В транспортной сфере – демократизация. Чего ждать летом?
Государственный протекционизм в отношении назначенных перевозчиков ослабевает. Усиливается конкуренции между авиакомпаниями – огромный плюс для операторов-заказчиков. Они в большинстве своем хотят отработать сезон без демпинга, привести общие объемы перевозки в соответствие со спросом. Но отдельные агрессивные игроки вынуждают остальных продолжить гонку на выбывание.
Откуда сюрпризы?
Итак, гегемония назначенных авиакомпаний уходит в прошлое. Сейчас послабления носят точечный характер, но это только начало. Дело не в том, что кто-то в административных кругах решил дать больше свободы чартерным предприятиям или оградить туроператоров от прессинга со стороны доминирующий перевозчиков. Причины «оттепели» совершенно иные. Жесткие ограничения по допускам на авиационные маршруты противоречит интересам других стран. Им нужен рост турпотоков и больше свободы в Восточной Европе для своих авиакомпаний. На правительственном уровне эти вопросы обсуждаются уже давно. И динамить их в последнее время стало сложнее, поскольку Россия, присоединяясь к ВТО, вроде как встала на путь к открытому небу.
Впрочем, нельзя сбрасывать со счетов и еще один фактор. Субъективный. Вы помните, что начало шумихи вокруг назначенных перевозчиков совпало c приходом в «Аэрофлот» Андрея Калмыкова? По мнению экспертов, это он достал из анналов пресловутый 92-й приказ Минтранса и применил его как инструмент расчистки рынка. Но в связи с последними событиями его лобби в административных кругах могло ослабнуть. Или же у замгендиректора «Аэрофлота» появились более экстренные задачи, нежели защита прибыльных маршрутов от конкурирующих компаний. (Подробнее на эту тему – в публикации «Замять нельзя преследовать» на стр. ???.)
Так или иначе, небо над некоторыми туристическими направлениями приоткрылось. Посмотрим, какие будут последствия.
Мечты итальянцев
Первым рынком, где повеяло авиационной демократией, стала Италия. Еще в феврале появилась информация о том, что на маршрутах Москва – Рим и Москва – Милан, помимо «Аэрофлота» и AlItalia, добавят еще по одному назначенному перевозчику от каждой страны. В списках возможных претендентов упоминались наши «Трансаэро», S7 Airlines и «ЮТэйр», а также итальянские Wind Jet, Blue Panorama и Air Dolomiti.
«Аэрофлот» проиграл монополию», - так высказывались центральные СМИ. Действительно, главная российская авиакомпания теряет контроль над очень хлебными маршрутами. Достаточно сказать, что рейсы на Рим она грузит исключительно за счет прямых продаж, то есть с максимальной рентабельностью, блоков туроператорам не дает, и они вынуждены работать только с AlItalia. Тарифы держатся в районе 350 евро за кресло.
«Ожидается, что с расширением круга назначенных перевозчиков кривая цены пойдет вниз, а условия бронирования для турфирм станут более мягкими, - говорит заместитель генерального директора «Турпарад» Виктория Сичкарук. - Мы с интересом рассмотрим новые предложения».
А вот как комментирует события Ирина Максимова, руководитель отдела Италии Intravel Stoleshniki: «Для нас появление новых вариантов перевозки на Рим и Милан – давняя мечта, которая еще ни разу толком не сбылась. Компания Трансаэро периодически завяляла рейсы в эти пункты, в период зимних каникул даже смогла сделать несколько вылетов, но под прессингом «Аэрофлота» закрыла программу. А ее предложения были крайне выгодны. Если теперь ей удастся получить статус назначенного перевозчика, это будет большое событие для направления».
А вот гендиректор PAC Group Илья Иткин предлагает не преувеличивать значение Рима и Милана для массового туризма на направлении: «Основные клиентские потоки идут в Римини и другие аэропорты страны, где объем и ассортимент авиаперевозки не ограничен ничем, кроме здравого смысла туроператоров-заказчиков. В этом году они верстают программы с осторожностью». «Некоторые компании уменьшают объемы перевозки из Москвы, - продолжает тему Лариса Михасенок, директор транспортного департамента «Розы Ветров» - Но есть и такие, кто запланировал рост. К тому же на направление выходит новый туроператор – TEZ TOUR. Я думаю, что в итоге общее количество «воздуха» все-таки увеличится, и на столичном рынке возникнет профицит, хотя не столь острый, как в прошлом году».
