Чего ждать от нового сезона
Эмираты меняются. Один за другим открываются отели, и дефицит номерного фонда – лейтмотив нескольких последних лет – уходит в прошлое. Российские перевозчики усиливаются на дубайском направлении, иностранные авиакомпании осваивают маршруты из других регионов. Наконец, подорожали визы. Представители российской туриндустрии едва поспевают за всеми нововведениями, а эмиратские игроки только улыбаются. Они-то привыкли: их страна, вообще, так стремительно трансформируется, что местные жители иногда не узнают улицу, по которой ходили еще месяц назад…
Неглубоко, но хватает
Примерно так эксперты характеризовали глубину продаж в конце октября – начале ноября. «Не скажу, что спрос снизился. Просто он сместился. Раньше в это время вовсю продавались зимние праздники, сейчас количество поступающих заявок на Новый год сократилось на 15%, зато увеличилось число бронирований на ближайшие вылеты в ноябре», – сказал в конце октября Андрей Зорин, руководитель отдела ОАЭ «Русского Экспресса». Продажи обмельчали, по мнению участников рынка, из-за экономической нестабильности. «Люди боятся заранее вкладывать деньги в путешествия, не зная, что произойдет завтра», – считает Дмитрий Арутюнов, генеральный директор АРТ-ТУР.
Полина Перцева, руководитель направления ОАЭ INTRA-VEL-Stoleshniki, добавила: «Спад перед ноябрьскими праздниками был связан еще и с длительными выходными. Что касается Нового года, мы ожидаем подъема в начале ноября».
Игроки сохраняют оптимизм, стараются подстроиться под изменившуюся глубину и по итогам сезона надеются достичь прошлогоднего объема. Кстати, по данным Департамента по туризму и коммерческому маркетингу при правительстве Дубая, в 2007 г. эмират посетили 286 162 россиянина – всего на три с небольшим процента больше, чем в 2006-м.
Чартеры? Только в Дубай
В этом сезоне заказчики чартеров осторожны: внимательнее наблюдают за конкурентами, не стремятся обогнать их любой ценой. Стало на 50% больше рейсов «Трансаэро» (шесть-восемь в неделю), зато сократились программы других авиакомпаний, и в целом объем чартерной перевозки в Дубай увеличился незначительно. Так, партнеры S7 Airlines согласились на один еженедельный А-310 вместо прошлогодних двух «илов». Пересмотрели свои намерения и консолидаторы «ВИМ-авиа». По словам наблюдателей, сначала они собирались поднимать три борта каждую неделю, но с октября поставили только два, а в конце ноября думают снять одну машину до посленовогоднего периода, когда кривая спроса должна снова пойти вверх. «Мировой финансовый кризис повлиял и на ситуацию с авиаперевозкой. Туроператоры учли в своих планах на сезон экономические реалии и оптимизировали расходы», – объясняет Татьяна Коршунова, вице-президент по продвижению продукта Ланта-тур вояж.
Кстати, кроме Дубая столичные игроки на этот раз никуда летать не собираются. Напомним: в прошлом году «Мостравел» и другие компании планировали чартеры в Рас-эль-Хайму и Фуджейру, но в итоге программы были отменены. «Мы, например, тоже хотели поставить самолет в Рас-эль-Хайму, но потом пришли к выводу, что основной поток все-таки направляется в Дубай и Шарджу, и подняли цепочку в Дубай», – поделился Андрей Зорин.
Абу-Даби возвращается
Теперь о «регулярке». Ее в этом сезоне станет значительно больше. Во-первых, «Аэрофлот» и Emirates анонсировали по два ежедневных рейса в Дубай вместо одного, причем арабский перевозчик расширяется только со 2 февраля, а российский – уже с 26 октября. Во-вторых, еще в апреле на направление вернулись Pakistan International Airlines, временно прекратившие полеты прошлой зимой. Также продолжают свою программу Singapore Airlines.
