Туризм без долларов и евро
Наши законотворцы, обязавшие турфирмы с 1 января перевести все цены на свои услуги в рубли, породили в среде участников отрасли множество вопросов.
Конечно, система, при которой в прайс-листах туроператоров фигурировали доллары и евро, вызывала много нареканий. Иногда агенты, особенно при сотрудничестве с многопрофильными операторами, просто не могли разобраться, о какой валюте идет речь в каждом конкретном случае. Региональным же турфирмам приходилось еще и учитывать особенности валютных курсов в своем регионе. А в результате все розничные продавцы при безналичной оплате были вынуждены добавлять 0,5–2% к валютной ставке, заявленной Центробанком.
В качестве паллиативной меры многие компании выставляли цены в условных единицах, указывая в специальных сносках их значение. Возможно ли теперь использование у. е. – неясно. Неясно также, распространяется ли введенный запрет на информацию, представленную в Интернете, – на баннерах, в прайс-листах, которые туркомпании вывешивают на своих сайтах, и т. д. Но главный вопрос – как чисто технически справляться с ежедневным изменением курсов доллара и евро: регулярно обновлять прайс-листы? Указывать «ценовую вилку»? Участники рынка с нетерпением ждут от органов власти официальных разъяснений по всем спорным вопросам.
Между тем неясности в законе не освобождают от ответственности за его неисполнение. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), призванная следить за соблюдением новых норм в отношениях турфирм и потребителей, уже готова начать проверки. Компании, уличенные в нарушении статьи 10 закона РФ «О защите прав потребителей», могут быть оштрафованы на сумму до 10 тыс. рублей. И хотя специалисты считают, что на первый раз виновник, скорее всего, отделается предупреждением, попадать в списки «неблагонадежных» не хочется никому.
Турция строится
Другие регионы Турции тоже можно поздравить с прибавлением: два новых отеля распахнут двери в Аланье, шесть – в Белеке, четыре – в Сиде.
Обычно вновь открывшиеся объекты размещения, стремясь к стабильной загрузке в первый же сезон, на мягких условиях дают операторам такие тарифы, какие у раскрученных отелей можно выбить только в обмен на сквозные предоплаты. Поэтому для мелких турфирм ввод в эксплуатацию новой гостиницы – хороший шанс заработать. Ну а более крупных игроков, естественно, раздражает, что хотельеры своими популистскими рекламными акциями дают конкурентные преимущества аутсайдерам рынка.
Впрочем, и сами туроператоры «первого эшелона» активно бронируют номера в новых гостиницах. В частности, те пятизвездочники, которые сейчас достраиваются в Анталье, включили в свой ассортимент компании «Бентур» и «Корал Тревел». «Цены в этих отелях вряд ли будут ниже, чем везде. А условия бронирования – коммерческая тайна», – сказала в интервью «ГЛ» руководитель отдела продаж «Корал Тревел» Ирина Морозова.
Хуже цен может быть только сервис
Специалисты московских турфирм констатируют 20–25-процентное сокращение спроса на горнолыжные курорты Кавказа. «Даже в пиковые даты пустует значительная часть номерного фонда в отелях этого региона», – утверждает начальник отдела внутреннего туризма «Алор-Тур» Илья Щучкин. Ситуация объясняется резким повышением цен: с наступлением зимнего сезона гостиничные услуги здесь подорожали, как обычно, процентов на 10–15, плюс к тому взлетели тарифы на перевозку. В результате цена турпакета возросла на 35–50% от уровня зимы-2003/04.
При стоимости перелета из Москвы до Сочи или Минеральных Вод $180–250 недельный тур в Приэльбрусье с проживанием в экономичной гостинице обойдется примерно в $450. Это сопоставимо с ценой на отдых в Болгарии или Словакии. «Лично я выбрала бы недорогие курорты Европы, – комментирует Лариса Ернович из «Бюро путешествий «Ориент». – У нас за трассами ухаживают только в Красной Поляне, очереди на подъемники жуткие, да и цены на них поднялись в сравнении с прошлым годом почти в два раза».
