Рейтинг популярности направлений туризма. Итог сезона лето-2013. На первый взгляд, результаты этого лета от прошлогодних показателей отличаются незначительно. Страны из года в год фигурируют одни и те же, но цифры демонстрируют интересную динамику.
У греков триумф
В прошлом году впервые за 15 лет по итогам лета Греция опередила Турцию в рейтинге популярности направлений туризма, который Служба «БАНКО» составляет по результатам опроса московских туркомпаний. В этот раз триумф продолжился: Грецию от Турции отделяют уже не десятые доли, а почти 6% голосов. Можно поздравить греческих отельеров, но какой ценой дались эти цифры участникам туррынка в России? Конкурентные войны на направлении этим летом, кажется, накалились до предела и вылились в колоссальный переизбыток предложения. Турагенты довольствовались мизерной комиссией с копеечных туров, операторам пришлось нести убытки из-за «сгоревших» или распроданных за бесценок кресел на рейсах. В выигрыше оказались только туристы – они запомнили недельные турпакеты в Грецию за €150, которые в июне-июле стали не горячими предложениями, а нормой жизни.
Испания справилась
А вот Турция оказалась недооцененной в рейтинге. Накануне сезона ее назвали в числе приоритетных направлений 24,7% респондентов, а по итогам – уже 20,4%. Причин можно назвать две. Во-первых, на старте сезона, в июне, случились беспорядки в Стамбуле и на курортах. Во-вторых, многие туристы соблазнились дешевой Грецией. Эксперты отмечают, что уже в течение нескольких сезонов турецкое направление теряет клиентуру. И не только из-за цен. Греция успела подстроиться под вкусы массового российского туриста – в отелях все активнее распространяется «все включено», анимация и русскоязычный сервис. Впрочем, по абсолютным показателям турпотока Турция по-прежнему вне конкуренции. Год назад по данным Росстата она приняла 2,5 млн туристов из России, а Греция – только 690 тыс. Данных за этот год пока нет.
На 2,5% в рейтинге подросла Испания. Повышение котировки эксперты называют вполне оправданным: страна уже не первый год всеми усилиями старается стимулировать интерес россиян, щедро раздавая мультивизы. Консульство с нагрузкой справилось – сбоев не было. И вообще лето для этого направления прошло без значимых интриг. На фоне греческого пожара туров небольшой и, пожалуй, традиционный переизбыток перевозки в Испанию (особенно на Тенерифе) выглядел некритично.
Египет в минусе, Кипр в плюсе
Если учесть то, что за Испанией в таблице популярных направлений «пристроились» Италия и Кипр, налицо тенденция к европеизации летнего пляжного отдыха. И объяснение также лежит на поверхности: спрос на чрезвычайно популярный в прошлые годы Египет в этот раз значительно просел из-за июньской смены власти в стране и последовавших за этим беспорядков, особо обострившихся в августе. МИД порекомендовал туристам не покидать курортных зон, затем и вовсе призвал не ездить в страну без особой надобности. Туроператорам пришлось прекратить продажу экскурсий, за чем бдительно следил Ростуризм, даже направивший в Хургаду своих представителей.
Как результат, в рейтинге популярности направлений Египет, который занимал 4-ю строчку, спустился на 6-е место, пропустив вперед Италию и Кипр. Нельзя не отметить, что туристическому Кипру очень повезло: пик разговоров о финансовом кризисе в этой стране пришелся на март-апрель. К сезону туристы успели об этом забыть, а внимание СМИ переключилось на события в Турции и Египте.
Итог для Кипра положительный: по итогам сезона это направление не только не упало в рейтинге, но даже немного подросло – на 0,7%.
Ну что же ты, Хорватия?
В начале сезона эксперты предсказывали падение популярности Хорватии из-за введения визового режима. И туроператоры подтверждают – это факт. Статистики по количеству туристов пока нет, но в рейтинге, составленном по итогам голосования московских турагентств, направление недополучило 0,8% голосов. Для такого направления, как Хорватия, это существенно, так как год назад на ее долю приходилось всего 2,3%. Не помогли даже распродажи туров. На фоне горящей Греции изначально более дорогие турпакеты в Хорватию, где к тому же сравнительно скудный выбор отелей, все равно смотрелись менее привлекательно. Не добавил очков и уход одного из лидера направления, туроператора «Асент Трэвел».