Эксперты не считают такое количество перевозки избыточной: «Чем разнообразнее варианты перелетов, тем легче удовлетворить клиента».
Бурные дискуссии вызвал новый проект: эмиратская авиакомпания Etihad заявила с 1 декабря 2008 г. по пять еженедельных рейсов на маршруте Москва – Абу-Даби. Два года назад «Трансаэро» уже открывала воздушное сообщение между этими пунктами в регулярном режиме, но потом свернула его. По словам директора по связям с общественностью Сергея Быхала, произошло это «в целях оптимизации перевозки». А по неофициальной информации, «Трансаэро» тогда надеялась продать блоки операторам в нагрузку к Дубаю, но те не заинтересовались. «Абу-Даби неактуален: там мало отелей, да и не раскручен этот эмират на российском рынке», – говорили они. Гостиниц и сейчас немного – всего 10. И ряд экспертов высказывают мнение, что Etihad, как и «Трансаэро», поторопилась. «Не вовремя он вышел. Вот через пару лет, когда в Абу-Даби наконец достроят отели, Etihad цены бы не было», – полагает Джорджес Мусса, президент принимающей структуры Planet.
Впрочем кое-кто из российских игроков все же думает прикупить кресла у арабского перевозчика, объясняя свое решение тем, что Абу-Даби – перспективное направление: «Если ты живешь не сегодняшним днем, на столицу ОАЭ надо делать ставку». Там вполне приемлемые цены в отелях: например, в Le Meridien номер в сутки в сезон стоит около $320. В гостинице той же цепочки Le Royal Meridien Beach Resort & SPA в Дубае комната обойдется примерно в $550. Кроме того, используя прямые рейсы, можно отправлять в столичный эмират деловых туристов, а также любителей «экскурсионки». Ведь Абу-Даби – культурный и исторический центр ОАЭ. «Еще рядом с городом находится остров с заповедником, есть куда свозить туристов», – добавляет Ирина Портнова, руководитель направления ОАЭ ICS Travel Group.
Туроператоры видят и еще одно преимущество регулярных рейсов Etihad. «Когда клиенты направляются в популярный район Джумейра из дубайского аэропорта, они часто подолгу стоят в пробках, – говорит Хикмат Абу Хармуш, директор по продажам эмиратской принимающей компании Desert Adventures. – Если же они поедут туда из Абу-Даби – с другой стороны, – то окажутся в отелях значительно быстрее». Согласен с ним и Дмитрий Арутюнов: «Действительно, трансферы от Абу-Даби удобнее. Кроме того, у Etihad – выгодные цены. Авиакомпания начала с промо-акции – билет в оба конца за 199 евро плюс такса. Потом, конечно, тарифы подскочат, но все равно будут ниже, чем у Emirates». Кстати, в этом сезоне кресло эмиратского нацперевозчика стоит 29 тыс. руб. (то есть приблизительно 800 евро) на «спокойные» даты.
В завершение разговора об Etihad отметим: для авиакомпании свет клином на турпотоках не сошелся. Она рассчитывает в первую очередь на жителей столицы ОАЭ, летающих по делам в Москву, и прямых российских клиентов, занимающихся бизнесом в Абу-Даби или же направляющихся в другие страны транзитом через этот эмират.
Отели входят в строй
Вернемся к Дубаю, который по-прежнему остается курортом номер один на российском рынке. Теперь, в отличие от прошлых сезонов, туроператоры уверены, что смогут разместить там всех желающих туристов. По данным российского представительства Департамента туризма и коммерческого маркетинга при правительстве Дубая, сейчас в эмирате почти 57 тыс. комнат в отелях и апартаментах, включая городские, что примерно на 17% превышает прошлогодний объем. Пляжных объектов размещения в районах Джумейра и Дубай-Марин в настоящий момент 16 (6515 номеров). В 2009 г. ожидается ввод в эксплуатацию, по крайней мере, 410 комнат и 38 вилл от Ottoman Palace 5* цепочки Rixos и 309 номеров пятизвездочника Tiara Palm Jumeirah, также расположенных на береговой линии. А к 2010 г. общий номерной фонд Дубая должен возрасти до 64 тысяч.
