К 4 июля лидеры туроператорского бизнеса должны решить задачу, которая на первый взгляд кажется не решаемой. Застраховать профессиональную ответственность в соответствии с поправками в отраслевой закон – на миллиарды рублей, в то время как страховые компании отказываются брать на себя такие риски. И что прикажете делать?
Голые цифры
Начнем с конкретных примеров. По данным туроператора «Библио Глобус», его оборот за 2011 г. составил 17 млрд. 600 млн. руб. При старых порядках фингарантия оформлялась на сумму 100 млн. руб., теперь предстоит застраховаться на 2 млрд. 112 млн. А в следующем году эта сумма увеличится, поскольку компания резко наращивает объемы производства.
Еще один тяжеловес рынка – «Пегас Туристик». У него зарегистрировано 38 юрлиц, и на одно из них, через которое проходят самые крупные финансовые потоки, надо получить гарантию на два с половиной миллиарда рублей. «Цифры астрономические, - говорит гендиректор «Пегаса» Анна Подгорная. – Еще на этапе подготовки изменений в законодательство страховщики предупреждали, что максимально возможная для них сумма финансового обеспечения туроператорской деятельности – 300 млн. руб., больше – нельзя, иначе риски будут запредельными. Но их почему-то никто не услышал, и отрасль получила закон, трудно совместимый с практикой».
«Давайте называть вещи своими именами: в части фингарантий новые изменения в законе, к сожалению, практически нерабочие, - утверждает Юлия Алчеева, исполнительный директор компании ERV («Европейское Туристическое Страхование»), член комитета ВСС по страхованию в сфере туризма. – И действительно, мы предупреждали, что риски будут колоссальные. Даже 150 млн. – проблематично, 200 млн. – очень сложно, 300 - предел. А более крупные суммы фингарантий - это уже просто нереально. Мы с коллегами из ВСС предлагали выход – создать и закрепить в законе специальный пул страховщиков для диверсификации рисков по обеспечению профессиональной ответственности ТО. Авторы законопроекта нас не услышали. Полагаю, что бизнес совсем скоро будет вынужден признать, что закон в этой части необходимо усовершенствовать».
Туроператоры не считают это реальным, ищут другие пути. «Я, например, просто жду развития событий, - сообщил в интервью «ГЛ» управляющий директор «Библио Глобуса» Александр Туголуков. – Не могут ведь страховые компании категорически отказаться выдавать туроператорам фингарантии, закрепленные в федеральном законодательстве. Пусть они заявят высокие тарифы, пусть выдвинут жесткие условия сотрудничества, - но тогда хотя бы появится предмет для переговоров, можно будет действовать».
Страховщики говорят, что турбизнесу они ничего не должны, имеют полное право отказаться от невыгодного для них вида деятельности. Но этого, конечно, не случится. Туроператоры совместно с юристами и аудиторами сейчас ищут приемлемые для всех способы ФИГ приобрести и закон соблюсти.
Какие варианты?
Во-первых, дробление бизнеса на несколько юридических лиц – для тех, кто до сих пор этого не сделал, говорит глава правовой комиссии РСТ Георгий Мохов. Если финобеспечение на эти юрлица оформляются в разных страховых компаниях, то риски самих гарантов не зашкаливают. Заместитель главы Ростуризма Евгений Писаревский подтверждает, что вариант легитимен. Но он, конечно, сопряжен с определенными проблемами. Рассмотрим еще раз пример «Пегас Туристик», о котором говорилось ранее. На самое крупное из 38 юрлиц этой компании надо оформить фингарантию на 2,5 млрд. руб. Если исходить из того, что максимально возможная сумма для страховщиков – 300 млн. руб., то упомянутое юрлицо надо разбить на восемь. И тогда в общей сложности у «Пегаса» будет как минимум 46 юрлиц. Все-таки это отдает уже неким сюрреализмом.
Анна Подгорная считает более рациональным распределить сумму финансовой гарантии одного юрлица на несколько страховых компаний. Однако Евгений Писаревский и Георгий Мохов утверждают, что закон не предусматривает такой возможности. Кроме того, при возникновении страхового случая может начаться хаос: туристу будет неясно, к какому из страховщиков обращаться, а те в свою очередь начнут отказываться от выплат, кивая друг на друга.
