Фонд спасения туристов и другие нововведения
В России движению вперед обычно предшествует резкий толчок сзади. В нашем случае это было вмешательство вице-премьера Владислава Суркова. Он высказал на заседании в правительстве революционную идею: надо не только защищать туриста, но и бизнес не ущемить. И вот во что это вылилось на растрепанных страницах законопроекта.
Очевидное и непонятное
Начнем с хорошего: в процессе штурмовой доработки законопроекта упразднилась поправка «от имени и по поручению». Большинство практиков рынка, юристов и аудиторов называют это локальной победой здравого смысла. По их мнению, подобное новшество могло извратить саму систему взаимоотношений между производством и розницей на туристическом рынке.
Но плохо то, что, вычеркнув одиозную поправку, авторы проекта не предложили никаких адекватных рычагов для регулирования розничного бизнеса. Он снова оказался за бортом законодательной реформы, совершенно открытый для непрофессиональ-
ных, несостоятельных и недобросовестных игроков.
При этом в проекте появились идеи, смысл которых пока неочевиден. Так, туроператорам хотят вменить обязанность информировать Ростуризм о турагентах, с которыми они поддерживают договорные отношения. Кроме того, в законе может появиться пункт, согласно которому сами турагентства обязаны будут уведомлять о своем присутствии на рынке Роспотребнадзор. Вице-президент РСТ Юрий Барзыкин, участвующий в правительственных заседаниях по туристической тематике, уточнил в интервью «ГЛ»: никаких новых контролирующих функций у Роспотребнадзора не появится, фактически он будет просто вести актуальные списки розничных турфирм и обнародовать их на своем интернет-ресурсе.
Далее. Решено отказаться от повышения уставного капитала туроператорских компаний. «Такова сейчас общая тенденция в развитии законодательства, – прокомментировал Юрий Барзыкин. – Президент, внося недавно изменения в ГК, тоже не стал трогать уставный капитал». Так что турфирмы остаются с прежней – чисто символической – суммой в 10 тыс. рублей вместо предполагавшихся миллионов.
Касса взаимопомощи в масштабах РФ
Теперь основное. Главной целью реформы считается создание механизма экстренной помощи российским туристам, которые оказались за рубежом в момент краха отправляющего туроператора. Раньше предполагалось, что данная миссия будет возложена на саморегулируемые организации, куда обяжут вступать производителей туруслуг. Это уже считалось делом решенным, но в конце марта возникла новая ключевая идея: на средства ТО создать единый федеральный фонд, из которого и финансировать размещение пострадавших клиентов за рубежом и при необходимости – их вывоз на родину. «Именно в этом состоит самая сложная для законодателей задача, требующая времени и больших коллективных усилий, – говорит замглавы Ростуризма Евгений Писаревский. – Надо не просто узаконить некий новый фонд, а создать реально работающий механизм, сформулировать схемы взаимодействия между этой новой структурой, государством и бизнесом во всех возможных кризисных ситуациях».
Юрий Барзыкин в интервью «ГЛ» сообщил, что разработчики законопроекта в первом приближении договорились по следующим вопросам, касающимся фонда. Скорее всего, он будет иметь статус негосударственной некоммерческой организации. Создадут его, по мнению г-на Барзыкина, с нуля, а не при каком-либо действующем профессиональном альянсе. Как предполагается, для операторов выездного туризма взнос в этот фонд станет обязательным условием пропуска на рынок и составит 0,1% от годового оборота. То есть турфирма с оборотом 100 млн рублей заплатит в эту «кассу» 100 тыс.
«Необходимо четко обозначить компетенцию фонда, – отметил г-н Барзыкин. – Мы убеждены, что эта организация не должна заниматься формированием стандартов бизнеса, выполнять контролирующие функции. Ее миссия – финансирование экстренной помощи российским туристам, которые из-за несостоятельности туроператоров испытывают за рубежом проблемы с размещением в отелях или с выездом на родину. В случае военных конфликтов, природных катаклизмов необходимо задействовать другие механизмы, подключать государственные органы – МИД, МЧС. Туроператоры не должны платить за это».
