Рейтинг туроператоров по круизному продукту: выбор турагентов Москвы. Часть 5
Служба «БАНКО» возобновляет публикацию рейтингов предпочтения сотрудничества с туроператорами по круизному продукту после объяснимой четырехлетней паузы – в 2020 году из-за пандемии ковида путешествия по морям и рекам едва не встали на стоп, а затем не один год выходили из глубокой стагнации. И только по итогам лета-2023 можно сделать вывод: рынок демонстрирует все признаки возрождения, при этом на нем произошли тектонические сдвиги. Впрочем, обо всем по порядку.
Заместили иностранцев
В 2020–2021 годах организаторам речных круизов приходилось несладко. Из-за ковидных ограничений навигация начиналась позже обычного, от пассажиров требовались тесты, массовые мероприятия и развлечения на кораблях не разрешались, что ограничивало спрос. Кроме того, круизные программы находились постоянно в группе риска – их могли свернуть, если на борту окажутся заболевшие.
Но как только пандемийные ограничения сняли, начался бум. По предварительным оценкам, в этом году по рекам России путешествовало 650–700 тыс. туристов. Это вдвое больше, чем в доковидном 2019-м.
Отсутствие иностранцев, которые теперь не едут к нам по геополитическим причинам, рынок пережил спокойно. Их заменили путешественники, предпочитавшие отдыхать за границей, а теперь сократившие количество поездок из-за отсутствия прямых рейсов на многих направлениях. Так что весь флот, прежде ориентированный на туристов из-за рубежа, а это не менее 20 лайнеров, был востребован, каюты раскупались в первую очередь.
После того как в марте 2022 года прямое авиасообщение с Европой было закрыто, обеспеченные путешественники, предпочитавшие поездки за границу, стали рассматривать как одну из альтернатив круизы по российским рекам. Сначала осторожно – пробовали в виде эксперимента. А к лету-2023 во многом благодаря сарафанному радио, рассказам туристов друзьям и родственникам о полученных позитивных впечатлениях появилась мода на круизы по России.
Тренд быстро прочувствовали и подхватили турагенты. В одном из туроператоров, занимающихся организацией речных путешествий, рассказали HotLine.travel, что в этом году у них появилось более 700 новых розничных партнеров.
Теперь – о рынке морских путешествий.
Десятка стойких
Из 55 представленных в мире международных круизных брендов сотрудничество с российскими туроператорами продолжает не более десятка. Остальные его свернули по разным причинам – как правило, под давлением властей своих стран.
Основные объемы на нашем рынке всегда приходились на пять круизных холдингов: MSC Cruises, Costa Cruises, Royal Caribbean, Princess Cruises и Norwegian Cruise Line. Из этой пятерки существенной потерей эксперты считают Costa, которая в мае 2022 года полностью свернула сотрудничество с российскими партнерами. Тем самым она добровольно уступила целый сегмент своему основному конкуренту в акватории Средиземноморья – MSC Cruises. Тот по-прежнему открыт для российского рынка и продолжает партнерство со своим генеральным представителем в РФ и странах СНГ – туроператором PAC Group.
Что касается Royal Caribbean, то она не разрывала долгосрочных контрактов с российскими контрагентами, но заметно уменьшила ассортимент продукта для нашего рынка. Сохраняется и возможность бронировать круизы Princess – по очень ограниченному числу маршрутов. Также туристам доступны некоторые предложения Celebrity Cruises, Celestyal Cruises, Ponant (экспедиционные) и двух-трех небольших компаний, работающих только в акваториях Мальдив и Сейшельских островов.
Как говорят специалисты, ограниченность ассортимента международных круизов может стать серьезной проблемой в зимнем сезоне – 2023/2024. Основной спрос в этот период приходится на круизы с отправлением из Дубая, ведь в ОАЭ много прямых авиарейсов из России, перелет неутомительный, виза нашим туристам не нужна. Именно с маршрутами по Персидскому заливу, куда на зиму круизные компании активно переводят лайнеры, связывают надежды туроператоры. Но из-за обострения вооруженного конфликта в секторе Газа (Израиль) эта акватория может оказаться небезопасной. Есть уже примеры сворачивания программ. Так, MSC Cruises в конце октября пришлось отменить круизы по Красному морю. Остается надеяться, что в планы компаний по Ближнему Востоку в очередной раз не вмешается геополитика. А пока вернемся в лето-2023 – посмотрим, с какими туроператорами по круизам предпочитали сотрудничать туркомпании Москвы.