Щука Путина и «Твиттер» Медведева
Целый ряд летних направлений, можно сказать, остались при своих. Это Болгария, Тунис, Черногория. А вот Россия «подросла»: год назад она даже не набрала минимального количества голосов для включения в рейтинг, а сейчас вернулась в топ и даже обошла Тунис и Францию. Эксперты объясняют это двумя взаимосвязанными факторами – цикличностью спроса в туризме (Россия снова в моде), а также позитивным информационным фоном. Ньюсмейками новостей о внутреннем туризме не раз становились первые лица государства – Путин поймал щуку в Туве, Медведев выложил в «Твиттере» фото с Байкала.
Прямая речь. Специалисты региональных туркомпаний – о самых популярных направлениях лета
Ксения Ковалева, менеджер по туризму агентства «Интурцентр» (Казань):
– Самые популярные направления этого лета – Турция, Греция, Испания и Италия. В Болгарию самолеты летают из нашего города в течение двух-трех месяцев, поэтому туристы переориентируются на Турцию, в которой еще и сервис лучше. Не скажу, что было много горящих предложений, если только в июне на три дня в Грецию, когда оставалось много мест на рейсе. В связи с банкротством «Асента» не оправдали ожиданий Хорватия и Черногория – это был единственный туроператор, выполняющий полеты из Казани.
Татьяна Гуляева, менеджер по продажам ТО «Универсал-Тур» (Калининград):
– Из-за географического положения в Калининграде очень популярны автобусные туры, прежде всего в Польшу, Чехию и Венгрию. Что касается пляжных направлений, это Греция, Испания и Турция. Правда, на спецпредложения туристам рассчитывать не приходится, так как самолеты, особенно в Грецию, были переполнены и перелет из Калининграда дорогой сам по себе.
Яна Фаллер, старший менеджер по туризму, компания «Эль-Тур» (Новосибирск):
– Среди наиболее популярных направлений – Турция, Италия, Греция, Испания, Вьетнам и Таиланд. Горящих предложений было много только в начале летнего сезона. Например, в Италию с 30.06 по 07.07 тур стоил от 23 тыс. рублей с учетом всех обязательных платежей (виза, страховка от невыезда, топливный сбор). Или, например, можно было приобрести тур в Грецию на 14 дней (с 25.08) стоимостью от 17 500 рублей. Вообще Италия не очень оправдала ожидания: у потребителя мало информации. Снизился спрос на Хорватию в связи с введением визы и отменой прямых рейсов из Новосибирска.Рейтинг популярности направлений туризма (итог сезона лето-2013)
Направление | Итог сезона лето-2013, % | Прогноз на сезон лето-2013, % | Изменение, +/- | Итог сезона лето-2012, % | Изменение, +/- |
---|---|---|---|---|---|
Греция | 26,1 | 22,3 | 3,8 | 22,9 | 3,2 |
Турция | 20,4 | 24,7 | -4,3 | 22,5 | -2,1 |
Испания | 19,5 | 17,4 | 2,1 | 17,0 | 2,5 |
Италия | 6,1 | 7,5 | -1,4 | 5,1 | 1,0 |
Кипр | 5,8 | 2,7 | 3,1 | 5,1 | 0,7 |
Египет | 4,1 | 7,4 | -3,3 | 7,9 | -3,8 |
Болгария | 2,6 | 2,2 | 0,4 | 3,0 | -0,4 |
Черногория | 2,5 | 1,5 | 1,0 | 2,2 | 0,3 |
Хорватия | 1,9 | 2,3 | -0,4 | 2,7 | -0,8 |
Россия | 1,7 | 1,5 | 0,2 | 0,9 | 0,8 |
Тунис | 1,4 | 1,1 | 0,3 | 1,9 | -0,5 |
Франция | 1,3 | 1,8 | -0,5 | 1,3 | 0,0 |
В таблице представлен рейтинг популярности направлений, подготовленный Службой "БАНКО" в качестве итога сезона лето-2013. Он приводится в сравнении с аналогичными исследованиями, сделанными накануне сезона и по итогам сезона лето-2012. Все данные получены в ходе опроса топ-менеджеров более 600 турфирм Москвы. Репрезентативные выборки составлены на основе базы данных Службы "БАНКО".