22 марта изменится правовое поле отрасли: Госдума рассмотрит во втором чтении поправки к ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ». К чему все-таки готовиться участникам рынка? Мы предложили высказаться на эту тему экспертам «ГЛ».
Гарантии на вырост
На момент написания этой статьи помимо поправок, принятых в первом чтении 6 июля, в коридорах власти витала еще целая кипа проектов. Авторы из Минфина, Ростуризма, самой Госдумы, туристических общественных организаций лоббировали те нововведения, которые представлялись им наиболее актуальными. А до момента Х оставались считаные дни. Наблюдая этот хаос и аврал, многие в деловых кругах высказывали предположение, что законодательную реформу снова отложат ввиду ее очевидной сырости.
Если бы не крах «Ланты», могли бы и отложить, говорили эксперты, близкие к власти. Но в разгар скандала премьер-министр дал четкое распоряжение разобраться с туризмом. Так что придется все же найти некий компромисс между суровой реальностью и смелым полетом законотворческой мысли.
Глава правовой комиссии РСТ Георгий Мохов высказал следующее предположение: 22 марта будут ратифицированы те из поправок, которые выглядят наиболее важными и проработанными. А многочисленные спорные инициативы парламент все-таки отложит на потом.
В частности, можно ставить десять к одному, что размер фингарантий для крупных туроператоров повысится. Замглавы Ростуризма Евгений Писаревский в интервью «ГЛ» сообщил, что за основу берется все та же дифференциация, которая обсуждалась накануне первого чтения. Для компаний с годовым оборотом до 500 млн рублей сумма покрытия – 100 млн рублей. При обороте до 1 млрд рублей – 200 млн. А для более крупных предприятий – 200 млн рублей плюс 10% от суммы годового оборота, превышающей 1 млрд (за предыдущий отчетный период).
От имени – и по…
Еще одна поправка, давно обсуждаемая и близкая к ратификации, – реализация турпродукта турагентом только от имени и по поручению туроператора. «Если такая схема станет реальностью, то на туроператора будет возлагаться полная и в значительной степени необоснованная ответственность за действия турагентства уже в момент заключения договора с туристом», – напоминает адвокат Илья Тугуев. Риски ТО действительно возрастут многократно. Он будет обязан оказать потребителю забронированные услуги, даже если не получит денег от агента по причине финансовой несостоятельности или недобросовестности последнего. Фактически производителя туруслуг вынуждают нести ответственность за независимого дистрибьютора, самостоятельное юридическое лицо, которое туроператор не может контролировать, говорит г-н Тугуев.
Понятно, что движет законодателями, – они хотят руками туроператоров окультурить огромные массы турагентств, которые после отмены лицензий живут вне любого госрегулирования, даже символического. Вопрос в том, как же тогда поставщики будут строить отношения с розницей. Начнут брать с каждого дистрибьютора депозит на случай, если он продаст кипу туров и скроется?
Вряд ли это реально, говорит Оксана Тизяева, гендиректор ТА «Элита» (дилер ТБГ). Чтобы депозит создавал операторской компании какую-то «подушку безопасности», он должен исчисляться десятками тысяч долларов. Если даже турагент до минимума сократит количество поставщиков, он все равно не сможет изъять из оборота достаточное количество средств, чтобы заплатить депозит каждому. «Кроме того, сами туроператоры тоже не застрахованы от банкротства, – продолжает Оксана. – И если что, мои деньги мне никто не вернет. У меня уже была похожая история – когда с рынка ушла система бронирования Avantix, мы потеряли 20 тыс. рублей, которые в свое время перечислили ей в качестве депозита. Сумма небольшая, но и ее тоже выбрасывать не хотелось». Возвращаясь к вопросу о работе от имени и по поручению ТО, гендиректор «Элиты» выражает надежду, что с турагентствами, участвующими в авторитетных сетевых проектах, поставщики будут работать на доверии.
«Не надо иллюзий, – возражает Илья Тугуев. – Все мы помним немало случаев, когда терпели крах известные турагентства, долго и успешно работавшие на рынке, – это не является гарантией от проблем с ними в будущем».
Независимых – в сад
Кстати, возникновение непрогнозируемых рисков в деятельности ТО обязательно примут во внимание и страховые компании, которые выступают гарантами их профессиональной ответственности. Представляете себе, сколько придется платить за ФИГи, притом что их суммы тоже резко возрастут?.. Вот и сами страховщики пока тоже не представляют.
Напрашивается вывод, что при таком раскладе независимый турагент становится неудобен и не нужен туроператорам. Из массы нынешних партнеров они, скорее всего, отберут самых лояльных, готовых уйти под бренд ключевого поставщика, заплатить ему все же некий депозит и продавать только его продукт – например, в статусе франчайзи.
Плюс к тому производители будут открывать и развивать собственные розничные офисы и, конечно же, прямые электронные продажи. Все эти каналы сбыта у первой десятки ТО уже имеются.
Интересно, а что делать мелким и средним операторам? Свои розничные точки, как и франчайзинговые сети, слишком для них затратны, а интернет-бронирование в режиме B2C может рассматриваться лишь как вспомогательный инструмент продаж. Отказ от независимой розницы означает для таких компаний критичное сокращение турпотоков. Наверное, именно они будут рисковать и работать с ТА на доверии, а в случае чего – терпеть убытки и банкротиться.
Еще один вариант развития событий: поправка «от имени и по поручению» может оказаться полной формальностью. «Она удивительно бессмысленна в отсутствии механизма контроля за ее исполнением, – говорит Георгий Мохов. – Обязать туроператора к заключению договоров поручения невозможно, равно как и ограничить его право на реализацию турпродукта любому лицу. Таким образом значительная часть розничного рынка попросту перестанет формально считаться турагентами и перейдет в разряд заказчиков турпродукта, действующих в интересах туриста».
ФИГ плюс СРО = ?
Остается некоторая вероятность, что поправку «от имени и по поручению» 22 марта отклонят или отложат. Ограничатся внедрением такого инструмента для регулирования турагентского бизнеса, как СРО. Евгения Конколь, президент компании «Спектрум» и активный участник законотворческой деятельности, на экспертном совете «ГЛ» дала понять: независимо от других аспектов реформы появление саморегулируемых организаций в туризме более чем вероятно. Это государственный курс, и самое правильное сейчас – подумать о том, как сделать СРО эффективными.
Идея в том, чтобы владельцы турфирм, туроператорские и турагентские компании, объединяясь в профессиональные союзы, самостоятельно формировали стандарты качества и безопасности в своей сфере, коллегиально контролировали их соблюдение, а в случае финансового краха одного из участников расплачивались с пострадавшими средствами из общего стабилизационного фонда саморегулируемой организации.
Какая узда наименее травматична? Вопрос интересный, но уже риторический. В интервью «ГЛ» Евгений Писаревский сказал: «К сожалению, государство не увидело единой, четко выраженной и юридически обоснованной позиции бизнеса на тему законодательной реформы».