Белорусский турбизнес после девальвации
В истории Белоруссии теперь есть свой «черный вторник»: 24 мая ее граждане проснулись в другой стране. Накануне Центробанк республики девальвировал национальную валюту, понизив ее курс на 56%. Прежней экономической стабильности пришел конец. Отскок «зайчика» больно ударил по местной туристической отрасли.Новый курс, установленный регулятором в тот злополучный день, равнялся 4930 белорусским рублям за один доллар США. Но даже по такой цене купить валюту оказалось невозможно – обменные пункты моментально распродали существующие запасы, а новые поступления прекратились. В стране воцарился хаос – опустели полки магазинов, выросли очереди на заправках и перед банкоматами, ряд банков ввели ограничения на снятие наличных денег. В ожидании неминуемого роста цен население охватил потребительский бум. Увы, туристическую отрасль он не затронул: здесь поток клиентов, наоборот, заметно поредел. По оценкам генерального директора компании «Матеп-90» Людмилы Мачульской, спрос просел как минимум на 50%. Она поясняет нехитрую арифметику: после обвала национальной валюты представительство российского ТEZ Тour, например, установило внутренний курс доллара на уровне 8500 белорусских рублей. Почему так много? Да потому что оператор и сам не может купить на бирже валюту по более низкому курсу. Но если учесть, что до начала экономических потрясений официальный курс доллара составлял всего 3000 рублей, получается, что в пересчете на местные деньги стоимость путевок выросла почти втрое. А зарплата-то осталась прежней. Туристам, уже имеющим на руках доллары или евро, повезло. Спустя два-три дня после девальвации гражданам страны и иностранцам разрешили расплачиваться валютой за ряд услуг, в том числе туристических. Но чтобы принимать оплату иностранными деньгами, компания должна иметь соответствующую лицензию.
Процесс ее получения может растянуться на полтора-два месяца, то есть как минимум до середины высокого сезона. При этом в стране насчитывается примерно 1300 турфирм, из них около 600 – в столице. А право вести валютные расчеты на данный момент в Минске имеют всего 10–15 компаний, в областных центрах – единицы, в остальных городах таких фирм практически нет. Похоже, именно к этим счастливчикам и устремились те немногочисленные платежеспособные клиенты, которые успели вовремя обменять деньги. «95% оплат идет сейчас именно в валюте – либо в евро, если тур в страну еврозоны, либо в долларах», – подтверждает директор «Смок Травел ЛТД» Лариса Бойко. И уверяет, что пока ее компания проблем не ощущает. Но никто не знает, как быстро иссякнут валютные резервы клиентов. Пока ситуацию отчасти спасает и тот факт, что весной хорошо сработало раннее бронирование туров. Видимо, предчувствуя коллизии, многие граждане заранее позаботились об отпусках. Это помогло турфирмам пережить май, да и июнь они рассчитывают продержаться. А вот июль и август обещают быть сложными. «По крайней мере, если раньше вылеты из Киева были намного дешевле, чем из Минска, то теперь на некоторые даты вылеты из Минска дешевле, чем из Киева. То есть авиабилеты продают ниже себестоимости. Я не завидую сегодня туроператорам, которые выкупили блоки мест на рейсах», – признается Людмила Мачульская. Представители белорусского турбизнеса очень надеются, что в течение июня обстановка в стране стабилизируется и возникнет хоть какая-то определенность. Однако уже очевидно: туристический рынок на какое-то время «схлопнется». Ожидается сокращение программ, заявленных на летний сезон, уменьшится и количество игроков, особенно из числа небольших и молодых компаний.
Мы путешествовали по Белоруссии ровно четыре года назад. Хорошие дороги, ухоженные города, низкие цены, довольные жизнью и своим президентом люди. «Молодец Лукашенко!» – восхищалась мама. И кто бы мог подумать тогда, что выстроенное одиозным лидером экономическое чудо окажется столь недолговечным...