Честный отзыв тайного гостя о гостинице «Приморская» в Сочи
Тайный покупатель HotLine.travel посетил одну из старейших люксовых гостиниц Сочи – «Приморскую» – и остался очень недоволен. Подробности – в его репортаже.
Гостиница «Приморская» в 1930-е гг. Фото с сайта arch-sochi.ru
Грусть-тоска меня снедает… Почему? – спросите вы. Потому что гостиница «Приморская», которую я обследовал по заданию редакции HotLine.travel, находится в таком упадке, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Но всё-таки попытаюсь. Хотя, честно говоря, я даже не уверен, работает ли она до сих пор, или мне всё привиделось во сне. Ведь ту гостиницу «Приморская», которая открылась в 1936 году и проработала 80 лет, недавно закрыли, а вместо неё в одном из «задних крыльев» открыли что-то вроде недорогого общежития для приезжих (с тем же названием, но, очевидно, с новым юрлицом).
Современный облик старого корпуса «Приморской», за которым виден соседний отель HYATT Regency Sochi
К слову, эти «задние крылья» в нулевых вообще хотели снести и построить вместо них монструозные небоскрёбы. Но, слава богу, пока вся застройка в этом районе закончилась пятизвёздочной башней отеля HYATT Regency Sochi, в тени которого старая добрая «Приморская» смотрится бедной родственницей с непростой судьбой. Страшно представить, как могли бы её – памятник архитектуры – растоптать (в буквальном смысле!) те апокалиптические громады, которые «креативные» архитекторы предлагали отгрохать прямо со стороны внутреннего двора «Приморской».
Уродливые чудовища готовятся растоптать «Приморскую»… Четырехэтажный памятник архитектуры просто теряется рядом с ними. Рендеры с сайта arch-sochi.ru
Жуткие проекты «реконструкции» отменили, вняв протестам сочинцев, но ситуацию это не спасло. Теперь в гостинице ничего нет.
Покинутые людьми ресепшн и лобби-бар в старом корпусе «Приморской». Свет ещё горит… но гостям уже не рады.
Здесь нет былого ресепшна с лобби-баром (я видел, что они еще функционировали два-три года назад). Нет собственных пунктов питания, т. е. на завтрак идти придется в рестораны по соседству. Нет бассейна и своего пляжа. Даже фонтан под окнами не работает.
А бóльшая часть красивого здания гостиницы – в стиле не то постконструктивизма, не то неоклассицизма – сдана в аренду неизвестно кому. На обшарпанных балконах растет трава и сушатся драные матрасы гастарбайтеров. Внутренний двор в запустении, растения не стригут, а лужи можно увидеть даже в засуху – где-то что-то подтекает. И лишь пустые глазницы распахнутых ветром окон грустно взирают на остатки былой роскоши.
В этих корпусах уже не живут туристы…
Ближайший ресторан, а точнее – лаунж-кафе Seaside – находится перед входом в старый корпус. Старый корпус – это тот, который украшает знаменитая полуротонда, одна из визитных карточек Сочи.
Лаунж-кафе Seaside у полуротонды
Но из жилого корпуса до кафе у полуротонды придется идти вокруг всего комплекса зданий. Можно было бы пройти и через внутренний двор – и мне это удалось. Однако в старом корпусе не самый дружелюбный представитель ЧОП, заметив меня, заявил, что проживающим в гостинице таким путем ходить не положено, только «вкругаля».
И действительно – чего там шляться? Чтобы увидеть царящую разруху, пустые гулкие коридоры? Увидеть закрытые двери арендаторов – каких-то кустарей-художников, певческих коллективов, частных парикмахеров, репетиторов по ЕГЭ, бог знает кого еще?
Загублен целый пласт сочинской аутентики. Тут бродят призраки туристов из прошлого тысячелетия…
В любом случае, Seaside к «Приморской» никакого отношения не имеет, это отдельный объект, никак не связанный с гостиницей и её постояльцами. Так что будьте добры – выбирайте пути обхода… А покушать тут можно вкусно, хотя, возможно, и не слишком дешево. И раскурить кальян за 3 200 рублей.
«Заднее», жилое крыло (4-й корпус) и забор «Хаятта»; стенд с названием отеля на ул. Орджоникидзе; мемориальная доска у входа в полуротонду.
Да, по ним видно, что несколько лет назад сделан косметический ремонт, штукатурка выглядит достаточно свежо. Но мебель старая, потрепанная, шкаф вообще готов развалиться при неосторожном касании, а дверь его не закрывается в принципе. И плинтусы уже отваливаются.
Площадь самих номеров настолько мала, что между изножьем кровати и телевизором на стене приходится протискиваться с акробатическими спецэффектами, чтобы не уронить технику. Телефон на импровизированном столике размещен только для виду – подключить его к сети невозможно: «папа»/«мама» не дружат, да и вообще в здании, судя по всему, отключена городская телефонная связь. Ведь даже до ресепшн (или что там вместо него) дозваниваться надо по мобильному номеру, а его еще пойди найди – это отдельный интернет-квест. Даже Booking.com в случае с «Приморской» бесполезен – через него комнату забронировать не получится. Да и официального сайта отеля не существует. Только мобила, только хардкор.
