Каковы истинные причины коллапса в туризме? Что делает власть, чем отвечает бизнес-сообщество?
То, что происходит сейчас на туристическом рынке, называется зачистка. Это слово употребляют журналисты центральных СМИ в статьях и репортажах о событиях в нашей отрасли.
Получается, в массовом сознании закрепляется представление о туризме как о явлении антиобщественном. Звучит дико, но так и есть, ведь «зачистка» на жаргоне силовиков – антитеррористическая акция.
Премьер-министр Дмитрий Медведев, характеризуя ситуацию в турбизнесе, публично употребил сравнение с МММ. Правоохранительные органы четко придерживаются этого вектора, заданного федеральной властью. Например, сотрудники Следственного комитета, приходя в офисы закрывшихся турфирм, с порога заявляли: «Ну, рассказывайте, как вы тут строили свои пирамиды».
Допросы и обыски стали частью жизни предпринимателей, которые вышли из бизнеса в июле-августе 2014 г. А в действующих компаниях – проверки за проверками. С пристрастием.
Общество ждет показательного процесса, и возможно оно его получит.
Власть ищет способ одним махом разрубить гордиев узел проблем, опутавший туристический рынок за годы полной беспризорности.
Но что произошло на самом деле? Чтобы вывести туристический рынок из нынешнего криза, надо констатировать истинные причины случившегося и дать адекватную оценку тому инциденту, после которого все покатилось в тартарары. И еще предложение – давайте разберемся, какие ошибки в устройстве туротрасли привели к столь трагическому финалу целой эпохи развития выездного турбизнеса в России?
Шершавым языком закона
Ну что же, констатируем: российский туристический рынок в его нынешнем виде сформировался вне государственного регулирования и вне правового поля.
Попытки создать эти атрибуты цивилизованного бизнеса вроде бы предпринимались, но каждый раз оборачивались либо полумерами, как при Владимире Стржалковском, либо же откровенным фарсом.
Не будем углубляться в историю. Достаточно вспомнить 2012 год, когда была утверждена ныне действующая редакция в Закона «О туристской деятельности в РФ».
Кто-нибудь еще помнит, как это происходило? Законопроект дорабатывался в страшном аврале и был принят в таком виде, что теперь противоречит Гражданскому кодексу, самому себе и здравому смыслу.
Например, наш отраслевой закон предписывает туроператорским компаниям получать страховку на случай своего же мошенничества. В статье 17.6 прямо сказано: «Страховщик не освобождается от выплаты страхового возмещения туристу и (или) иному заказчику по договору страхования ответственности туроператора, если страховой случай наступил вследствие умысла туроператора».
Страховщики предупреждали, что этот пункт невозможен к исполнению, нереально будет перестраховать риски (как это делается во всем цивилизованном мире).
Дальше, в отраслевом законе прописаны невыполнимые для туроператоров такие ставки финансовых гарантий. Если читать его буквально, то «Пегасу» пришлось бы в 2012 году застраховаться на 2,5 млрд. только по одному из его юрлиц. Эксперты страхового рынка опять же предупреждали, что риски для них запредельно высоки – никто не возьмется выдавать ФИГ на такие суммы.
То ли случайно, то ли по чьему-то умыслу в законе нашлась лазейка, позволяющая туроператорам многократно занижать суммы ФИГ. И абсолютно все заранее понимали: в таком варианте фингарантии – не более чем фиговы листки, ничего толком не прикрывающие (что и было убедительно доказано на примере серийных банкротств в этом сезоне).
Это лишь некоторые из многочисленных законодательных несуразностей, которые не раз обсуждались на страницах отраслевых СМИ, разных круглых столах и экспертных советах.
Даже и сами чиновники не могли отрицать: закон – фикция. Бывший заместитель главы Ростуризма Евгений Писаревский накануне своего ухода с этой должности (январь 2014 г.) признал, что фингарантии крупных ТО фактически не покрывают их рисков. Но добавил: лучше пока все оставить как есть, поскольку ситуация находится в относительном балансе.
