Ближний и Средний Восток в четырех ракурсах
Туроператоры по Ближнему Востоку оказались в ситуации, когда им приходится вести бизнес почти с закрытыми глазами, как будто в особо строгой парандже. Туры в Тунис, Марокко, Израиль и Иорданию в кризисный год стали очень сложно продаваемыми, спрос на них непредсказуем. При этом на каждом из направлений сюжет развивается по отдельному сценарию.
Тунис: то в жар, то в холод
По мнению экспертов, Тунис – конкурентоспособное летнее направление. Лететь туда не дольше, чем до ряда европейских стран – примерно 4 часа, курорты страны (Сус, Хаммамет, Махдия и Монастир) выходят на Средиземное море, многие отели расположены на первой линии пляжа и работают по системе all inclusive. Таких объектов, правда, больше в Сусе, в связи с чем основной поток россиян выбирает именно эту зону отдыха. «Тунис притягивает русских и центрами талассотерапии, их в стране свыше 40», – говорит Адель Лтифа, директор сусского офиса компании Express Tours.
Между тем, сезон-2009 в Тунисе начался с больших убытков. В конце мая туроператоры из-за профицита авиабилетов закладывали в пакеты перелет по цене $50–150 при стоимости блочного кресла как минимум $340. В небо на маршруте Москва – Монастир еженедельно поднимались трансаэровские «Джамбо», «боинг» «Глобуса» (авиакомпания, аффилированная с S7 Airlines) и самолет тунисского перевозчика Nouvelair.
По наблюдениям специалистов, в частности Натальи Марголиной, руководителя тунисского департамента ICS Travel Group, – снижать полетные амбиции никто не собирается. На момент подготовки этого материала «Трансаэро» даже планировал добавить в июне еще один Боинг-767, а «Пегас Туристик» поднял рейс своей а/к Nord Wind.
Такое расширение отчасти можно оправдать: в начале лета продажи на направлении демонстрируют хорошую динамику, даже в этом сезоне. Да вот только едва увеличился спрос, как отели встали на stop sales. «Идет большой наплыв туристов из Англии и Германии, будто кризиса и нет. Дополнительных комнат – сверх квот – от отельеров теперь не добьешься, – говорит Имед Хени, руководитель принимающей компании Les Decouvertes d'Alyssa. – Не понятно, как себя вести. В мае-то, напротив, приходилось отказываться от части выкупленных номеров и выплачивать штрафы за аннуляцию…»
«Надо учитывать еще один фактор – с середины июля в большинстве отелей Туниса цены поднимутся на 25% и выше, вплоть до 70%. Начинается пик сезона, когда в страну кроме отдыхающих из стран Европы поедут еще и гости из соседних арабских стран. К сожалению, на отечественном рынке в этот период наблюдается небольшой спад из-за резкого возрастания пакетных цен», – говорит Марина Заикина, руководитель направлений Шри-Ланки, Филиппин и Туниса «Русского Экспресса». Так что судить о том, насколько правильным был сделан расчет перевозки, мы сможем судить по результатам этого непростого лета.
Марокко: прыжки в воздухе
В соседней североафриканской стране – Марокко – тоже ценовые кульбиты. В конце мая – начале июня рынок пестрел SPO из серии «11 ночей с перелетом и проживанием в отеле 2* за $267». Все объяснялось опять же избытком перевозки. В этом сезоне на маршруте Москва – Агадир к чартеру Space Travel и «Аэрофлота», поднимающемуся раз в 10 дней, добавилась цепочка КАПИТАЛ ТУР & «ВИМ-авиа», рейсы выполняются дважды в неделю. Правда, от собственных бортов отказался Travel MC, год назад он консолидировал перевозку в Марокко, а сейчас сел к Space. Но, по мнению многих экспертов, такое ужатие не спасает ситуацию: в кризисный сезон достаточно одного чартера.
«А мы считаем, что рынку нужен больший объем, – возражает Антон Абрамов, руководитель направлений Туниса и Марокко компании КАПИТАЛ ТУР. – Россиянам всегда не хватало предложений по Марокко. Наверное, отчасти поэтому из 4 млн туристов, ежегодно посещавших эту страну, наших соотечественников было не больше 12–13 тыс. Пора поменять это соотношение. В 2009 г. году только наша компания планирует отправить в Марокко около 18 тыс. россиян».