По оценкам г-на Иткина, в других городах произойдут общие сокращения. Туроператоры, продвигающие Италию в регионах, - это «Натали Турс» «Данко Трэвел», «Асент Трэвел» - единодушны в том, что оптимизация необходима. Отменяются рейсы из Челябинска и Нижнего Новгорода, сокращаются масштабы самарской программы.
Кстати, про оптимизацию: с итальянского рынка ушел «Пегас Туристик». Известный игрок турецко-египетской массовки не намерен повторять прошлогодний эксперимент с оперейтингом по элитной Сардинии. «Наращивать объемы до бесконечности нет смысла», - утверждает гендиректор «Пегаса» Анна Подгорная.
Болгария: летают все!
Следом за Италией в зону чартерной оттепели попала Болгария.
На маршрутах Москва - Бургас и Москва - Варна с российской стороны назначенная авиакомпания – S7 Airlines, у которой нет ни технической возможности, ни стремления полностью удовлетворить все запросы туроператоров на организацию перевозки в летний период. (Для этого ей пришлось бы снимать технику с более прибыльных маршрутов.) Да и цены у S7 достаточно высокие для бюджетного турпотока. «Власти Болгарии, заинтересованные в развитии туризма, еще прошлой зимой лоббировали отмену ограничений на чартеры», - вспоминает Наталья Емельянова, директор департамента транспорта компании «Солвекс-Трэвел». - В итоге Росавиация допустила к полетам на лето-2011 почти всех перевозчиков, подавших заявки». Но предварительно их помариновала – туроператоры направления довольно долго пребывали в подвешенном состоянии. И когда вопрос решился, они на радостях заявили столько рейсов, что получили серьезные проблемы с загрузкой.
А вот зимой в горнолыжную Болгарию можно было добраться только рейсами назначенных, и перевозка получилось дороже, чем на некоторых более престижных западноевропейских направлениях, куда лететь на час дольше. Естественно, перекос в экономике программ отнюдь не способствовал росту туристического спроса на Болгарию, и власти страны продолжили «разъяснительную работу» в российских административных кругах. Видимо, эффект был достигнут. По крайней мере, в этом году ситуация развивалась по новому сценарию.
В марте стало известно, что привилегии назначенных перевозчиков на болгарском направлении отменяются, но – только на три летних месяца. С июня по август можно ставить на Варну и Бургас рейсы без ограничений, и не согласовывать их с S7. «Основные полетные программы стартуют как раз в июне, - комментирует Евгений Ключарев, директор по перевозке TUI Russia. – Но что касается сентября – на это время еще идут активные продажи, туроператоры заинтересованы в пролонгации чартерных программ на первый месяц осени. Я думаю, всем дадут долетать, хотя официальных разрешений пока не было».
По состоянию на конец марта в Варну и Бургас заявились: «Аэрофлот», Nord Star, «Татарстан», «Ямал», «Московия», I Fly и др. Ожидается также, что на оба пункта поднимется «ВИМ-авиа», хотя на момент подготовки этой статьи у перевозчика все еще не получил разрешения на полеты в Европу.
«К июню игроки подсократят полетные планы, пена осядет, и только тогда станут ясно точное количество воздуха, которое рынок получит в новом сезоне. Именно так происходит ежегодно, - комментирует гендиректор CherryTur Дмитрий Черепов. – А пока заявленные объемы перевозки процентов на 30 превышает реальные показатели прошлого лета».
«Причем рост идет на Бургасе, а количество рейсов на Варну сократилось, это ясно уже сейчас, - отмечает директор по перевозке компании «ИнтАэ» Алексей Емельянов. – И это хорошо, поскольку Варна менее востребована в клиентской среде, на данном маршруте год назад был особенно острый профицит воздуха».
