В рейтинге предпочтений сотрудничества по Хорватии − те же три оператора, что и по итогам прошлого лета. А по сравнению с прогнозом-2011 в нынешней таблице единственной заметной переменой стало лишь отсутствие двух игроков.
Чтобы понять, почему это так, эксперты направления предлагают вспомнить, что особенностью региона всегда был и остается дефицит гостиничной базы. Отелей здесь строят мало, и в целом на протяжении ряда лет предложение отстает от спроса. Хорватия является едва ли не единственным европейским направлением, где доля гарантированных номеров в портфелях крупных игроков достигает 90%. Есть мнение, что такая специфика защищает рынок от посягательств агрессивных новичков: им сложно взять достаточное количество мест в гостиницах. Квота на российский рынок ограничена и исторически «расписана» под старожилов. Вот потому-то здесь до сих пор и не появились «акулы» турецко-египетского профиля. Другим положительным следствием отельного дефицита считают относительный баланс перевозки: понимая, что по запросу в пик сезона номеров не найдешь, игроки рассчитывают объемы «воздуха», исходя из своих гарантированных комнат. Впрочем, подпортить картину на хорватском рынке вполне может положение на других направлениях: заниженные цены, например, в той же Греции способны перетягивать клиентуру. Но в целом эксперты отмечают сравнительную стабильность данного рынка, что и обеспечивает постоянный состав лидерской тройки.
Возвращаясь к топ-листу, отметим возросшие позиции «Компании ПАКС», которой московские турагентства отдали на 7,3% голосов больше по сравнению с результатом годичной давности, и TUI (+ 4,5%). По мнению специалистов, важный фактор, влияющий на расстановку сил в предстоящем сезоне, – продолжающийся процесс ухода туроператоров с рынка массовых туров. В самом деле, в рейтинге по итогам сезона-2010 на долю «КАПИТАЛ ТУР» и «МЕГАПОЛЮС ТУРС» приходилось в сумме 21,7%, а в прогнозе на лето-2011 «Ланта» и «МЕГАПОЛЮС» получили 11,9% агентских предпочтений. Эксперты уверены, что именно «ПАКСу» и TUI достались «освободившиеся» голоса розничных партнеров.
Одним из преимуществ «ПАКСа» называют сильные позиции в популярных отелях: эксперты отмечают, что в некоторых из них он держит до 80% номеров на комитментах. Оператору принадлежит львиная доля перевозки «Трансаэро», которая востребована благодаря удобным слотам, а также блок в Пулу на чартере «Аэрофлота».
Что касается TUI, то, по словам экспертов, Хорватия прекрасно вписывается в стандартную схему работы европейского концерна: он обычно делает ставку на сравнительно небольшое число отелей, получая от них преференции. Компания заинтересована в укреплении своих позиций на этом рынке и, по утверждениям специалистов, предлагает вполне конкурентные цены. Кроме того, в заслугу TUI ставят многопрофильность и надежность.
В заключение прокомментируем динамику «Асент Трэвел». Он занимает вторую строчку в рейтинговой таблице, но, в отличие от конкурентов, незначительно снизил свою прошлогоднюю прогнозную котировку (- 1,5%). Наблюдатели считают, что оператору не достались голоса выбывших игроков по причине предстоящего расставания со швейцарским холдингом. «Что ж, возможно, информация о продаже доли Hotelplan и внесла временные сомнения в ряды агентств, − комментируют наблюдатели. − Однако учитывая, что компания не имеет долгов перед партнерами и пока не собирается менять свою политику в сторону уменьшения объемов, вполне вероятно, что в ходе сезона она нарастит рейтинговые показатели».
Рейтинг по объемам сделок
Мнение Сергея Приголовкина («Компания ПАКС»)
1. «Компания ПАКС».
2. «Асент Трэвел».
3. TUI.
Мнение Евгения Судьбина («Асент Трэвел»)
1. Компания ПАКС
2. Асент Трэвел
3. TUI
4. Русский Экспресс
Хорватия
Рейтинг предпочтений сотрудничества
(прогноз на сезон лето-2012)
№ | Туроператор | Прогноз
на сезон лето-2012, % | Итог сезона лето-2011, % | Изменение, +/- | Прогноз
на сезон лето-2011, % | Изменение, +/- |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Компания ПАКС | 39,0 | 34,9 | 4,1 | 31,7 | 7,3 |
2 | Асент Трэвел | 23,8 | 25,3 | 1,5 | 25,3 | 1,5 |
3 | TUI | 16,3 | 12,0 | 4,3 | 11,8 | 4,5 |
4 | Отсутствуют: | |||||
5 | Ланта-тур вояж | - | - | - | 6,5 | - |
6 | Мегаполюс турс | - | - | - | 5,4 | - |