Угроза международной изоляции России и ослабление рубля относительно евро и доллара подняли волну даже на таком, казалось бы, спокойном направлении туризма, как морские круизы. Туроператоры, конечно, стараются сохранять оптимизм, но…
В блокаде
После того как Крым снова стал частью России и на Западе всерьез заговорили о санкциях, естественно, возникли вопросы: что будет с круизными маршрутами, которые проходят по Черному морю? Будут ли иностранцы отменять заходы лайнеров в порты Одессы, Севастополя, Ялты? Вплоть до двадцатых чисел марта иностранные холдинги выжидали. Однако позднее все же стали действовать по типичному в таких случаях сценарию:
визиты в порты, которые менеджмент компаний считает потенциально неспокойными, отменяются.
«Реагируя на развитие событий в Украине, компания MSC решила изменить маршрут лайнера MSC Sinfonia в Черном море в апреле и мае 2014 года. Стоянки в Одессе и Ялте отменяются и будут заменены на порт Волос (Греция) и Варна (Болгария)», – это цитата из сообщения, которое получили туристы, забронировавшие каюты. По данным портала Cruisecritic.com, аналогичные меры приняли Azamara, Oceania, Regent Seven Seas и Windstar. В качестве альтернативы они предложили также Турцию, Румынию. В обход Крыма пойдет и лайнер Pinsedam от Holland America Line. По состоянию на 25 марта некоторые компании еще находились в раздумьях. Среди них – Silverseаs, Cunard и Costa.
Понятно, что для Крыма все это обернется потерями – каждый лайнер привозит сотни туристов, которые с удовольствием тратят деньги на экскурсиях, в кафе и магазинах.
Что касается туроператоров, то для их бизнеса последствия этих корректировок пока не ощутимы. В сезоне 2014 года только два круиза компании MSC допускают подсадку туристов в Одессе. В России их продает PAC GROUP. По словам Михаил Фельдмана, руководителя круизного департамента, оба маршрута сентябрьские, и пока никакой информации об их отмене нет. Но даже если это произойдет, серьезных потерь не будет.
Действительно ощутимые проблемы у туроператоров могут возникнуть в том случае, если иностранные лайнеры не будут заходить в Санкт-Петербург,
где подсадку туристов делают сразу несколько компаний, причем в течение всего сезона. Но этот сценарий называют маловероятным: никаких демонстраций и тем более столкновений в северной столице нет, а значит, нет и формальных поводов корректировать балтийские маршруты. «Политическая» мотивация бойкотировать Россию у бизнесменов отсутствует. Это показали итоги выставки MITT. Максим Радионовский, генеральный директор «Бриз Лайн», поделился наблюдениями: «Приехали представители всех круизных компаний. Никто не отказался».
Питер все круизнее
Кстати, тенденции сезона во многом связаны именно с Санкт-Петербургом. Дело в том, что в этом году там усилилась конкуренция. Если год назад круизы с отправлением из Питера делали две компании, MSC и Costa, то в 2014-м к ним добавилась американская Princess.
Ее круизы взялся грузить «Бриз Лайн». Кроме того, появился еще один новый игрок: блок мест на лайнере NorwegianStar выкупил туроператор «Клуб путешествий Советский»
– и таким образом тоже включился в борьбу за кошельки туристов. Впрочем, на рынке серьезным конкурентом его не считают: предложенный маршрут Norwegian Star охватывает только балтийские города. А лайнеры MSC и Costa доходят до норвежских фьордов.
В общем, эксперты надеются, что увеличение объема круизов из «домашнего» порта рынок осилит.
С надеждой на жир
Некоторую нервозность вызывает общая стагнация потребительского спроса, которая последовала вслед за событиями в Украине. Константин Пучков, генеральный директор «Круизного дома «МК», признался, что в феврале, когда в Киеве шла стрельба, на какое-то время активность туристов упала до минимума. Но затем спрос начал восстанавливаться, даже несмотря на заметное ослабление курса рубля. И теперь вопрос в том, будет ли он соответствовать тем показателям, на которые рассчитывали туроператоры, верстая свои планы.
К сожалению, рассчитывать на заметную маркетинговую помощь со стороны иностранных компаний в стимулировании спроса на круизы в России не приходится.
Во-первых, они более-менее успешно справились с переизбытком кают, наблюдавшемся на рынке в прошлые годы, уведя из Средиземноморья «лишние» лайнеры. Во-вторых, в самой Европе дела в экономике пошли лучше, что положительно сказывается на спросе. Как следствие, выпускать спецпредложения и распродавать россиянам круизы за $200–300 иностранцам уже неинтересно. «Надо отметить, что в этом году цены пока выше, чем в прошлом на аналогичные круизы в аналогичные даты. Это косвенно указывает на относительно успешный прошлый год всей мировой круизной индустрии», – отмечает Валентин Елисеев, руководитель туроператора «Нептун». Про Россию сейчас такого не скажешь. Как и в 2008–2009 годах, рынок закачало, и вся надежда у его игроков теперь на лояльность взращенной ими клиентуры.
«Круизный турист менее чувствителен к экономическим передрягам, он имеет жировые запасы денег», – уверен Максим Радионовский. В ситуации, когда в обменнике евро стоит не 42–43 рубля, как год назад, а все 50 или 51, это больше похоже на заклинание.
Сработает ли?