Шерше ля хам
До определенного момента «Вояж-Люкс» никак нельзя было назвать компанией с сомнительной репутацией. На рынке она работала с 1996 г., имела заметные позиции на греческом и египетском направлениях. В 2007 г. «Вояж-Люкс» даже был отмечен премией имени Юрия Сенкевича, которая учреждена Ростуризмом. Причем в номинации «Лучший туроператор в области выездного туризма».
Неудивительно, что новость о крахе фирмы вызвала большой резонанс в туризме. Именно поэтому очень хотелось бы разобраться в том, что же на самом деле произошло, на каком этапе в судьбе компании случился перелом, а самое главное – какие уроки следует извлечь из этой истории другим участникам рынка. Ведь на носу – новый летний сезон.
Так как руководство «Вояж-Люкс», видимо, уже вряд ли выйдет на связь с прессой, ответы на поставленные вопросы корреспондент «ГЛ» искал в беседах с бывшими партнерами этой фирмы. С их слов, предпосылки краха были заложены четыре года назад, когда у руля фирмы встал Сергей Саченков. Он сменил на руководящем посту свою супругу Ольгу, ушедшую в декретный отпуск. Вместо осторожной политики, проводившейся прежним директором, был взят курс на резкое наращивание объемов. Возможно, это объяснялось недостаточной осведомленностью нового босса в вопросах турбизнеса – ранее г-н Саченков работал совсем в другой сфере. «Однако для подобной экспансии у компании не было ни должной финансовой подпитки, ни достаточной агентской сети», – отмечает Ольга Усова, гендиректор «Сердолик Тур», не понаслышке знающая о делах туроператора. Ее фирма в течение нескольких сезонов консолидировала вместе с «Вояж-Люкс» и «Пантеоном» чартерные борта на греческие острова Корфу и Крит.
Вот как выглядит ситуация со слов бывших партнеров «Вояж-Люкс»: «Чтобы закрывать блоки мест на авиарейсах и комнаты в гостиницах, оператору приходилось демпинговать. Долги перед иностранными партнерами росли». Все бы ничего – с контрагентами можно и договориться о переносе обязательств на следующий сезон, но… г-н Саченков не был дипломатом. Его характеризуют как человека резкого, если не сказать хамоватого. «Если принимающая сторона не готова нести убытки, ее меняют. По такому принципу он строил работу. Причем не только в Греции, но и на другом профильном направлении «Вояжа» – египетском», – утверждают наблюдатели.
Анатолий Гаркушин, коммерческий директор «Пантеона», отозвался о Сергее Саченкове как о человеке «резком, но отходчивом». И добавил: «Когда мы были партнерами, он вел себя абсолютно порядочно в деловых вопросах».
Кто кого «кинул»?
Вне зависимости от того, кем был Саченков и как он рулил фирмой, иностранные партнеры знали о том, что «Вояж-Люкс», мягко говоря, неаккуратно платит по счетам.
И все равно заключали контракты. Однако момент истины настал зимой-2007/08. Если верить официальной версии на сайте «Вояж-Люкс», египетская компания White Angel Tours, получив новогодние депозиты, отказалась обслуживать его клиентов, а деньги якобы присвоила. Игрок договорился с другими партнерами и выполнил все свои обязательства перед туристами, однако, чтобы расплатиться с отелями, пришлось брать крупные кредиты. У экспертов же иное объяснение событий: «Вероятно, таким не совсем законным способом египетский партнер попросту закрыл долги оператора за прошлые сезоны».
Как бы то ни было, в лето-2008 «Вояж-Люкс» впервые вошел с меньшими, чем в прошлом году, объемами по Греции – средств на дальнейшую экспансию не хватало. Так, например, по свидетельству Димитриса Харитидиса, директора Aldemar по продажам в Восточной Европе, оператор сократил блоки в их гостиницах на 30% по сравнению с прошлым сезоном. Для бизнеса, построенного на обороте, снижение объемов – начало агонии. «Выход на греческий рынок новых крупных игроков лишь ускорил исход, предопределенный ошибочной политикой "Вояжа"», – говорят эксперты. А довершил дело финансовый кризис, лишивший компанию возможности перекредитоваться.
Мумия не возвращается
Показательно, что, посетовав в прощальном послании к клиентам на свои беды прошлой зимы в Египте, туроператор умолчал об итогах своей работы на том же рынке минувшим летом. По свидетельству Антона Абрамова, директора департамента Турции, Египта и Марокко КАПИТАЛ ТУР, в этой стране «Вояж-Люкс» остался должен пяти принимающим компаниям более $1 200 000. При этом операторы утверждают: в отличие от провальной Греции, египетский сезон был вполне удачным! «Сомневаюсь, что «Вояж-Люкс» «горел» с его 300 креслами в неделю на Шарм-эль-Шейх – даже для середнячка это вполне посильный объем. Тем более что конкуренция на направлении летом значительно ниже – крупные игроки традиционно сосредоточиваются на Турции», – говорит Антон Абрамов.
Так или иначе, у наблюдателей появился резонный повод задаться вопросом: «А не был ли этот выход из игры тщательно спланированной акцией»? На сходные мысли наводит некоторых экспертов и политика, проводившаяся в последние несколько месяцев по отношению к российским партнерам «Вояж-Люкс».
«Для юридических претензий нужны документы. Вы их видели? Мы – нет», – так еще в июне прокомментировал Сергей Саченков Службе «БАНКО» финансовый спор своей фирмы с одним из турагентов – компанией «Альтаир». Речь шла о перерасчете стоимости тура в Египет, забронированного в марте и сокращенного на три дня из-за проблем с размещением в отеле. Уже тогда «Вояж-Люкс» ввел в практику до предела упрощенный документооборот – единственным подтверждением внесения денег турагентом стал… штамп «Оплачено» на листе бронирования.
Кроме того, у ряда агентов, чьи туристы пострадали от «Вояж-Люкс», не оказалось даже договоров с туроператором. Соглашения, как это часто бывает, передавались последнему для подписания и простановки печати, однако он вовсе не спешил отправлять второй экземпляр ТА. Если забывчивые о договоре не вспоминали, то ничего и не получали.
Впрочем есть и свидетельства, опровергающие версию о злом умысле. «Не думаю, что учредители специально планировали свой крах, – говорит Анатолий Гаркушин. – Компания до последнего искала варианты решения финансовых проблем. За две недели до их ухода с рынка в переписке по IСQ Ольгa Саченковa интересовалась, нет ли у меня на примете потенциальных покупателей для ее фирмы». Не совсем, правда, понятно, зачем в таком случае руководство ТО ударилось в бега, а не пошло по пути официального банкротства.
«Когда компания прекращает свою деятельность цивилизованно, она остается в рамках гражданско-правовой ответственности, – поясняет Георгий Мохов, гендиректор ЮА «Персона Грата». – Если же нет возможности связаться с руководителями, заключить с ними соглашение о реструктуризации долга – это уже перспективы для уголовной статьи».
На момент сдачи статьи еще не было информации о возбуждении в отношении «Вояж-Люкс» уголовного дела. Однако, как сообщили «ГЛ» пострадавшие от его действий турагенты, некоторых их туристов уже вызывали для дачи показаний.