Пикантной ностальгии добавляют телевизионный пульт в полиэтилене (привет, 80-е!) и ржавенький холодильник «Саратов», занимающий чуть не треть номера и перегораживающий выход на балкон.
Не предполагаются в «Приморской» и лифты. Белл-боев тоже нет. Поэтому туристам, живущим на этажах со второго по четвертый, придется нести багаж наверх самостоятельно. Особенно «повезло» гостям с детскими колясками и маломобильным гражданам. Пандус при входе есть – но вот дальше сами, сами. И потом еще придумайте, куда ваш чемодан и/или коляску деть в номере. Разве только на балкон закинуть (только сначала придется куда-нибудь отодвинуть холодильник).
К чести нынешних операторов отеля всё же стоит отметить, что в номерах всё было в порядке с постельным бельем, полотенцами и расходными принадлежностями для ванной и туалета. На стене висел кондиционер – и он действительно охлаждал воздух.
Детали убранства ванной комнаты
Стойка регистрации в так называемом 4-м корпусе оказалась хоть и небольшой – рассчитанной на одного лишь сотрудника, – но девушка там работала приветливая и отзывчивая и даже позволила ее сфотографировать на фоне доски с ключами от номеров. Напротив стояли два вендинговых автомата (в рабочем состоянии!) и столик одного крупного туроператора, предлагающего экскурсии, а в конце коридора можно было обнаружить гладильную доску и утюг.
Кроме того, в холле дежурила дама от фирмы, доставляющей еду в номер. Дама раздавала рекламные проспекты и попутно продавала мороженое. Я два раза воспользовался услугами этого предприятия: цены на завтраки и обеды были доступные (180–220 руб.), блюда неплохие, доставка бесплатная. К сожалению, питание в собственном номере с обзором забора «Хаятта» не предполагает удовольствия от роскошных видов на море. А в старом ресторане на втором этаже полуротонды эти виды были.
Меню доставки (с «макаронами приготовленными») и вид с балкона номера на «Хаятт»
Вообще, расположение – это главный и, пожалуй, единственный козырь нынешней «Приморской». До Центрального променада и городского пляжа – пять минут по лестнице через приморский парк. Вокруг множество заведений общепита на любой вкус и кошелек, Художественный музей, Зимний театр. Рядом – остановки общественного транспорта, памятники Ленину, Высоцкому и Золотому Руну, концертный зал «Фестивальный», кафедральный собор, морвокзал и даже аквапарк.
Конечно, стоимость проживания в «Приморской» не кусается (обратное было бы странно), но на фоне всех прочих печалей 2 000–3 000 рублей за номер нельзя считать козырем. И если другие старые отели Сочи, например, «Дагомыс» или «Жемчужина», прошли апгрейд, то «Приморская», наоборот, прошла путь деградации. Пусть пятизвёздник «за забором» стоит в пять раз дороже, но там и уровень сервиса будет соответствующим – при идентичном расположении. Остается надеяться, что рано или поздно, если «Приморскую» не доведут до полного развала, ее всё же реконструируют, но сделают это по-человечески, сохранив архитектурный стиль гостиницы. И тогда у людей будет выбор не между «дорого и богато» и «дешево и сердито», а между «хайтеком» и «историческим отелем», т. е. сугубо вкусовая дилемма при одинаковом уровне оказываемых услуг и разумных, но не завышенных ценах.
P.S. Согласно Государственной системе классификации объектов туристской индустрии в части гостиниц и иных средств размещения «Приморской» в настоящее время присуждена одна звезда.
Кидаем кости
И вновь кинем кости. Напомним, что это игра, поэтому в ней есть определенная доля субъективности и даже случайности. Но наш тайный покупатель постарался быть в своих оценках как можно более объективным. Отель оценивается по трем аспектам: 1) расположение и инфраструктура; 2) сервис, оборудование номеров, чистота; 3) питание и дополнительные услуги. Общий балл будет учитываться при составлении сводного рейтинга отелей Сочи.
Итак…
Расположение, инфраструктура:
3 очка – идеальное расположение, но особой инфраструктуры найдено не было.
Сервис, оборудование номеров, чистота:
3 очка – обслуживание вежливое, в номере убрано, в коридоре и на лестницах тоже регулярно убирают; но минусы – старая некачественная мебель, неработающий телефон, отваливающиеся плинтуса, ржавчина на потолке в ванной и т. п.
Кухня, дополнительные услуги:
2 очка – своей кухни нет; если б не утюги и вендинг – смело можно было бы давать единицу.
Общий балл: 8.
Эта статья – пятая в рубрике «Кинуть кости в Сочи», посвященной тому, как на самом деле обстоят дела с сервисом и условиями проживания в отелях главного курорта страны. Наш секретный агент заселяется в самые популярные гостиницы Сочи и непредвзято тестирует их на личном опыте. Ранее мы писали об отелях «Жемчужина», «Богатырь», «Бархатные сезоны» / «Екатерининский квартал» и «Дагомыс».