Выбор турагентов
Рейтинг предпочтений сотрудничества по круизному продукту
Итог сезона лето 2023
Туроператор
|
Лето - 2023, % |
PAC Group | 24,2 |
Инфофлот | 22,7 |
ВодоходЪ | 16,2 |
Fun & Sun | 12,6 |
CruClub |
3,3 - 3,5 * |
Дельфин | |
Круизы & Путешествия | 2,8 |
Рейтинг подготовлен на основании опроса специалистов 500 турфирм Москвы и Московской области.
*- Если разница между показателями участников составляла не более 0,5% голосов, то она принималась за статистическую погрешность, а результат трактовали как одинаковый, равный.
Рейтинг предпочтений подготовлен на основании опроса 500 розничных туркомпаний Московского региона. Вопрос в анкете звучал так: «Если вы работали в летнем сезоне – 2023 по круизному продукту, назовите туроператоров, с кем наиболее успешно сотрудничали».
Лидером топ-листа стал PAC Group (24,2%). Главный козырь компании, уже много лет обеспечивающий ей первенство в круизном рейтинге, – статус генерального представителя MSC Cruises в России и СНГ. На фоне ухода конкурентов тандем наращивает объемы и становится основным поставщиком океанских путешествий в России. Достижением лета-2023 можно считать то, что компании удалось «заново открыть» нашим туристам Европу. Круизы MSC по Средиземному морю с посадкой на борт в Турции дали возможность, как и ранее, посещать Грецию, Италию, Францию, Испанию, Португалию. А содействие в оформлении шенгенских виз оказывал туроператор.
Серебра рейтинга московские турагенты удостоили «Инфофлот» (22,7%). В 2019 году у него также было второе место в топ-листе, но с заметно более скромным результатом 10,9%. Теперь же компания существенно нарастила долю предпочтений. «Инфофлот» позиционирует себя как «супермаркет круизов» с обширным ассортиментом, прежде всего – по рекам России. Этот результат наглядно отражает возросший интерес туристического рынка к речным круизам.
Третье место в топ-листе – у компании «Водоходъ» (16,2%), специализирующейся исключительно на круизах по России. Это обладатель одного из самых больших речных пассажирских флотов в стране – 26 теплоходов. Летом-2023 на маршруты, а их у компании более 1600, выходило 24 корабля, на пять больше, чем годом ранее. Расширение ассортимента, а также появление новых портов захода судов – Таганрога, Юрьевца и других, – по всей видимости, не осталось не замеченным турагентами. Интересно, что участники круизного рейтинга рассматривают «Водоходъ» не столько как конкурента, сколько как партнера, обеспечивающего рынок качественным круизным продуктом и позволяющего зарабатывать на его дистрибуции, в том числе и коллегам.
Кстати, именно у «Водохода» туроператор Fun & Sun взял в аренду в преддверии летней навигации – 2023 теплоход «Нижний Новгород». Корабль вышел на речные маршруты под брендом «Fun & Sun Круизы». Благодаря новому продукту компании удалось войти в круизный рейтинг и занять четвертое место (12,6% предпочтений столичной розницы).
Равное количество голосов в топ-листе (3,3–3,5%) получили компания CruClub и туроператор «Дельфин». Они поделили пятое место в рейтинге.
CruClub позиционируется как магазин круизов, имеет тесные контакты с PAC Group, старается работать быстро и гибко. «Дельфин» – старожил рынка, много лет продает круизы по рекам России, выступая в качестве агента поставщиков. При этом доукомплектовывает продукт размещением и собственными экскурсиями в начальном и конечном пунктах маршрута, например в Москве и Санкт-Петербурге. На фоне общего роста интереса к круизам усилия туроператора не остались не замеченными розничными партнерами.