По признанию участников рынка, лето-2013 на испанском направлении прошло относительно спокойно, хотя и немного хуже прошлогоднего, – загрузка рейсов в целом была адекватной, до демпинга никто не опускался.
«Пока на этот рынок не пришел «Библио Глобус», операторы ведут себя корректно», – шутят наблюдатели. Хотя влияние других, горящих европейских направлений все же чувствовалось. По словам экспертов, чтобы реализовать испанский турпродукт, туроператорам часто приходилось уменьшать свою маржу.
Конкурентный расклад по итогам сезона почти не изменился, и рейтинг предпочтений сотрудничества отражает относительно стабильную картину. В нем те же игроки, что и год назад, и всего две рокировки – в середине и в конце списка.
Традиционный лидер, компания «Натали Турс», сумел сохранить прошлогоднюю долю агентских предпочтений – 24,6%.
Что неудивительно, учитывая ее широчайший ассортимент, а также эксклюзивную перевозку а/к «Трансаэро», которую туристы особенно ценят. В Барселону оператор летает из трех аэропортов столицы, включая рейсы из Шереметьево на «Аэрофлоте». Наземное обслуживание тоже заслуживает высоких оценок агентств: не менее половины отелей на мгновенном подтверждении.
Популярностью пользуются детские клубы, которые «Натали Турс» организует уже четвертый сезон. По словам топ-менеджера компании, туры на Мальорку по программе «Взрослые и дети» были раскуплены на все лето еще в мае.
На незначительном расстоянии от лидера держится его давний конкурент.
TEZ Tour в этот раз он набрал 22,2% агентских голосов и сократил дистанцию до первого места с 3,4 до 2,4 пункта.
Объемы этого игрока постепенно растут, среди его достоинств называют хорошую агентскую базу и эксклюзивные отели.
Далее идет относительно новый участник этого рынка – Coral Travel, который, получив дополнительно 3,9% агентских голосов, переместился с четвертой на третью строчку.
Недобрав в этом сезоне по Египту и Турции, Coralактивизировался на испанском направлении.
Его козыри – мощная сеть дистрибьюторов и привлекательные цены на ряд отелей.
Четвертую позицию занимает TUI, которая по сравнению с прошлогодним исследованием недосчиталась 4,6 пункта и покинула третье место.
Репутацию TUIподпортили задержки рейсов «Колавиа» в мае-июне, которые повлекли за собой сбои во всем расписании.
Если бы не проблемы с перевозкой, оператор, несомненно, получил бы более высокие оценки от дилеров. Ведь на его стороне важные конкурентные преимущества – достойная подборка отелей, успешная франчайзинговая сеть. Помимо массовых курортов компания летает на не столь раскрученные Гран-Канарию и Ибицу.
Следующий участник топ-листа, «Пегас Туристик», несколько повысил свой прошлогодний результат (с 6,7 до 8,7% голосов) и занимает, как и прежде, пятую строчку.
Оператор популярен во многом благодаря ставке на бюджетный отдых и выгодным ценам. Если бы не частые изменения в расписании, его любили бы еще больше, говорят наблюдатели.
V.A.M. Tour добавил к своему результату за лето-2012 дополнительные 3,5 балла и заработал в сумме 5,6% предпочтений, поднявшись в рейтинге с седьмой на шестую строчку. Этот коренной испанец имеет собственную принимающую сторону и сильные позиции на Канарах.
С прошлого сезона V.A.M. Tourразвивает и новый продукт, не очень известный пока на российском рынке регион Валенсия,
на базе прямого рейса а/к «Сибирь».
Вырасти в рейтинге оператору помогла и маркетинговая активность.
Рейтинг другого узкого специалиста по Испании, компании «Время-тур», напротив, снизился – на 2,9 пункта, до 3,5%. Несмотря на индивидуальный подход к агентствам и тщательную проработку регионов,
монопрофильному оператору трудно угнаться за объемами универсалов.
Туроператор | Итог сезона лето-2013, % | Прогноз на сезон лето-2013, % | Изменение, +/- | Итог сезона лето-2012, % | Изменение, +/- |
---|---|---|---|---|---|
Натали Турс | 24,6 | 23,5 | 1,1 | 24.8 | -0,2 |
TEZ Tour | 22,2 | 22,1 | 0,1 | 21,3 | 0,9 |
Coral Travel | 16,8 | 13,2 | 3,6 | 12,9 | 3,9 |
TUI | 11,2 | 12,9 | -1,7 | 15,8 | -4,6 |
Пегас Туристик | 8,7 | 6,3 | 2,4 | 6,7 | 2,0 |
V.A.M. Tour | 5,6 | 5,8 | -0,2 | 2,1 | 3,5 |
Время-тур | 3,5 | 7,8 | -4,3 | 6,4 | -2,9 |
Troyka | 2,1 | 1,5 | 0,6 | - | - |
Sunmar | 1,8 | 2,0 | -0,2 | 2,2 | -0,4 |