Станет ли новация, продвигаемая Центробанком, открытием для туриндустрии?
Проект Центробанка – Система быстрых платежей (СБП) – близка к открытию для юридических лиц. Многие в туристической отрасли возлагают большие надежды на новацию, которая обещает заметное сокращение расходов за проводки платежей. В HotLine.travel постарались разобраться, насколько же выигрышно выглядит СБП на фоне своих «коллег».
Ждем с нетерпением
Система быстрых платежей преследует цель максимально оперативно проводить платежи между контрагентами. В цепочке участников – покупатели (физические лица), банки и продавцы товаров и услуг. В полном формате система доступна сейчас только для физических лиц, которые могут совершать переводы между собой. Для работы в сегменте С2С подключилось уже 29 банков. Для продавцов товаров и услуг дверь лишь приоткрыта. В Национальной системе платежных карт (НСПК), которая отвечает за проект совместно с Центробанком, сообщили – в сегменте С2В в пилотном формате участвует всего несколько банков. Это «Русский стандарт», СКБ, «Ак Барс Банк», ВТБ. Можно обратиться в конкретный банк и заключить договор на обслуживание. В «Русском стандарте» ответили, что подключиться можно, но о деталях предпочли не говорить, попросив оставить телефонную заявку. Это косвенно подтверждает, что проект еще «сырой».
Подключение новых банков – открытый вопрос. Конкретные даты установлены только по С2С – к системе до 1 октября 2020 года должны подключиться кредитные учреждения с универсальной лицензией. В сегменте С2В вхождение в систему добровольное. В НСПК отметили, что банкам весьма затратно работать сразу на двух направлениях. Тем не менее анонсировано, что к проекту в ближайшее время присоединится еще ряд банков.
Но самое главное уже известно – тарифы на обслуживание. К сожалению, революции в этом вопросе не получилось. Как рассказывает заместитель директора туристической компании «Юнион» (Саранск) Константин Кузьмин, надежды на СБП возлагались большие. Ведь вначале заявлялось, что тарифы для юридических лиц станут «твердыми», т. е. не будут зависеть от размера платежа. Одно дело заплатить 1,5–2 % от суммы и совсем другое – например, всего 20 рублей за перевод.
Но в итоге в СБП отказались от «твердых» тарифов, выбрав процентные. Видимо, Центробанку пришлось пойти на определенный компромисс с банками, и в первую очередь со Сбербанком, который первым в стране начал создавать свой аналог Системы быстрых платежей.
К сожалению, туристическая отрасль не попала в разряд приоритетных. Ей досталась «3-я группа операций по оплате товаров (работ, услуг)» с верхней планкой тарифа в размере 0,7 %. Можно надеяться, что развитие конкурентной среды подвигнет банки заявлять более низкие ставки. Впрочем, и 0,7 % воспринимается многими с оптимизмом. Ведь комиссия за торговый эквайринг колеблется сейчас в районе 1,5–2 %. Сокращение расходов на обслуживание платежей как минимум в 2 раза – чем плохо.
В компании QIWI, которая стала участником СБП, считают, что рынок электронной коммерции, конечно, ждет запуска системы, но ждет его с полным функционалом, не уступающим интернет-эквайрингу. Так, в частности, не проработан аспект возврата средств от продавца к покупателю. Для туристической индустрии система особенно актуальна: она позволит сократить издержки на фоне низкой маржинальности бизнеса.
«Сухой» код
Если не хотите ждать, когда полноценно заработает СБП в сегменте С2В, то можно воспользоваться уже действующей системой от Сбербанка. Она базируется на технологии QR-кода, которая получила широкое распространение в ряде стран, и в первую очередь в Китае. Как говорят специалисты, QR-код – в принципе удобный идентификатор. С его помощью можно оперативно «зашить» всю необходимую информацию и переправить клиенту. Тот уже через специальное мобильное приложение сканирует его, и пожалуйста – перевод осуществлен.
Говорить об успехе проекта Сбербанка особо не приходится. Клиенты довольно прохладно относятся к новации. Практика показывает, что в основном кодом пользуются молодые покупатели, клиенты старшего поколения новацию пока не воспринимают.
Да и компании особо не спешат подключаться. Как замечает генеральный директор турагентства ОCA tour Светлана Обоянская, ее компания – единственная, которая подключилась в своем городе к системе QR-кода. Сбербанк установил тариф в размере 1 %. Ставка вполне привлекательная, но и здесь есть свои нюансы. Просто продать «сухой» код сотрудникам Сбербанка зачастую неинтересно, прямая задача для них – предложить целый комплекс услуг юрлицу и, прежде всего, открыть расчетный счет в банке.
По оценкам экспертов, технология QR-кода будет привлекательна компаниям, в адрес которых проводятся относительно редкие трансакции, но крупные по объему.
Море эквайринга
В эквайринге тоже остается поле для маневра. Как говорит Светлана Обоянская, назови размер комиссии за эквайринг, и я скажу – кто ты. Те компании, которые плачутся о больших процентах, – это продавцы, предпочитающие наличные расчеты и в основном работающие не через расчетный счет. Для тех, кто активно принимает оплату от клиентов посредством банковских карт, процент заведомо ниже. Конкретный пример – у ОCA tour за месяц через эквайринг проходит 5–6 млн рублей, размер комиссии составляет 1,42 %. При этом у компании установлен эквайринговый терминал от Сбербанка, но счет в нем не открыт.
Не забудем про интернет-эквайринг. По словам Константина Кузьмина, здесь комиссия еще ниже. Например, в зависимости от объема платежей и подключения она составляет от 1,25 до 1,29 %. Но для турагентств это всё равно много, учитывая, что основной доход для них – комиссия от туроператоров (в среднем около 7 %). Проведя несложные арифметические расчеты, получается, что банку за просто так приходится отдавать 20–25 % заработанных средств.
Как видим, Система быстрых платежей выглядит выигрышно по сравнению с другими вариантами проведения расчетов. Уменьшение как минимум в 2 раза расходов на обслуживание привлекает внимание. Но, судя по всему, придется подождать – СБП для сегмента С2В в полном формате еще не заработала. Надеемся, что Центробанк поднажмет и ускорит реализацию проекта.