Памятуя о прошлогодних проблемах с загрузкой, большинство опытных туроператоров по Болгарии в преддверие лета-2012 умерили свои чартерные аппетиты. А общее расширение полетных планов обусловлено выходом на этот рынок новых игроков – «Библио-Глобуса» и TEZ Tour. Можно не сомневаться: умеренно-массовое бюджетное направление, которое всегда жило своей жизнью вдали от главного «театра военных действий», в 2012 году станет ареной острейшей конкурентной борьбы.
На старте сезона самым агрессивным игроком выглядит «Библио-Глобус». Сам он, впрочем, так не считает. «Наш объем из Москвы, Петербурга и Новосибирска – 1900 кресел в неделю, - комментирует гендиректор компании Александр Туголуков. – Вряд ли стоит придавать этому особое значение». «У нас заявлено 3000», - сообщила в интервью «ГЛ» Наталья Емельянова. А между прочим, «Солвекс» - признанный лидер направления.
Оценивая общую конкурентную ситуацию, руководитель компании «Русский Экспресс» Тарас Кобищанов дает такой прогноз: «События на болгарском рынке будут развиваться по тому же сценарию, как в Греции год назад. В Москве сезон пройдет под знаком непрекращающегося и очень сильного демпинга. Поэтому мы намерены усиливать свое присутствие в регионах. Я вижу некоторые областные центры, где даже есть определенный дефицит перевозки».
Кипр: запоздалая весна
Еще одним массовым направлением, где временно упразднились ограничения на чартеры, стал Кипр. Большая неожиданность для туроператоров. Ведь именно на этом рынке в 2010 году началась эпопея с назначенными перевозчиками – «Аэрофлот» наложил 92-м приказом вето на рейсы в Ларнаку, и прорываться через этот кордон удавалось только «Трансаэро», и то эпизодически. Раньше одна выполняла рейсы по маршруту Москва – Ларнака круглогодично, в летней период – ежедневно. А в прошлом сезоне смогла получить от Росавиации только две частоты под чартеры и летала главным образом на Пафос, менее раскрученный регион острова.
Заказчики «Трансаэро» - «Натали Турс», «Библио-Глобус» - оказались не в самом выгодном положении. Все были уверены, что новом сезоне ситуация повторится. Но в последний числах марта стало известно: авиационные власти России и Кипра полностью отменяют ограничения на чартеры в период с 1 июня по 20 сентября. Эту информацию в интервью «ГЛ» подтвердил советник руководителя Росавиации Сергей Извольский. «Фактически это означает, что в Ларнаку, как и на Пафос теперь могут летать все желающие, не согласовывая программы с назначенными перевозчиками», - прокомментировала замгендиректора «Библио-Глобус» Юлия Туголукова. И добавила: ее компания планирует летом-2012 удвоить турпоток на данном направлении.
«Аэрофлот» демонстрирует невозмутимость. «Для нас на кипрее ничего не меняется, - сообщил «ГЛ» замгендиректора авиакомпании Андрей Калмыков. – Будем сотрудничать с теми же партнерами. Увеличиваем объемы программ на 20%».
«Если бы отмена ограничений по Ларнаке произошла до того, как туроператоры подписали контракты с авиакомпаниями, то направлении могли бы появиться новые игроки из числа чартерных перевозчиков, снизилась бы общая ценовая планка, - полагает коммерческий директор ICS Travel Group Дмиртрий Филатовский. – Но сейчас все перемены выразятся в том, что заказчики «Трансаэро» получат больше Ларнаки».
Греция. Жареное солнце
Самым остросюжетным направлением туристического рынка остается Греция. Здесь тоже не обошлось без некоторого «демократического» веяния. На направлении Москва – Салоники заявился новый перевозчик – авиакомпания UtAir. Чтобы понять смысл происходящего надо знать контекст: этот маршрут исторически контролирует «Музенидис Трэвел» - туроператор, исторически лидирующий по континентальной Греции. Он консолидирует рейсы большинства авиакомпаний, выполняющих рейсы в Салоники: «Аэрофлот» «ВИМ-авиа», Astra Airlines. Раньше «Музенидису» здесь оппонировала только турфирма «Лабиринт» в альянсе с Aegean Airlines – греческим назначенным перевозчиком, которого никаким административным ресурсом невозможно было снять с маршрута.