Главным же событием этого сезона стало открытие «пальмового острова», примыкающего к пляжному району Дубая – Джумейре. К 2010 г. там вырастет около 30 гостиниц, а пока стоит лишь один отель – Atlantis The Palm 5* группы Kerzner (1500 номеров).
До старта Atlantis, состоявшегося 24 сентября, туроператоры буквально считали дни. Однако прошел он тяжело: сначала случился пожар возле ресепшена, потом – едва заехали первые постояльцы – лопнули водопроводные трубы. И в дальнейшем многие клиенты возвращались из знаменитого комплекса с нареканиями. Жаловались, что приходилось стоять в очередях на водные горки и в рестораны, выражали недовольство пляжем, который выходит не в открытое море, а в лагуну, возмущались из-за слишком долгого ожидания такси.
А на момент написания статьи участники рынка волновались о том, как пройдет торжество в честь открытия гостиницы, намеченное на 19 ноября. Представители Atlantis сами предупреждали, что в этот день и ближайшие даты там будет шумно и многолюдно, и предлагали всем желающим провести несколько ночей в другом объекте Kerzner – Royal Mirage.
В целом, участники рынка с пониманием отнеслись к трудностям Atlantis, поскольку знали по опыту: запустить такой гигантский объект вообще без сбоев нереально. «Вот увидите – к середине ноября не останется ни одной неполадки, – говорили эксперты. – В Atlantis сейчас над этим активно работают». Наблюдатели считают, что лишь с одной сложностью, не зависящей от администрации отеля, клиентам придется примириться на неопределенное время – пробками в туннеле при подъезде к «пальмовому острову».
В любом случае, шероховатости старта с лихвой компенсировались возможностью сравнительно недорого отдохнуть в Atlantis. Он вошел на рынок со спецпредложением – 25 000 дирхемов (примерно $670) за две ночи, вызвав интерес у толп туристов, которые тут же заполнили всю квоту, предназначенную российскому рынку. Да и в ноябре его номера продавались по вполне конкурентным прайсам – от $660 в сутки. Для сравнения: в этот же период комната в Madinat Jumeirah по контракту стоила приблизительно $800. Впрочем туроператоры отметили, что подобные тарифы неприемлемы для отелей такого уровня, как Atlantis. «Эта промо-акция привлекла множество бюджетных клиентов, которые были не в состоянии пользоваться дополнительными, отнюдь не дешевыми услугами гостиницы и покупать одежду и ювелирные изделия в шикарных бутиках», – рассказал Дмитрий Арутюнов. Хотя с декабря ценовая политика Atlantis меняется: стоимость будет колебаться от $860 до 3880 в сутки.
Второе открытие сезона – дубайский отель Westin Mina Seyahi 5* на 300 номеров, принадлежащий группе Starwood (в нее также входит знаменитый Le Meridien). Его комнаты продавались еще дешевле, чем в Atlantis, – от $570 в сутки. Однако эксперты отмечают, что ажиотажного спроса он не вызвал. Одна из причин – отсутствие мощной рекламной кампании, которую проводил Atlantis.
Полина Перцева добавляет: «Atlantis был задуман и воплощен в жизнь как одно из чудес. А Westin – просто хорошая «пятерка», появление которой не является сенсацией. Качество обеих гостиниц соизмеримо, при этом номера в Westin доступнее». Другие туроператоры уточняют, что в Westin проще подтвердить номера и на высокие даты, а это важное преимущество.
