«ГУТА-Страхование», прекратившая работу 5 марта, и спустя две недели остается головной болью как для туроператоров, так и для самих страховщиков. Для первых – в связи с повисшими в воздухе без всякого обеспечения фингарантиями. Для вторых – в связи с ударом по имиджу и разговорами о перестраховочном пуле, вероятность создания которого стремительно снижается.
Сообщив о прекращении работы, страховщик успокоил клиентов, в том числе туроператоров: все обязательства по заключенным страховым договорам будут выполнены. Полисы страхования выезжающих за рубеж особого волнения не вызвали – и потому, что они краткосрочные, и потому, что страховые случаи по ним не слишком часты.
Другое дело – страхование ответственности туроператоров. Да, случаи неисполнения ими своих обязанностей случаются гораздо реже, чем болезни или травмы на отдыхе. Но получается крайне щекотливая ситуация: страховки ответственности от «ГУТЫ» у туроператоров есть, и в некоторых случаях – аж до весны 2015 года, и на этом основании сведения турфирма в Единый реестр туроператоров. А самого страховщика… нету. Получается, оплаченная легальная страховка недействительна? Некоторые подали документ в Ростуризм на продление в госреестре всего за день-два до известий об уходе «ГУТА-Страхования» и тоже оказались в подвешенном состоянии.
Как быть? Кто вернет туроператору страховой взнос?
Ряд туроператоров из числа клиентов «ГУТА-Страхование» не стали искать ответов на эти вопросы и ставить под сомнение законность своей деятельности и приобрели дополнительные фингарантии для своих юрлиц «во избежание последствий, связанных с форс-мажорными обстоятельствами».
Сиюминутная задача решена, но остается масса вопросов.
Как понять, что страховщик собирается прекратить работу? В случае с «Гутой» эксперты и туристического, и страхового рынка не видели никаких предпосылок: за неделю до объявления 5 марта о прекращении продажи полисов и заключения новых контрактов «Гута» активно обновляла старые и заключала новые договоры на предоставление фингарантий туроператорам. Первоначально в СМИ появилась версия о том, что акционеры компании приняли такое решение, опасаясь, что «Гута» не сможет пройти проверку страхового регулятора – Центробанка. По мнению экспертов страхового рынка, это может быть связано в первую очередь с тем, что у «Гуты» было не все в порядке с резервными средствами: «Версия правдоподобная, учитывая, что компания долгое время вела демпинговую политику и предлагала самые низкие страховые премии и крайне поспешно приняла решение о закрытии». Страховщики говорят, что это удар по их имиджу – кто поручится, что кто-то еще из них не возьмет на вооружение такой оригинальный способ ухода от проблем с регулятором?
Будет ли вновь поднята тема перестраховочного пула, которая разрабатывалась с 2011 года, но в итоге не пришлась по душе ни Минфину, ни ФАС, и в прошлом году была отвергнута? Или с уходом «Гуты» шанс на это окончательно испарился? Как застраховаться от страховщика?..
Делитесь своими мнениями, они будут использованы при подготовке редакционной статьи на эту тему.