Было бы неправильно, впрочем, обвинять Ростуризм в бездействии. Ведь он, как всем известно, не имеет законодательной инициативы, равно как и полномочий по контролю над бизнесом. Фактически это лишь орган, который ведет реестр туроператоров. Это еще раз к теме о полной беспризорности туристического бизнеса в России.
Итак, принимаются кривые законы, заведомо невозможные для исполнения. Очевидные проблемы отрасли годами игнорируются и накапливаются. Разве были сомнения, что в итоге это приведет к системному кризису в туризме?
Вопрос заключался только в том, кто и при каких обстоятельствах нажмет на спусковой крючок. Эту, с позволения сказать, миссию взяли на себя руководители авиакомпании «Оренбургские авиалинии» в сотрудничестве с предпринимателями из турбизнеса.
Кто обрушил туристический рынок?
Сейчас, когда есть уже возможность взглянуть на те драматические события без эмоций, давайте назовем вещи своими именами.
Итак, что получилось.
Крупный перевозчик, входящий в группу «Аэрофлота», месяцами обслуживал в долг авиаброкера «Идеал-Тур», который заказывал чартеры в пользу ТО «Лабиринт» и ряда не столь крупных блочников. Долг изначально заявляется колоссальный: 1 миллиард 400 миллионов рублей. Очевидно, перевозчик допустил это не по наивности, а из каких-то своих коммерческих соображений либо по причине злоупотреблений собственного менеджмента.
И вот прямо в разгар сезона «Оренбургские авиалинии» меняют тактику: не хотят больше работать в долг. 1 августа, в черную для туризма пятницу, когда уже не работают банки, авиакомпания заявляет об отмене десятков авиарейсов. Бросают за границей 27 тысяч пассажиров.
А потом «Турпомощь» заказывает – обратите внимание! – у них же, у «Оренбургских авиалиний», экстренные чартеры для эвакуации их пассажиров. Платит авиакомпании из фонда, куда сдавали деньги все туроператоры выездного рынка.
Аналогичный кульбит перевозчик в августе попытался проделать с клиентами дальневосточного туроператора «Авиачартер ДВ», который когда-то был создан при участии Михаила Шаманова, но давно не имеет к нему юридического отношения, хотя тоже заказывал рейсы через авиаброкеров. Руководство «Оренбургских а/л» заявило, что заказчик должен ему 24 млн руб., и рассматривало возможность отказать пассажирам, улетевшим на острова Гуам и Сайпан, в обратной перевозке. И снова шла речь об эвакуации за счет «Турпомощи» бортами тех же «Оренбургских а/л». Номер не прошел: видимо, на сей раз сработали какие-то административные аргументы, и авиакомпания всех своих пассажиров доставила на родину.
Но вот в чем парадокс. На волне всех этих грандиозных скандалов «Оренбургские а/л» даже не предоставили документального подтверждения тех якобы колоссальных задолженностей со стороны заказчиков, которые послужили причиной для срыва рейсов – и, в конечном счете, для обрушения всего туристического рынка.
Перевозчик просто заявил: мне должны, никуда не лечу. Ок, «Турпомощь» платит.
На момент подготовки этой статьи стало известно, что «Оренбургские а/л» подали в суд на ООО «Идеал-тур» - потребовали взыскать никакие не 1,6 млрд руб., а на порядок меньше - 425 008 159 руб. 47 коп. Очевидно, на эту сумму имеется документальное подтверждение задолженности. Причем в тексте искового заявления, которое имеется в распоряжении «ГЛ», сказано, что львиную часть суммы – 387 млн руб. – истец относит к «упущенной выгоде», очевидно, речь может идти о «недолете» часов по контракту.
Позже стало известно, что имеется еще один иск авиакомпании к авиаброкеру – на сумму в 4 239 733 533 руб. 21 коп.
Но все эти цифры почему-то обнародуются задним числом, уже после того, как туротрасль за свой счет урегулировала ЧП. И после того, как «Аэрофлот» обратился в следственные органы с просьбой проверить свое дочернее предприятие «Оренбургские а/л» на предмет мошенничества с документами по долгам «Идеал-тура».