«На самом деле не все так плохо, – возражает генеральный директор пятигорской турфирмы «Новый тур» Салават Бикбулатов. – Деньги в курорты вкладываются. Строятся новые небольшие пансионаты, отели начинают конкурировать, бороться за клиента, и со временем уровень сервиса будет соответствовать ценам. А те, кто не осознает необходимость перемен, просто уйдут с рынка».
ATB под брендом Моцарта
По мнению австрийских туристических властей, в привлечении туристов в страну важную роль играют культурные ценности. В этом году лейтмотивом направления должен стать Моцарт, так как в январе 2006 г. исполняется 250 лет со дня рождения композитора. «Моцарт – наш самый успешный бренд, он входит в 50 топовых брендов мира, обогнав Volkswagen и MTV», – заявил глава Австрийского национального туристического офиса Артур Оберашер 24 января на пресс-конференции, приуроченной к открытию в Зальцбурге 30th Austrian Travel Business (ATB). К слову, композитору был посвящен один из самых больших стендов выставки.
Между тем интересы туристических компаний, присутствовавших на ATB, пока далеки от знаменательного юбилея. Представители австрийского подразделения TUI еще не знают, насколько «моцартовские» туры будут востребованы на рынке.
А специалист по продвижению продукта компании BASTA Томас Хубер предположил, что рекламная кампания сыграет скорее на туристов из Восточной Азии: «Я как австриец не воспринимаю Моцарта как нечто специфическое, а японцы и китайцы любят европейскую классику – для них это экзотика».
Российских же гостей ATB больше интересовали предложения по экскурсионным турам и отдыху на озерах. «Выставка показала, что принимающие компании стремятся расширить ассортимент для нашего рынка», – заметил Константин Смирнов, начальник департамента «Турбюро Москва». «Еще одна тенденция: понемногу повышают цены хотельеры, – говорит Татьяна Покровская, топ-менеджер «Асент Трэвел». – Впрочем, это было понятно и до ATB. Ведь летние контракты на нашем направлении заключаются до январской выставки, а зимние – после. Сам же форум – просто хорошая возможность встретить всех партнеров в одном месте, утрясти рабочие вопросы».
Поднимется ли чартер на Тунис из Волгограда?
В Волгограде уже началась подготовка к летнему сезону, и у местных операторов большие планы – они хотят организовать чартерный рейс из своего города в Тунис. И надо сказать, такое желание появилось у них давно. Директор турфирмы «Карфаген» Слах бен-Али утверждает, что каждый год к нему обращаются волгоградские агенты с просьбой найти способ прямой доставки клиентов в эту североафриканскую страну. Ведь через Москву летать туда дорого, а главное, неудобно: на дорогу до столицы поездом уходят целые сутки.
Казалось бы, есть спрос, значит, должно появиться и предложение. Но в Волгограде не все так просто. Погоду на этом рынке делает единственный в регионе перевозчик – а/к «Волга» вкупе с одноименной дочерней турфирмой. И только от них зависят перспективы любого чартерного проекта местных туроператоров. Именно поэтому из Волгограда самолеты летают только в ОАЭ, Египет и Турцию – остальные туристические направления «Волгу» с «дочкой» по каким-то причинам пока не заинтересовали. Но волгоградские турбизнесмены надежду не теряют.
В этом году они собираются объединиться в пул, чтобы «пробивать» чартер на Тунис совместными усилиями. Как именно планируется склонить к сотрудничеству главенствующую авиакомпанию, никто не признается: «Рано это обсуждать, все еще может сорваться». Столичные операторы, комментируя ситуацию на волгоградском рынке, говорят: «Руки у нас до регионов не доходят – мы бы наверняка помогли той же «Волге» быстрее адаптироваться к рыночным условиям, а турфирмам региона обрести новые возможности для отправки туристов». Но волгоградские турфирмы не очень-то ждут москвичей – приводя новые авиакомпании, открывая маршруты, последние в конечном счете ослабляют позиции местных туроператоров.
