Вокруг фингарантий кипят страсти
В Верховную раду внесен проект поправок в Закон «О туризме». Они предложены Ассоциацией лидеров турбизнеса Украины и касаются обязательного страхования ответственности туроператоров. Проект нравится не всем и может быть принят через три дня или через три года...Большие аппетиты
В последние годы на тему страхования ответственности ТО в Украине подготовлено не менее пяти законопроектов. Один из них, принятый в первом чтении, лежит в парламенте с 2006 года и, по всей видимости, похоронен там навечно. Проект АЛТУ также должен пробиться через парламентские комитеты. И пока это случится, может пройти не одна сессия. «Но мы постараемся, чтобы это произошло как можно скорее», – обещает президент АЛТУ Йосиф Андрик. В данный момент размер гарантийной суммы для украинских ТО ограничивается €20 тыс. – сумма явно недостаточная для компенсаций туристам в случае банкротства туркомпании. Законопроект АЛТУ предполагает существенное увеличение обязательных гарантийных сумм (в виде страховок), хотя и с временным люфтом: для компаний, работающих на выездных направлениях, это €500 тыс. вначале и €1 млн с 2014 года. Внутренний туризм, по мнению разработчиков, должен быть обеспечен €50 тыс. для начала и €100 тыс. с 2014 года.Глава рабочей группы АЛТУ по страхованию финансовых рисков Владимир Щупак поясняет, что указанные суммы могут в дальнейшем пересмотреть исходя из финансовых оборотов каждой отдельно взятой компании. «Пока мы решили не привязывать размер страховки к оборотам, потому что в условиях нашего рынка, где очень много компаний работает по серой схеме, не совсем понятно, как и по какому принципу считать эти обороты», – уточнил он.
Страхи те же
Все эти намерения вызывают неприятие у многих участников туррынка Украины. У тех, кто знаком с предысторией принятия аналогичного закона в России в 2007 году, возникает ощущение дежавю: страхи-то те же. «Получается, что крупные операторы просто пытаются зачистить таким образом рынок от мелких компаний. Совершенно невозможно сравнивать гигантов, отправляющих за границу тысячи туристов в неделю, с маленькими фирмами, объемы которых – 10–15 человек в неделю», – негодуют украинские комментаторы. «Какой смысл маленьким компаниям страховать ответственность на миллион евро?» – интересуются они. Недовольны и те, кто работает на въезд: «Туристы, которых мы принимаем, уже застрахованы отправляющей стороной. И €100 тыс. гарантии на случай нашего банкротства – неоправданно большая сумма».«Если такой закон примут, он автоматически выбросит с рынка около 80% турфирм, – прогнозирует замгендиректора киевской компании News Travel Сергей Зубарев. – А среди них много хороших и надежных нишевых ТО».
Впрочем, страховщики считают названные суммы вполне посильными. «Тариф при страховании финансовых рисков ТО на украинском рынке составляет в среднем от 1,5 до 3%, – говорит глава правления СК «Европейское туристическое страхование» Мирослав Бойчин. – Это значит, что компания, страхуя свой риск на €1 млн, должна ежегодно платить от €15 до 30 тыс.». Сумму можно выплачивать частями – ежемесячно или ежеквартально, так что она не будет такой уж неподъемной, как это часто преподносится, уверяет эксперт.
Что интересно, новый проект не предусматривает никаких гарантий ответственности для ТА. «Мы не смогли с ними определиться, – признается Владимир Щупак. – Слишком много процедурных нюансов». Одним из камней преткновения стал вопрос, кто в данном случае будет выступать выгодоприобретателем – туристы или туроператоры?
Ассистанс им поможет?
Есть в украинском проекте фингарантий удивительное новшество, отличающее схему от российской. В АЛТУ разработан типовой договор страхования ответственности ТО, который предусматривает участие третьей стороны – зарубежной ассистанской компании. По идее авторов, она должна подключиться к решению проблем туристов, «зависших» за границей по вине неплатежеспособного ТО. Обещают, что в течение 12 часов с момента обращения в СК ассистанская компания вывезет клиентов домой.Кроме того, по словам заместителя главы правления «Европейского туристического страхования» Александра Вишталюка, к страховым случаям относится непредоставление туристам транспорта (если стоимость билетов включена в турпакет), невозвращение им денег за турпродукт, которым они не воспользовались, или же разницы между оплаченным и полученным.
При этом основной упор будет сделан именно на обеспечение эвакуации туристов домой, а компенсации пострадавшим если и выплатят, то только по истечении шести месяцев после наступления страхового случая (банкротства или неплатежеспособности ТО), когда составят список всех клиентов, предъявивших претензии. Между ними обещают пропорционально разделить деньги, оставшиеся от эвакуации.
Идея привлечения ассистанс-компаний, безусловно, интересна. Но сомнения она вызывает не только в Украине, но и в России. Совершенно неясно, каким образом за 12 часов СК установит факт неплатежеспособности ТО. «Страховщики всегда требуют у туристов документальных подтверждений. А предоставить их часто возможно только после решения суда: проблемные ТО иногда просто исчезают», – делится в приватной беседе один из российских экспертов.
По мнению управляющего директора по комплексному страхованию в туризме компании «Ренессанс Страхование» Елены Скуратовой, неясен и механизм целевого финансирования ассистанса и контроля над расходованием средств: «Отличная лазейка для недобросовестных фирм в плане нецелевого использования денег». Проверить за 12 часов реальность возникших у туристов проблем, на взгляд госпожи Скуратовой, будет проблематично.
Впрочем, украинские страховщики утверждают, что ассистанская компания, на депозитном счету у которой «всегда есть крупная сумма», всегда придет на помощь. Даже если в данный момент у туроператора за границей только один клиент (количество обращений, необходимое для активации услуги спасения, договором не ограничено). А уже после эвакуации украинцев на родину СК выяснит, действительно ли проблема связана с неплатежеспособностью ТО, и каким-то образом заставит его рассчитаться за оказанную людям помощь.