И вдруг – новый российский игрок. UtAir зашел на эту трассу без особых усилий, поскольку имеет здесь статус назначенного перевозчика, доставшийся ему вместе с другими активами а/к "Московия". Основные держатели блоков UtAir – "Вилар Турс", "Лабиринт", "Амботис Турс". Опасна ли эта группа для лидера?
Пока нет, полагают наблюдатели. Во-первых, объемы программы весьма умеренные. «Во-вторых, цены предложены достаточно высокие, - продолжает тему Елена Иванникова, главный специалист по Греции компании Unex. – 300 с лишним евро за кресло в блоке – это дороже, чем даже у «Аэрофлота».
Так или иначе, регулярка UtAir найдет своего пассажира, которому удуобен аэропорт Внуково. И вообще, примечателен сам факт – появление еще одной альтернативы «Музенидису». Сам континентальный корифей отзывается о проекте UtAir благодушно. «Любое новое предложение на рынке мы приветствуем», - сказал в интервью «ГЛ» гендиректор «Музенидис Трэвел» Александр Цандекиди. («Да у, «Музенидис» поприветствовать умеет…» - иронизируют конкуренты.)
Теперь о перевозке в «горячую точку» направления – на Крит. В прошлом году туроператоры буквально выжгли остров демпингом. Все изначально переборщили с перевозкой, плюс к тому, социальная нестабильность в стране плохо влияла на спрос. Кто мог, сокращал программы в ходе сезона. TUI Russia, например, отказался от емкостей «Аэрофлота», распрощавшись с депозитом, который исчислялся сотнями тысяч евро. Это дает некоторое представление о масштабах всеобщих потерь.
Повторять эти подвиги желающих мало. «Сейчас рынок ближе к балансу между спросом и предложением, чем в прошлом году, - делится наблюдениями гендиректор компании «Пантеон» Анатолий Гаркушин. - Многие игроки сократили программы».
С этим согласны все опрошенные «ГЛ» туроператоры, но никто не признается, что именно он решился на сокращения. В частности, Александр Цандекиди с удовлетворением констатирует торжество здравого смысла на Крите, говорит о попытках консолидации в туроператорской среде, но насчет «Музенидиса» заявляет: «Объемы перевозки нашей компании растут. Хотя… ненамного». «Наши объемы по Криту стабильны», - утверждает президент «Южного Креста» Андрей Кузнецов.
На самом деле, наблюдатели видят лишь одного игрока, который расширяет полетные планы на данном маршруте. Это, конечно, «Библио-Глобус». Александр Туголуков признает, что в прошлом году финансовые результаты по Криту у всех были отрицательными, но заявляет: для него это не повод идти на снижение.
Теперь – коротко о других курортах Греции. Прогноз от президента «ИнтАэра» Александра Корбарума: «Объемы перевозки на Корфу остаются прежними, есть рост по Закинфу, и особенно серьезная прибавка наблюдается на Родосе, там я ожидаю демпинга». «Согласен с прогнозорм по Родосу. Чтобы не участвовать в демпинге, мы сократили свое присутствие на этом маршруте, - комментирует Андрей Кузнецов. – Что касается Закинфа: в прошлом году мы там конкурировали с «Солвексом». Теперь добавился «Лабмиринт», сейчас мы ведем с ним переговоры о совместной программе, и если соглашение будет достигнуто, то общий рост полетных планов не станет критичным».
Увеличиваются объемы воздуха и на Пелопоннесе: «Амботис Тур» удваивает периодичность своих чартеров на Каламату. Причем директор по туризму компании Ольга Титова утверждает: «Уже в конце марта было ясно, что проблем с загрузкой не будет – мы уже получали заявки даже на сентябрь».