И вот тут возникает главная тема для обсуждения. Если одной из главных причин этого небывалого скандала явилось мошенничество в «Оренбургских а/л», или пусть даже не мошенничество, а управленческие просчеты, то почему за их последствия платили туроператоры, сдавшие деньги в «Турпомощь»? И почему в итоге на них же со всех сторон посыпались обвинения во всех смертных грехах?
И почему все-таки документальные подтверждения долгов «Идеал-тура» предъявляются лишь через месяц после того, как «Оренбургские а/л» остановили полеты, обрушив туристический рынок? Государство, по банальной логике, должно у перевозчика эти документы спросить, прежде чем позволить ему кинуть за границей десятки тысяч граждан. (И это совершенно точно надо закрепить в законе или хотя бы в регламенте деятельности «Турпомощи».)
Если государство не спросило, то деловое туристическое сообщество могло хотя бы выразить протест. Но в критический момент, когда надо было защищать отрасль, отстаивать свои интересы и здравый смысл, представители рынка в очередной раз проявили неспособность консолидироваться. Хуже того, многие именно на волне негатива и паники в среде агентов и клиентов начали сводить счеты с конкурентами.
Междоусобицы
Примеров можно привести массу. В августе чуть ли не ежедневно на рынке шли рассылки, в которых сообщалось о скором крахе туроператоров. Назывались конкретные имена «новых банкротов» и конкретные даты, когда они якобы должны были приостановить деятельность. Эта информация муссировалась в соцсетях, возникали черные списки неблагонадежных ТО.
Не называем этих участников рынка, потому что не хотим добавить им проблем. Ведь любое упоминание имени туроператора в подобном контексте оборачивалось для него немедленным и резким спадом продаж, тогда как общая потребительская активность на рынке и без того оставалась крайне низкой.
К счастью, компании, на которых были направлены такие акции, удержались на плаву. Наверное, кому-то из «доброжелателей» достались недополученные ими бронирования. Но в целом черный PR сработал против всей отрасли – еще больше опорочил ее репутацию во внешней среде и усугубил панические настроения в агентской среде.
На этом фоне усугубились противоречия между производством и розницей, и самый острый из конфликтов туристические общественники вынесли во внешнюю среду. Речь идет о пикировке между Coral Trаvel и группой агентских сетей - «Горячие туры», МГП, «Тревел Бизнес Систем», «Спутник», Global Travel, «1001 тур» и «Велл». Еще в начале сезона туроператор снизил комиссию управляющим компаниям этих сетей. Те публично выразили несогласие, назвали условия, предложенные поставщиком «дискриминационными» и призвали владельцев ТА сотрудничать с «туроператорами, которые открыты для диалога и предоставляют турагентскому рынку возможности для развития».
В итоге сотрудничество между Coral Trаvel и управляющими компаниями сетей было прекращено (впрочем, независимые ТА, работающие под их маркой, продолжили продавать продукт упомянутого ТО). В августе Coral сделал ответный выпад: рекомендовал своим агентам-франчайзи не сотрудничать туроператором ICS Travel Group, который является соучредителем «1001 тур», «Мастер отдыха» и считается аффилированным с «Горячими турами».
Тем временем АТОР, чьим видным членом является Coral, проинформировал о его конфликте с розницей Федеральную антимонопольную службу. И на сайте ФАС было опубликовано предостережение о недопустимости действий, предпринятых управляющими компаниями перечисленных агентских сетей.
Противоречия между производством и розницей отразились и в пересмотре договорных отношений туроператора «Пегас» с его дистрибьюторами.
Не будем разбираться, кто в этих ситуациях неправ.
Разговор о другом. О том, что на фоне системного кризиса доверия со стороны общества к туристическому бизнесу, во время зачистки со стороны государства и непрекращающихся нападок центральных СМИ сами представители рынка заняли заведомо проигрышную позицию. Ввязались в междоусобицы и тем лишь усугубили свои проблемы.
Каждый сейчас пытается решать эти проблемы отдельно от рынка. В то же время административная машина вырабатывает некие меры для того, чтобы водворить закон и порядок в туристическом бизнесе. Об этих и других судьбоносных процессах читайте в следующих материалах.