13,2 -3,5
Италия6,4 5,6 0,8
Кипр4,1 3,3 0,8
Хорватия4,0 4,4 -0,4
Болгария3,3 2,8 0,5
Черногория2,7 2,6 0,1
Тунис1,7 3,1 -1,4
Россия1,2 1,2 0,0
Франция1,0 1,7 -0,7

В таблице представлен рейтинг популярности направлений, подготовленный Службой "БАНКО" в качестве итога сезона лето-2011. Он приводится в сравнении с аналогичными исследованиями, сделанными по итогам сезона лето-2010. Все данные получены в ходе опроса топ-менеджеров более 600 турфирм Москвы. Репрезентативные выборки составлены на основе базы данных Службы "БАНКО".

Также читайте по теме:
Турция. Точка доходности
Греция. О смысле демпинга
Испания. Египтозаменитель
Египет. Все вели себя прилично
Италия. Сезон тяжеловесов
Кипр. Наземный барьер
Хорватия. Перегорело
Болгария. Бои местного значения
Направления, не вошедшие в основной рейтинг. Россия
Методика. Как считаются некоммерческие рейтинги «БАНКО». Россия
  • Архив рейтингов БАНКО
Автор Наталья Меньщикова
Поделиться

Комментарии

Обсудить статью

/hotline/arkhiv-reytingov-banko/marsh-entuziastov/
Комментарии для сайта Cackle

Читайте также

До встречи, Альпы! Привет, Россия!

Архив рейтингов БАНКО

23/03/2016
11142
Нашествие массовиков

Архив рейтингов БАНКО

23/03/2016
10225
Египтозамещение Израилем

Архив рейтингов БАНКО

23/03/2016
9299
Кто в России генератор?

Архив рейтингов БАНКО

23/03/2016
9751
Эксклюзив против математики

Архив рейтингов БАНКО

23/03/2016
9265
Временные трудности

Архив рейтингов БАНКО

22/03/2016
8736
Крылья решают всё

Архив рейтингов БАНКО

22/03/2016
9376
Летать любой ценой

Архив рейтингов БАНКО

22/03/2016
8494
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Конкурсы
    • Перл года
    • Премия ТБГ
    • Новый год
    • Офисы турагентов
    • Офисы туроператоров
    • Фотозагадки
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Редакция HotLine
    • Как стать соавтором
    • Открытая редакция
    • Получить свой экземпляр журнала
    • Напечатанные журналы
    • Лучшие публикации
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
Реклама Подписка Редакция

© 2011-2021, Онлайн-журнал HotLine.travel
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-50073 от 06.06.2012 г.
При перепечатке или цитировании ссылка на портал Hotline.travel обязательна.

Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение Правила оплаты на сайте