В любом случае создание фонда повлечет за собой дополнительную нагрузку на бизнес, но гораздо меньшую, чем при обязательном членстве в СРО, считает вице-президент Российского союза туриндустрии.
АТОР против
Идея с фондом, вызвавшая такой энтузиазм в коридорах власти и поддержанная РСТ, подверглась резкой критике со стороны другого профессионального туристического альянса.
«Все скоро поймут, что единый фонд на 2500 с лишним туроператоров со всей России окажется неуправляемым либо повлечет за собой такие издержки, что проще будет сразу закрыть рынок, – заявляет 1-й вице- президент АТОР Владимир Канторович. – Представьте себе какую-нибудь простую ситуацию... Допустим, два жителя Хабаровска поехали отдыхать в Китай. Там их не размещают в отеле, и они звонят в Москву, в аппарат фонда, с просьбой оперативно решить проблему. Задача – выяснить, что происходит с туроператором в Хабаровске (а там ночь), какова реальная ситуация с туристами, правомерны ли их требования... Есть ли основания для выплаты... А таких обращений – масса, туристы звонят из разных стран мира, жалуются на туроператоров, которые разбросаны по всей России».
Продолжая тему, г-н Канторович высказывает предположение, что создание фонда спровоцирует волну мошенничества. Один из вариантов: российский туроператор сознательно не платит отелю, который на это легко соглашается, ведь деньги он получит из фонда, при таких условиях любой демпинг прокатит. Какая разница, если все равно не платить? Потом туроператор уходит с рынка и возвращается под другим именем, а фонд рассчитывается по его старым долгам.
«Я не понимаю, для чего тратить время на эту заведомо провальную идею. Ведь очевидно, что рабочий вариант – СРО, – подытоживает лидер АТОР. – Вот сейчас новая беда с ITC. В очередной раз поднимается вопрос, кому платить отелям за туристов, которые находятся за рубежом. В статусе СРО наша организация уже начала отчисления гостиницам, а потом получила бы компенсации от страховой компании. Такой механизм прописать в законопроекте достаточно просто. Думаю, что к теме обязательных СРО мы еще вернемся».
Вы за СРО или за фонд?
Этот вопрос редакция «ГЛ» задала руководителям трех компаний из первого туроператорского эшелона, задающих ритм в конкуренции на массовых направлениях. Публикуем их мнения.
Гендиректор TEZ Tour Владимир Каганер: «Смотрели фильм про Чапаева? Василия Ивановича спрашивают: ты за большевиков или за коммунистов? Он подумал и ответил: за интернационал. Вот у нас примерно та же ситуация. А если серьезно, то я считаю более близкой к реальности систему СРО. Что касается фонда – кто будет им управлять? Придет какой-то далекий от туризма чиновник со своим аппаратом, положат они себе хорошие зарплаты. Возможно, будут прокручивать где-то туроператорские деньги. Но смогут ли они адекватно и оперативно действовать при возникновении реальной кризисной ситуации? Я думаю, что не смогут, даже если захотят. Просто не хватит компетенции».
Гендиректор «Пегас Туристик» Анна Подгорная: «Ни СРО, ни единый федеральный фонд, по моему мнению, не станут эффективным механизмом защиты потребителя».
Управляющий директор «Библио Глобус» Александр Туголуков: «Я не вижу практической пользы для туриста в создании каких-либо организаций. Единственная рабочая модель, на мой взгляд, – туроператор должен в обязательном порядке страховать каждый тур на случай собственной недееспособности. Это целевая защита клиента, прозрачная система, не требующая каких-то аппаратных надстроек. Она элементарно проста и эффективна».
Александр Туголуков, по сути, отразил мнение большинства участников рынка. Но это решение разработчики законопроекта давно отвергли по следующей причине: формально оно дублирует фингарантии. А идея отмены ФИГов даже не рассматривается – напротив, авторы законопроекта предложили повысить их до таких величин, что страховое сообщество в шоке. На эту тему – следующая статья подборки.