Не было ни гроша, и вдруг…
В принимающих компаниях ОАЭ считают, что продолжение бурной стройки отелей очень скоро приведет к профициту номерного фонда Дубая. В таком случае цены на размещение начнут стремительно падать. «Это произойдет примерно к 2011 г., – считает Чако Мани, президент Royal Park. – Предложение намного превысит спрос». Впрочем отдельные игроки высказывают иную точку зрения. «Отелей станет значительно больше, но и рынки повысят активность, число туристов возрастет. Поэтому избытка объектов размещения не будет», – полагает Гассан Ариди, президент Alpha Tours.
Экономить или нет?
По мнению игроков, бюджетное размещение в ОАЭ очень востребовано. Однако найти его становится все сложнее. На первом месте – Шарджа, расположенная ближе других эмиратов к Дубаю. «Там все отели – 2–4*. Была когда-то одна «пятерка», однако ее закрыли», – поясняет Хикмат Абу Хармуш. Цены в Шардже не сопоставимы с дубайскими. Так, в отеле Coral Beach 4* можно забронировать комнату за $235 в сутки. Подобный прайс продиктован, в частности, запретом на употребление алкоголя во всех общественных заведениях и отелях эмирата. Но наших соотечественников это не останавливает. «В сезон Шарджу посещают около 90% россиян, причем преимущественно из регионов. Номера в бюджетных гостиницах идут нарасхват, однако таких объектов всего около 15, это мало», – говорит Людмила Второва, директор департамента ОАЭ, Хорватии и Черногории КАПИТАЛ ТУР.
Куда еще можно отправить клиентов, стремящихся к экономии? Фуджейра – тоже не самый дорогой эмират, но цены там все равно выше, чем в Шардже, Например, в Fujairah Rotana Resort & SPA 5* номер в сезон стоит около $280 в сутки. В Le Meridien чуть больше – $300. Гостиницы в основном пятизвездочные, и их всего шесть. Многие операторы ориентируют туристов на Рас-эль-Хайму, комплекс Bin Majid Beach – «старый, простенький, но очень популярный». В него входят отель 3* и четырехзвездочные бунгало. Суточная цена начинается от $135, к тому же руководство Bin Majid предоставляет бесплатный трансфер от аэропорта. Заманчивые тарифы и в местном Hilton 5*: примерно $170 за комнату. Дешевизна объясняется тем, что Рас-эль-Хайма – самый северный эмират. Он расположен слишком далеко от аэропорта Дубая, ехать до него около двух часов.
«Еще недорогие объекты размещения остались в городской черте Дубая, однако они не в счет, так как не пользуются большим спросом у туристов, приезжающих на отдых, – слишком далеко расположены от пляжа. Там останавливаются в основном люди, прибывшие в ОАЭ по делам на несколько дней», – добавляет Антонина Дауэ, ведущий менеджер туроператорского отдела «Лужники Тревел».
На этом список экономичных вариантов можно завершить. Причем навсегда. Для эмиратских бизнесменов бюджетные клиенты неинтересны, и они инвестируют свои миллиарды лишь в luxury. Так, в той же Рас-эль-Хайме владельцы известного отеля Al Hamra Fort собираются построить шикарный комплекс, номер в котором будет стоить… миллион долларов за 10 дней. А доступные по цене гостиницы исчезают, как класс. Например, в сентябре этого года был демонтирован любимый многими туристами дубайский «пляжник» Oasis Beach 4*. «ОАЭ всегда считались недешевым направлением, но в определенные даты все же можно было найти умеренный по цене турпакет. Эмираты многие называли «курортами для всех». Теперь же они окончательно превращаются в страну для богатых клиентов. И этот процесс будет ускоряться с каждым годом», – подытожила Людмила Второва.
Усредненные визы
С конца июля 2008 г. были упразднены обычные ($52) и срочные ($80) визы в ОАЭ. Теперь существует один тип въездного документа. Он стоит $75, и оформляют его два дня вместо стандартных трех. Туроператоры относятся к новшеству спокойно. «Клиенты, которые выбирают это направление, не откажутся от своих планов на отдых из-за стоимости визы», – говорит Полина Перцева (INTRAVEL-Stoleshniki).