Впервые за последние четыре года Черногория котируется в основном рейтинге предпочтений сотрудничества по итогам летнего сезона. Причиной ее долгого отсутствия в топ-листе был, видимо, уход с отраслевой сцены многопрофильных компаний, которые раньше активно работали по этому направлению («Капитал Тур», «Ланта-тур вояж»). И соответственно, возвращение страны в рейтинг эксперты связывают с появлением на данном рынке такого крупного и агрессивного игрока, как «Библио Глобус».
Туроператор своим присутствием и агрессивным маркетингом явно усилил интерес розницы к этой стране. Хотя развернуться ему там негде.
Ведь что собой представляет туристическая Черногория? Один (!) пятизвездочный отель, открытый для русской клиентуры. Семь гостиниц уровня 4*. Сколько-то трезвездочников и довольно много частного сектора. То есть номерной фонд крайне ограничен, разобран по коммитментам традиционными игроками направления, и внедриться туда новичку, даже с большим чемоданом денег, довольно проблематично.
Именно поэтому старожилы рынка рассчитывают, что им удастся оградить свои территории от пришельца и тех, кто может последовать за ним.
Рейтинг предпочтений сотрудничества, как и в прошлые годы, возглавляет «Компания ПАКС», причем ее отрыв от ближайшего преследователя весьма велик – более 14% голосов московских турфирм.
Наблюдатели считают ее лидерство вполне заслуженным, говорят, что «ПАКС» объективно предлагает самый широкий ассортимент продукта на данном рынке.
Вторую строчку в таблице занимает TUI. Туроператор получил сильные позиции по Черногории в приданое от VKO Travel и старается развивать их. Так, в этом году наблюдатели отметили, что он увеличил свою квоту в Slovenska Plaza – очень крупном для Черногории гостиничном комплексе на курорте Будва, недавно прошедшем реновацию.
На значительной дистанции от TUI расположился в рейтинге «Библио Глобус».
Конкуренты утверждают, что он пока более активен в сегменте бюджетных гостиниц и частного сектора.
И недоумевают, как столь крупный игрок подстроил свои технологии под реализацию номеров в разношерстных мини-гостиницах. Но факт остается фактом: с первого же сезона новый конкурент задает ценовой тон на черногорском рынке. Старожилы отметили, что многие дистрибьюторы теперь мониторят рынок в поисках непривычно дешевых для Черногории предложений, на которые ориентирует клиентов реклама «Библио Глобуса».
Компания «Юго-Стар», которая занимает пятую строчку в рейтинге предпочтений сотрудничества, – нишевой туроператор из числа старожилов.
Черногория для этой компании – базовое направление, на котором она пользуется репутацией надежного и качественного поставщика.
Так что вхождение «Юго-Стар» в топ-лист наблюдатели считают вполне заслуженным. А вот присутствие в лидерском списке компании «Полар Тур» многих удивляет. В ассортиментном ряду на ее сайте Черногория значится на 21-м месте (не по алфавиту), и другие участники топ-листа не воспринимают «Полар» как конкурента. Подозревают, что он продает чужой продукт – например, от компании «Р-Турс». Это весьма крупный участник направления, чьими оптовыми дистрибьюторами на самом деле являются многие фирмы, позиционирующие себя в качестве туроператоров по Черногории.
Рейтинг популярности направлений туризма по Черногории
(итог сезона лето-2013)
Направление | Итог сезона лето-2013, % | Прогноз на сезон лето-2013, % | Изменение, +/- | Итог сезона лето-2012, % | Изменение, +/- |
---|---|---|---|---|---|
Компания ПАКС | 37,8 | 39,5 | -1,7 | 32,1 | 5,7 |
TUI | 23,3 | 27,9 | -4,6 | 20,8 | 2,5 |
Библио Глобус | 9,8 | - | - | - | - |
Юго-Стар | 6,7 | - | - | - | - |
Полар Тур | 5,2 | - | - | - | - |