Осторожно, как в кризис
Несмотря на конкурентное обострение в отдельных сегментах рынка, эксперты склоняются к тому, что сезон-2012 будет достаточно ровным. Сценарии поведения туроператоров сейчас примерно те же, что и в кризис-2008 г. Тогда предприниматели проявили осторожность при планировании полетных программ, где-то консолидировались, и вопреки всем финансовым катаклизмам на многих направлениях сумели заработать. Сегодня их осторожность объясняется не внешними экономическими причинами, а ощущением локального кризиса на туристическом рынке. «Поведение игроков дает основания надеяться, что спрос и предложение в целом будут сбалансированы, тем более - делится наблюдениями Евгений Судьбин, заместитель гендиректора по финансам «Асент Трэвел». - Коллеги в большинстве своем достаточно аккуратно вели контрактинг на предстоящий сезон. Между тем, я вижу предпосылки для роста потребительской активности. Поэтому сегодня я настроен оптимистично».
PS & PPS
РЖД + чугунка: взболтать, но не смешивать
Туристическая перевозка – это не только авиация, но местами и железная дорога. А здесь свои интриги. В 2012 возникло противостояние между нашей РЖД и Белорусской Чугункой, в итоге они нашли компромисс, который отрицательно сказался на экономике туроператорских программ.
Как сообщил «ГЛ» гендиректор «Туртранс-Вояж» Дмитрий Фоминцев, в последние годы отечественные туроператоры стали активно заказывать спецпоезда (иначе говоря, чартеры) из Москвы до Бреста именно у Чугунки – белорусы очень заинтересованы в привлечении валютных средств, поэтому более лояльны к турфирмам, составы выделяют почище и поновее, проводников тщательно инструктируют.
До недавних пор в РЖД никто не обращал внимание на рост влияния Чугунки в туристической сфере. Но в этом сезоне количество белорусских чартерных поездов достигло такого количества, что наши чиновники насторожились. Долго не давали согласования на чартеры. Потом все же давали, но… Чугунке пришлось выставить такие более высокие цены. «В результате спец-поезда в Брест получились на 20-30% дороже регулярных», - сообщил «ГЛ» Дмитрий Фоминцев.
Португальский тет-а-тет
Нарастает конкуренция между авиаперевозчиками на португальском направлении. Оно годами считалось безраздельной вотчиной а/к ТАР Portugal, но в прошлом году «Трансаэро» поставила регулярный рейс на Лиссабон и переформатировала свои разовые чартеры на Фуншал (Мадейра) в длинную цепочку на весь сезон. ТАР Portugal отреагировала остро: попыталась увеличить прериодичность своих рейсов из Москвы в Лиссабон с пяти до девяти в денелю. Но руководство «Трансаэро» сумело этому воспрепятствовать. «В результате на направлении сложился приемлемый баланс предложения и спроса по перевозке, - говорит гендиректор «Валтекс Тревел» Феликс Дубовицкий. – Проблем с загрузкой не было. В августе ощущался даже некоторый дефицит билетов».
В этом году «Трансаэро» наращивает присутствие на направлении Лиссабон – увеличивает периодичность полетов до двух раз в неделю. Причем цены у нее процентов на 10 дешевле, чем у ТАР Portugal. «Тем не менее, португальская компания сохраняет свою клиентуру и заказчиков, - утверждает гнедиректор «Квинта-Тур» Ирина Серганова. – В отличие от «Трансаэро», она предлагает разнообразные, привлекательные по цене и удобные для организации туристических программ внутренние перелеты по стране».
Пути в Европу неисповедимы
На восточно-европейских рынках идет перераспределение турпотоков в связи с банкротством двух авиакомпаний – венгерской Malev и чешской Czech Connect Airlines (ССА).
«На направлении Москква - Будапешт теперь работает только «Аэрофлот», но его услуги значительно дороже, чем у Malev, - комментирует Галина Скобельчихина, заместитель гендиректора по продвижению «Веди Тур Групп». – Клиентам, желающим сэкономить, мы предлагаем перелет через Вену рейсами Austrian Airlines или Niki, а также airBaltic со стыковкой в Риге».
«Что касается чешского направления, то после ухода с рынка ССА такие авиакомпании, как «Аэрофлот» и «Чешске авиалинии», увеличили количество рейсов в Чехию из российских городов - продолжает тему Валентина Миронова, гендиректор «Визит Европа». – ССА осталась нам должна, и никакой ясности о перспективах возврата средств сейчас нет».
Та же ситуация с Malev, который прекратил полеты практически сразу после того, как подписал блочные контракты на лето и получил от турфирм предоплату.