В минувший уик-энд «Аэрофлот» спецрейсом доставил в Анталию своих самых активных партнеров, чтобы отметить их дипломами за успешную работу и проинформировать о переменах в коммерческой политике. Среди приглашенных были туроператоры-блочники, агенты по продаже регулярки, а также представитель службы «БАНКО». Делегацию от авиакомпании возглавлял коммерческий директор Андрей Калмыков.
Разместились в пятизвездочном Gloria Golf Resort, вечером 23 декабря общались в неформальной, а утро 24-го посвятили рабочим вопросам. Г-н Калмыков сообщил о расширении маршрутной сетии (16 новых направлений, в том числе Хошимин, Гуанчжоу, Болонья по 7 рейсов в неделю), о вводе в эксплуатацию новой техники, об увеличении пассажиропотока. В 2011 году перевозчик обслужил 14 млн. клиентов (на 3 млн. больше, чем в 2010-м), а на 2012-й планирует прибавить еще 4 млн., то есть обеспечить 30-процентный рост.
Но для собравшихся главная новость состояла в том, что «Аэрофлот» с 1 апреля планирует изменить систему комиссионного вознаграждения за продажу регулярной перевозки. Подробно об этом сообщается в новостях на www.tourdom.ru, а вкратце суть такова. Если будет реализована схема, заявленная в Анталии, то максимальное агентское вознаграждение будет равняться 7%, но получать такую ставку можно будет только при условии непрерывного роста объемов продаж. А кто продает много, но не растет, тому светит 4%.
Агенты проходили разные этапы отношений с нацперевозчиком, в том числе жесткий перевод на нулевую комиссию (от этой практики отказались в кризис). Так что нынешние перемены были восприняты философски. Но в кулуарах совещания предприниматели выражали сожаление по поводу того, что заработки от билетных продаж теперь, скорее всего, сократятся. Еще обсуждали, как достигается тот самый рост пассажиропотоков и расширение маршрутной сети, к чему ведет увеличение авиапарка. Стремясь к максимальной загрузке, «Аэрофлот» настойчиво предлагает блочникам больше емкостей, чем те в состоянии освоить, в нагрузку к востребованной перевозке идет то, что сложно реализовать. И предложения формулируются так, что от них весьма трудно отказаться.
Впрочем, некоторые это делают. Например, компания «Асент-Трэвел» в текущем зимнем сезоне не работает по блокам с нацперевозчиком – ее не устроили финансовые условия. Также на анталийской встрече неофициально обсуждалось решение еще одного участника рынка сократить законтрактировангные емкости. Вероятно, дело в том, что игроки с западной культурой предпринимательства не готовы поступиться коммерческими интересами ради лояльности к крупным авиакомпаниями. «А нам и вообще российскому туризму не хватает сильных лоббистов, способных отстаивать интересы отрасли на всех уровнях», - такая мысль часто звучала в кулуарах анталийского совещания.