Турция. Рейтинг предпочтений сотрудничества с туроператорами
После двухлетнего перерыва Служба «БАНКО» вновь составляет рейтинги предпочтений сотрудничества на основании опроса специалистов столичных турфирм с соблюдением принципов репрезентативности. В исследовании участвуют сотрудники более 500 компаний. Вчера мы опубликовали рейтинг популярности направлений – прогноз на летний сезон 2023 года. Сегодня предлагаем вашему вниманию рейтинг предпочтений сотрудничества московских турфирм с туроператорами по Турции.
В этой статье также аналитика рыночной ситуации, подготовленная при содействии экспертов турбизнеса – руководителей и топ-менеджеров крупных туроператорских и турагентских компаний.
Трое в лодке
Интересы основных крупных туроператоров ярче всего проявлены на турецком направлении, что отражает состав участников прогнозного рейтинга предпочтений по направлению. В первой тройке – так называемые большие турки: ANEX Tour, Coral Travel, Pegas Touristik.
Таблица популярности направлений, подготовленная по результатам опроса столичных турагентов, показывает: в предстоящем сезоне востребованы все доступные страны с прямым перелетом, даже те, где, как казалось раньше, летом невыносимо жарко или сезон дождей. В списке лидеров, получивших наибольшее количество голосов, предсказуемо лидирует Турция. И хотя многие потребители возмущаются ростом цен, адекватной альтернативы турецким курортам найти трудно.
Турция. Рейтинг предпочтений сотрудничества. Прогноз на сезон лето-2023
Туроператор
|
Голосов, % |
ANEX Tour | 22,8 |
Coral Travel | 21,4 |
Pegas Touristik | 17,8 |
Fun & Sun | 14,9 |
Библио-Глобус | 11,7 |
Sunmar | 5,6 |
Tez Tour | 3,7 |
Интурист | 1,5 |
У них схожие стратегии и масштабы бизнеса. Кроме того, при необходимости владельцы быстро договариваются между собой, особенно когда речь идет о распределении перевозки или защите конкурентных позиций от чужаков. Претензии к лидерам направления у розничных партнеров также схожи – от них требуют больше индивидуального подхода, лояльности и прозрачности агентской политики. Несмотря на критику, время от времени появляющуюся в соцсетях, отношение к компаниям в общем уважительное — это вертикально интегрированные холдинги, в структуре которых помимо туроператоров есть многое другое – перевозчики, трансферные компании, гостиницы и т. п.
Правда, корпоративные правила внутри холдингов изменились. Если раньше каждый туроператор опирался на аффилированного перевозчика: ANEX Tour – на AZUR air, Pegas – на Nordwind, а с прошлого года и на Southwind, Coral – на Royal Flight, то теперь они всячески открещиваются от связи с авиакомпаниями. (К слову, Royal Flight покинул российский рынок в 2022 году.) В руководстве Pegas на вопрос редакции в отношении политики Southwind сказали, что не отвечают за эту авиакомпанию, в той же мере как не имеют отношения к решениям турецких авиалиний. AZUR air тоже ведет самостоятельную политику и работает на одних принципах со всеми партнерами. Так что в летнем сезоне вся первая тройка по Турции будет делить одну перевозку: AZUR air, Turkish Airlines, Southwind, Red Wings, Corendon, Pegasus.
Чужой среди своих
В летнем сезоне 2023 года участникам первой тройки предстоит иметь в виду интересы как минимум еще одного амбициозного игрока – Fun & Sun, который, не жалея сил и средств, старается перетянуть внимание партнеров на себя. Эксперты, комментировавшие редакции результаты опроса, отмечали: инвестор Fun & Sun не теряет интереса, вкладывается в проект, это выделяет его из числа конкурентов. Однако не все специалисты понимают, в чем заключается уникальность продукта Fun & Sun. На турецком направлении туроператор пользуется теми же крыльями, что и его ближайшие многоопытные коллеги. Фирменная гостиничная концепция Fun & Sun в Турции заметно сократилась: судя по официальным данным, в ней участвуют только три отеля, что ограничивает управление продажами.
Намного больше воодушевления упоминание Fun & Sun вызывает в среде турагентств. Представители розницы видят в туроператоре заинтересованного партнера. Как говорят агенты, Fun & Sun из «крупняка» самый дружелюбный к рознице и по многим позициям торгует хоть и немного, но все же ниже рынка. Они такой подход одобряют и поддерживают, что благотворно отражается на персональных результатах Fun & Sun в рейтингах.
Своя игра
Противовесом первой четверке лидерского списка выступает Библио-Глобус – туроператор предпочитает вести свои дела обособленно, не блокируясь с конкурентами. В отличие от остальных в его руках козырь – перевозка «Аэрофлота», на которую всегда есть спрос платежеспособных клиентов. Так что Библио-Глобусу необязательно гнаться за самой низкой ценой, изобретать креативные маркетинговые проекты, тратиться на особенную лояльность к турагентам. Вместо этого он демонстрирует партнерам надежность и везде, где это возможно, стремится к широкому охвату и высокому качеству продукта.
Эксперты туроператоров ожидают от Библио-Глобуса высокой активности на турецком направлении, но, что любопытно, рассматривают его как игрока «вне рынка», не мониторят цены, не подгоняют под них свои тарифы – объясняют это тем, что благодаря перевозке «Аэрофлота» Библио-Глобус имеет доступ к принципиально другой клиентской аудитории.
Сила бренда или инерция рынка?
Специалисты, которые комментировали редакции рейтинг по Турции, считают, что присутствие в завершающей тройке Sunmar, TEZ TOUR и «Интуриста» в большей части имиджевая история. Компании не отметились перед сезоном какими-либо яркими инициативами, но агенты выдвигают их как приоритетных поставщиков – кто по инерции, кто исходя из доверия к годами проверенным брендам. Те же эксперты полагают, что по окончании сезона в рейтинге могут появиться LOTİ и One Touch & Travel.
Темная лошадка
Много разговоров в кулуарах турбизнеса – вокруг нового туроператора LOTİ, за которым стоит турецкий капитал. Есть мнение, что в перспективе нескольких лет компания может претендовать на значимые объемы и даже подойти вплотную к лидерам. Но, как говорят осведомленные источники, стратегия бренда – еще не до конца определена, не исключено, что проект все же останется нишевым – будет предлагать лакшери-продукт с собственной брендовой перевозкой на Black Jet AZUR air. Эксперты уверены: до лета появится ясность.
Что происходит с ценообразованием на турецком направлении, стоит ли ждать демпинга, разбирались в предыдущей статье.