Тиминский вышел из тюрьмы
Дмитрий Тиминский, 18 апреля 2003 г. приговоренный к шести годам тюремного заключения, в конце декабря связался с редакцией «ГЛ» и сообщил, что он уже три месяца на свободе.
Напомним, руководителю «Европы-2000», ныне «Русского Экспресса», Тарасу Кобищанову удалось доказать, что его бывший сотрудник похитил у компании $20 тыс. Суд квалифицировал деяния Тиминского как мошенничество в особо крупных размерах.
Как выпускник школы милиции, Дмитрий был отправлен в колонию, где содержатся бывшие сотрудники правоохранительных органов. «Условия содержания там мягче, чем в обычных зонах, да и общество намного приятнее», – говорит г-н Тиминский. К тому же исправительное учреждение расположено относительно недалеко от Москвы – под Рязанью, так что жена и родители могли часто приезжать на свидания.
Отсидев год, Дмитрий подал прошение о смягчении наказания, и местный суд сократил срок до трех с половиной лет. Затем последовало еще одно прошение, результат которого – условно-досрочное освобождение. 15 сентября у ворот колонии его встречали супруга и друг.
«Труднее всего, наверное, было моей жене Алле. Меня ведь посадили всего через полгода после свадьбы, причем совершенно неожиданно. Но она молодец, выдержала», – рассказал Дмитрий.
Сейчас он заново ищет себя в профессиональной деятельности. По словам Тиминского, у него есть ряд предложений о трудоустройстве, в том числе и от турфирм.
Выгоняют, но не всех
1 февраля наступил срок исполнения принятого 30 декабря 2004 г. распоряжения мэра столицы Юрия Лужкова «О мерах по повышению эффективности использования гостиничного фонда в г. Москве», согласно которому все гостиницы, являющиеся государственными унитарными предприятиями, обязаны расторгнуть договоры с арендаторами и в течение первого квартала начать использование номеров по прямому назначению. Туристический рынок забеспокоился по этому поводу еще в январе, ведь в гостиницах «квартирует» много турфирм, в том числе известных.
Впрочем, решение мэра не коснется крупных компаний, работающих в официально переоборудованных под офисы помещениях, уже не предназначенных для постояльцев. «Мы располагаемся в «Центральном доме туриста», но не занимаем номерной фонд, поэтому проблем у нас нет», – говорит, в частности, Михаил Нуждин, замдиректора «Интурбюро-Омега». Так же рассуждает Неля Огурцова, коммерческий директор «Время-тур»: «Наш офис в «Пекине» находится на этаже, где нет жилых комнат, это техническая часть здания. Поэтому к нам распоряжение мэра не относится». И уж наверняка опасность выселения не грозит «Интуристу», который как раз 1 февраля приобрел у правительства столицы 40% акций гостиницы «Космос», где он арендует большие площади (одновременно 30% акций «Интуриста» перешло в собственность ГАО «Москва»).
Зато многие мелкие агентства, снимавшие комнаты в отелях, уже оказались на улице. «Несколько компаний мы выселили еще до 1 февраля, а кто-то пока остался, потому что не нашел новое помещение», – сообщила в интервью «ГЛ» Маргарита Гогонаева, коммерческий директор гостиницы «Алтай». А Николай Баданов, гендиректор «Ленинградской», высказался более категорично: «Мы расстались с арендаторами еще осенью, не дожидаясь официального распоряжения. Отель предназначен исключительно для приема гостей».
Руководители многих других объектов размещения узнали о распоряжении мэра только в конце января, поэтому своим арендаторам они отвели на сборы меньше месяца. Те же, в свою очередь, выдвинули условие: или отель дает им больше время на поиск другого пристанища, или выплачивает неустойку.