Чем этот сезон на Кипре отличался от предыдущего – участники рынка смогли реализовать в полной мере свои амбиции по части авиаперевозки. Все ограничения по чартерам на направлении снялись еще прошлым летом, но слишком поздно – в июне, когда туроператоры были уже связаны контрактами на регулярку и не могли пускаться в новые проекты. Тогда получили конкурентные преимущества только заказчики а/к «Трансаэро», которая смогла переориентировать часть бортов с Пафоса на Ларнаку, прежде закрытую для нее назначенным перевозчиком, «Аэрофлотом». На сей раз туроператоры, не вхожие в клуб «Трансаэро», выступили со своими чартерными инициативами.
Произошло и еще одно достаточно значимое событие. По причине смены коммерческого директора в «Аэрофлоте» доступ к его блокам на кипрских рейсах получили все желающие.
Это что касается транспорта. А в сфере наземки ничего особо нового. Гостиничная база на острове, как известно, в дефиците, крупные туроператоры обеими руками держатся за свои квоты в востребованных отелях и не имеют возможности существенно их расширить. Кардинального прорыва в этом прокрустовом ложе не сделаешь, именно поэтому конкурентная ситуация на рынке Кипра достаточно предсказуема, лидерский состав в рейтинге предпочтений сотрудничества ограничен и постоянен.
Хотя в сезоне-2013 некоторые изменения все-таки есть.
Но об этом чуть позже. Сначала надо отдать должное бессменному лидеру направления – компании «Библио Глобус», которую назвали приоритетным поставщиком по Кипру почти половина топ-менеджеров московских турфирм, опрошенных интервьюерами Службы «БАНКО». Чемпион по турпотокам, держатель крупнейших квот в дефицитных отелях, ключевой партнер «Трансаэро», предположительно имеющий специальные цены на услуги этого перевозчика – так характеризуют оператора эксперты.
Единственное, что можно условно поставить в графу «минусы», – это, пожалуй, отсутствие в ассортименте перевозки других авиакомпаний.
Все соседи «Библио Глобуса» по рейтингу в уходящем сезоне стремились к большей диверсификации в плане транспорта.
Так, «Натали Турс» в дополнение к той же «Трансаэро» взяла блок на рейсах «Аэрофлота», который при прошлом коммерческом директоре упорно игнорировал этого туроператора. Следует отметить, что «Натали» завершила сезон с более высокой ретинговой котировкой – плюс 3,6% голосов московских турфирм к итоговой отметке за прошлое лето.
В результате компания перебралась с третьей строки лидерского списка на вторую,
которую прежде занимал туроператор ICS Travel Group.
Личный рейтинг ICS снизился на 5%. Притом что компания увеличила полетные планы по Кипру – к перевозке «Аэрофлота» и «Кипрских а/л» добавила чартер «Ямала». В результате усилилась в экономклассе направления. Наблюдатели считают, что это правильный ход на фоне крайне жесткой ценовой конкуренции на направлении и тотального демпинга в других странах, оттягивавших клиентуру у Кипра.
Но, чтобы сохранить на прежнем уровне котировку в рейтингах предпочтений сотрудничества при такой конъюнктуре, надо было гораздо жестче играть ценой, чем это привык делать ICS.
Замыкает топ-лист «Солвекс-Трэвел», который раньше в лидерском списке не фигурировал. В уходящем сезоне он вместе с «Лабиринтом» был крупным заказчиком брокера «Авиачартер», который ставил на Кипр чартер «Оренбургских а/л». В результате «Лабиринт» засветился в прогнозном рейтинге направления, а «Солвекс» отметился в итоговом, хотя упомянутая программа была завершена намного раньше срока.
Кипр
Рейтинг предпочтений сотрудничества
(итог сезона лето-2013)
Туроператор | Итог сезона лето-2013, % | Прогноз на сезон лето-2013, % | Изменение, +/- | Итог сезона лето-2012, % | Изменение, +/- |
---|---|---|---|---|---|
Библио Глобус | 47,6 | 43,8 | 3,8 | 49,7 | -2,1 |
Натали Турс | 18,9 | 16,2 | 2,7 | 15,3 | 3,6 |
ICS Travel Group | 18,3 | 22,2 | -3,9 | 23,3 | -5,0 |
Солвекс-Трэвэл | 6,7 | - | - | - | - |
Отсутствуют:
Лабиринт | - | 5,9 | - | - | - |