Как бы с чистого листа
Есть еще нюанс. Когда компания регистрирует новое юрлицо, то в первый год за ним не числится еще никакого оборота, и фингарантия требуется минимальная – на 30 млн. руб. Вопрос: что мешает туроператору каждый год создавать по новому юрлицу и формально начинать бизнес с чистого лица, чтобы экономить на страховке? «Ничто не мешает, - признает Евгений Писаревский. – Но если компания по какой-то причине попадет в зону пристального внимания правоохранительных органов, то в таких действиях могут быть обнаружены признаки умышленного уклонения от фингарантий». «Вплоть до мошенничества», - добавляет Мария Булатова. «А кроме того, крупный туроператорский бизнес – это ведь не овощной ларек, - комментирует Александр Туголуков. – У лидеров рынка – огромный документооборот, им нужна нормальная юридическая модель бизнеса, а не времянка».
Необходимо отметить, что туроператоры турецко-египетского профиля исторически работают на нескольких юридических лицах. А компании с европейским менталитетом всегда считали для себя более солидной схему «1 бренд = 1 юрлицо», преподносили это как показатель прозрачности и стабильности бизнеса. Однако новое законодательство так работать не позволяет. Вот и «Библио Глобус» недавно «раздвоился», ведь до 4 июля остались считанные дни.
Котлеты - отдельно
Продолжая тему оптимизации финансовых потоков: все эксперты считают необходимым движение средство по реализации турпакетов отражать отдельно от билетов и прочих услуг, продажа которых не требует финансовой гарантии. «Логичная и даже необходимая мера, - подтверждает Евгений Писаревский. – Мы взаимодействуем с Минфином по вопросу о том, чтобы в будущем установить требования по раздельному учету, при котором размеры финансового обеспечения будут зависеть именно от масштабов туроператорской деятельности компании, а не от всего ее оборота». «Я всегда ратовала за раздельный учет, - добавляет Мария Булатова. – Развести финансовые потоки можно даже в рамках одного юрлица».
Туроператоры творчески переосмыслили эту идею и некоторые даже довели ее до экстрима. Стали продавать турагентам стандартные туры в «разобранном виде», то есть билет оформляют одним договором, наземное обслуживание – другим. Агенты точно так же реализуют эти запчасти клиентам. И все. Туроператорской деятельности нет. Профессиональную ответственность страховать никто не обязан.
Юридически придраться к чему-либо сложно, признает Мария Булатова, вся надежда только на осведомленность клиента – если он знает, что такое «фингарантия» и зачем она нужна, то просто откажется покупать «тур» на подобных условиях. От редакции добавим: переоценивать уровень юридической грамотности российского клиента не следует. На такой схеме пострадают многие – туристы будут судиться с агентами, а туроператор окажется ни при чем. Хотя и для него есть риск. По мнению руководителя компании «Русский Экспресс» Тараса Кобищанова, налоговые органы могут оспорить такую сделку, признав ее притворной, а значит, нелегитимной. (А могут и не признать – в зависимости от того, с какой стороны смотреть будут.)
Прямо за границу
Ну, и еще одно ноу-хау сомнительного толка. Крупные ТО заключают контракты с принимающими партнерами и отелями обычно не напрямую, а через свою же структуру – оффшорную или просто зарубежную. И эта структура вполне может принимать платежи от агентов напрямую, без участия российских юрлиц ТО. Но только снова же отдельно по авиации, отдельно по прочим туруслугам, чтобы нигде не возникал единый турпакет. И тогда сама необходимость фингарантий упраздняется.
Вряд ли кто-то из игроков пустит все свои финансовые потоки по такому вот каналу – это слишком демонстративно. Некоторая часть денежных средств, не предполагающая астрономических фингарантий, останется у всех на виду, в формате реализации турпакетов. И вот на эту долю будут оформляться ФИГ.
«Государство в очередной раз толкает бизнес в тень, вынуждает изобретать витиеватые финансовые схемы, - констатирует Тарас Кобищанов. – Принят закон, невыполнимый для лидеров рынка».
Георгий Мохов предлагает не драматизировать: «Для большинства участников бизнеса размеры финансового обеспечения не изменились. Интрига сохраняется только в отношении самых крупных игроков, а их меньше десятка». Да, признают страховщики. Но только через этих немногих ТО проходит львиная доля выездных турпотоков.
PS. В качестве постскриптума публикуем заявление гендиректора «Пегас Туристик» Анны Подгорной: «Лидеры туроператорского сообщества сейчас ищут способы легитимно работать в новых законодательных условиях, оставаться в рамках правового поля. Для нас это принципиально, ни на какие сомнительные компромиссы мы не пойдем, потому что ведем бизнес только вбелую».