Итог сезона лето-2011
Объемы продаж выросли, а доходы – нет, – так говорят об итогах лета-2011 специалисты по Болгарии. И это звучит весьма оптимистично на фоне сводок из большинства других стран массового отдыха, где уходящий сезон, по отзывам экспертов, был самым сложным за всю историю наблюдений – рентабельность туроперейтинга стремилась к нулю в силу острейшей конкуренции.
Болгария находится в стороне от главных ценовых войн отрасли, потому что до сих пор не попала в сферу интересов самых агрессивных компаний турецко-египетского профиля. Слишком узкий рынок, чересчур короткий сезон, чтобы запускать здесь их конвейеры.
И еще. Болгария – самая дешевая из стран, пригодных сейчас для семейного отдыха. Ее клиента не сманишь яркими SPO в Грецию или Испанию, где курортная жизнь все равно дороже. И уже накануне сезона было очевидно, что в отели Албены, Золотых Песков, Солнечного Берега устремятся многие туристы с детьми, которые отказались от Египта и Туниса из-за революций, а Турцию сочли для себя слишком дорогой.
Что же при таком раскладе помешало операторам по Болгарии наращивать доходы пропорционально турпотокам? Банальный профицит перевозки. Каждый участник процесса – от рядовых блочников до компаний, которые оперируют многочисленными бортами, – увеличил свои полетные планы раза в два по сравнению с прошлогодними показателями. Мало кто смог в полной мере обеспечить их востребованной наземкой, за счет горящих билетов общая ценовая планка опускалась. И самыми популярными в агентской среде поставщиками оказались компании, которые активно участвовали в общей игре на понижение, но обеспечивали максимальный процент подтверждения заявок на раскрученные гостиницы.
Прежде всего это «Солвекс-Трэвэл», чья котировка в рейтинге предпочтений сотрудничества на 1,3% выше, чем в аналогичном исследовании за прошлый год. Туроператор остается безоговорочным лидером на направлении, предлагает исчерпывающий ассортимент отелей и перевозку четырех авторитетных компаний – «Аэрофлот», S7, «Трансаэро», Bulgaria Air. Что заявили, то загрузили, говорят руководители «Солвекса» и признают: чтобы не отступить от плановых объемов, периодически приходилось выпускать радикальные SPO.
Самый серьезный рывок в рейтинге совершила компания ТТ-ВКО. Она впервые вошла в топ-лист по Болгарии лишь накануне этого лета, причем сразу с высокой котировкой – 7,9% голосов, а теперь улучшила ее на 11,5%! Рекламные заявления о том, что TUI обеспечивает ВКО преференции в ряде ключевых отелей Болгарии, оказались правдой, признают конкуренты. И отмечают также собственные операторские достижения ВКО, особенно разработки в сфере детского отдыха, которые очень актуальны в Болгарии.
Личная котировка ICS Travel Group сейчас на 5,3% ниже, чем год назад. Компания работала, как всегда, стабильно и качественно, говорят наблюдатели, однако менее активно устраивала распродажи, чем два «вышестоящих» игрока. Это и отразилось в рейтинге.
S7 Tour, подобно ТТ-ВКО, год назад в лидерском списке не участвовала, но вошла в него накануне сезона, и теперь укрепила позиции (плюс 3,9% голосов в сравнении с прогнозным рейтингом на лето-2010). Компания удачно сконсолидировала перевозку «S7» и «ВИМ-авиа», за счет чего и поднялась, комментируют специалисты.
В заключение – пара слов об «НТК Интурист». Оператор явно продвигается на болгарском рынке, сообщает о четырехкратном росте объемов из Москвы и регионов. Конкуренты признают эти достижения и говорят, что если «Интурист» повысит технологичность и скорость реакции на изменения конъюнктуры, то поборется за место в тройке лидеров рейтинга.
Рейтинги по объемам сделок
Мнение Ирины Петровой, «Солвекс-Трэвэл»
Солвекс-Трэвэл
ТТ-ВКО, ICS Travel Group
НТК Интурист
Мнение Дмитрия Черепова, «НТК Интурист»
Солвекс-Трэвэл
ТТ-ВКО, Балкан Экспресс, ICS Travel Group
НТК Интурист, S7 Tour
Нева
№ | Туроператор | Голоса, % | 2010 | +/- |
---|---|---|---|---|
1 | Солвекс-Трэвэл | 21,8 | 19,9 | 2,0 |
2 | ТТ-ВКО | 17,0 | - | - |
3 | ICS Travel Group | 16,4 | 21,2 | 4,8 |
4 | S7 Tour | 12,1 | - | - |
5 | Балкан Экспресс | 8,5 | - | - |
6 | НТК Интурист | 6,1 | - | - |
Рейтинг подготовлен на основании опроса специалистов 670 турфирм Москвы.
Также читайте по теме:
Турция. Точка доходности
Греция. О смысле демпинга
Испания. Египтозаменитель
Египет. Все вели себя прилично
Италия. Сезон тяжеловесов
Кипр. Наземный барьер
Хорватия. Перегорело
Направления, не вошедшие в основной рейтинг. Россия
Методика. Как считаются некоммерческие рейтинги «БАНКО». Россия