С туристической точки зрения эксперты воспринимают ситуацию как рядовую – вспышки зафиксированы не в самых посещаемых местах Китая (провинции Чжэцзян, Цзянсу, Хэнань и Аньхой), поэтому отказы редки. Кроме того, особенность российского туриста в том, что ему ничего страшно – наоборот, наши люди с нетерпением ждут, что путевки в проблемные зоны резко подешевеют. «У нас вообще не бывает массовых отказов, - пояснила пресс-секретарь Ростуризма Ирина Щеголькова. - Даже в более серьезных ситуациях клиентов интересуют только скидки. А те, кто купил тур, как правило, все же едут». Аналогичная реакция была и на беспорядки в Египте, и на извержение вулкана в Индонезии.
Но что делать агентствам, если массовые отказы все-таки начнутся? Как лучше действовать, как общаться с клиентами? По мнению юристов, стоит отталкиваться от официальных предписаний органов власти. Если таких предписаний нет, как в случае с Китаем, то такой отказ – личная инициатива туриста, и все процедуры аннулирования происходят точно так же, как и при любом отказе по личным обстоятельствам. «Человек сам решил проявить бдительность и осторожность, поэтому такой отказ проходит по общим правилам», - пояснил адвокат Илья Тугуев.
Если отказ туриста подкреплен документами со стороны ведомств, то все становится немного сложнее. Если говорить общо, то закон «Об основах туристской деятельности» гласит, что турист должен получить полную компенсацию в случае решения об опасности от соответствующих органов. Но фактически под эту статью попадают только случаи, когда в странах официально вводится военное или чрезвычайное положение, что происходит крайне редко.
В случае же наличия, например, рекомендаций от Роспотребнадзора не посещать ту или иную страну, отказ от тура также возможен, но в судебном порядке. «Расторжение договора в данных обстоятельствах уже не гарантирует туристу полного возмещения стоимости тура. Варианты развития событий могут отличаться, но, как правило, речь идет о справедливом распределении расходов», - объясняет юрист Владимир Вепренцев.