В недрах Минспорттуризма продолжает дозревать идея о внедрении в системы продаж «электронных турпутевок». Напомним, идеей создания некоего ваучера в электронном виде наподобие e-ticket на воздушном транспорте власти загорелись еще два года назад, в начале 2008-го. Тогда даже предполагалось, что «небумажный» пакет документов может со временем стать чем-то вроде кассового чека, бланком строгой отчетности, а вся информация о проданных турах операторами, фигурирующими в едином реестре, будет аккумулироваться в некоем едином центре. И настанет для контролирующих органов золотой фискальный век. К 2010 году стало понятно, что ничего подобного не случится – это невозможно как технически, так и в существующем организационно-правовом поле. Но мысли о поэтапной замене традиционных договоров электронными аналогами не покидают чиновников. Как будет выглядеть процедура оформления e-package, кто ее будет заполнять, в каком органе станет аккумулироваться информация – этого, похоже, не знает никто. Заместитель руководителя Ростуризма Евгений Писаревский сообщил, что в министерство направлен пакет предложений; проект вступил в активную стадию разработки, и результаты станут известны через два-три месяца. В департаменте по туризму Минспорттуризма подтвердили, что работа идет, но от комментариев отказались, дескать, еще не время. Наблюдатели отмечают, что процесс может затянуться. Вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин напомнил, что для реализации путевок в электронном виде придется внести изменения в нормативно-правовую базу, и не только на отраслевом, но и на федеральном уровне. Так что перспективы проекта туманны.
И еще одна околовластная идея, которая не осталась незамеченной. В конце февраля на круглом столе, прошедшем в Госдуме, было объявлено о создании Всероссийского союза путешественников и пассажиров. Он заявил о готовности взять на себя такие функции, как сертификация участников туристического рынка, организация третейского суда, участие в деятельности расчетного центра, сотрудничество с госорганами по контролю над соблюдением законодательства, ну и, конечно, рассмотрение претензий туристов и пассажиров за рубежом. Дмитрий Давыденко, гендиректор Центра защиты и помощи гражданам за рубежом, по сути, инициировавшего проект, обосновал его так: «В стране нет структуры, которая защищала бы интересы туристов за границей. Мы создадим мост для диалога между производителями и потребителями турпродукта». Однако участники рынка отнеслись к инициативе Дмитрия Давыденко с прохладцей. Во-первых, у него сложился образ рьяного борца с турфирмами. Во-вторых, существующих контролирующих и общественных структур и так хватает, причем мотивация создания нового союза имеет коммерческую подоплеку. «Лучше бы обратили внимание на внутренний туризм, – заметил гендиректор РВБ АЛЕАН Илья Уманский. – Проблем в этом сегменте гораздо больше, чем в выездом. Но и деньги, конечно, крутятся не в таких объемах». Эксперты также удивлены, почему конфликтным ситуациям именно в туризме уделяется столь пристальное внимание, ведь доля претензий к турфирмам составляет 0,64% от потока, выезжающего за рубеж, что на порядки меньше, чем, например, в торговле или сфере обслуживания.