Между тем, некоторые туроператоры – бывшие блочники даже исключили это направление из своего ассортимента, потому что посчитали отдых в Марокко слишком специфическим продуктом, на котором не удастся заработать в кризис. Например, за исключением двух-трех месяцев в году, там дуют сильные ветра, разносящие песок. Почти все отели, даже 5*, стоят через променад от пляжа, который в прошлом году был построен по приказу Короля страны Мохаммеда VI. Туроператоры также отмечают недостаточно развитую инфраструктуру: побережье не оборудовано ни кабинами для переодевания, ни туалетами, ни барами. К минусам относят и длительный перелет, который занимает 6,5 часa. Наконец, в Марокко всего один действующий курорт – Агадир. К лету 2009 г. марокканцы обещали построить вторую зону отдыха – Таразют. Но пока проект не сдвинулся с места.
Тем не менее, игроки, продолжающие продвигать Марокко, не теряют оптимизма. «Зато 18 июня открывается средиземноморский курорт Сайдия на севере страны, рядом с Алжиром, – комментирует Маргарита Лебедева, руководитель марокканского направления Space Travel. – Это будет элитное место отдыха, с отелями-бутиками. И мы планируем поставить чартер в близлежащий аэропорт Ужда». Правда, в Сайдии, по мнению экспертов, холодновато. К тому же, там пока готов лишь один отель, еще два – в процессе. «Русскому туристу, конечно, нужен выбор, – считает Антон Абрамов. – Пройдет лет пять, прежде чем Сайдия завоюет популярность. Как говорят сами марокканцы, «это пока маленький ребенок». Но все впереди».
Израиль: если б не было войны
В этом году израильские власти с особым рвением продвигают свою страну как круглогодичное направление. По неофициальным данным, Министерство по туризму даже обещало увеличить размер маркетингового бюджета, если российские туроператоры будут продавать туры в Израиль летом. Активизировались и отельеры: представители израильских цепочек в Москве то и дело наведываются к директорам турфирм, предлагают SPO, раздают рекламные материалы. Надеются хоть как-то компенсировать убытки провальной зимы, накануне которой начались военные действия. В тот момент участники рынка как раз открыли продажи и радовались росту спроса, вызванному отменой виз для граждан России (напомним, въездные документы в страну не требуются с сентября 2008 г.).
Между тем, мнения российских игроков по поводу перспектив летнего Израиля расходятся. Кое-кто верит, что именно сейчас, в июне, турпоток начнет восстанавливаться после осеннее-зимних катаклизмов. Например, компания «Солвекс-Трэвэл» взяла блоки в Овду (недалеко от Эйлата). С ней вместе на еженедельном рейсе «Аэрофлота», стартовавшем 7 июня, собирается летать и Бейс тревел. Заметим, что при этом есть разные варианты перевозки и на маршруте Москва – Тель-Авив: несколько раз в неделю поднимаются самолеты «Трансаэро», El Al и IsrAir.
«Летом можно предлагать туры с отдыхом в Эйлате на Красном и Мертвом морях, экскурсионные программы и паломнические туры», – обобщают эксперты. «Летние туры в Израиль пока непривычны, но и соседний с Израилем Египет не всегда был круглогодичным курортом, – считает Елена Булдашова, руководитель туротдела «Бейс тревел». – Мы взвешенно относимся к выбору направлений нашей деятельности, хотя без мечты и риска не обходится». «Мы всегда продавали туры в Израиль круглый год, – продолжает тему Наталья Алпатова, руководитель департамента по Израилю «Солвекс-Трэвэл». – А этим летом спрос вырос настолько, что мы стали предлагать и летние пакетные туры с гарантированными перелетами в Эйлат и Тель-Авив». «На средиземноморских курортах климат примерно такой же, как на Кипре. Он вполне способен конкурировать с прочими пляжными направлениями», – поддерживает коллегу Татьяна Зуева, руководитель израильского департамента «Мегаполюс турс».
Есть и другая точка зрения. «Израиль можно продавать летом, но это непросто, – говорят эксперты. – Температура воздуха в некоторых регионах +50 в тени, не каждый выдержит. На средиземноморском побережье более комфортно, но клиента все равно необходимо предупреждать о погодных особенностях страны». «На экскурсии по такой жаре едут единицы, – добавляет Екатерина Боброва, начальник департамента Израиля компании «Русский Экспресс». – Что касается пляжного отдыха, он довольно специфический. Тель-Авив и Хайфа, безусловно, подходят больше для бизнеса, а вот Нетания и Герцлия – это вполне курортные места. На Мертвом море принято лечиться, а не купаться и загорать, на Красном – мало отелей на первой линии. В основном, до пляжа придется прогуляться».
Некоторые туроператоры считают, что Израиль в летнее время мог бы пользоваться спросом у индивидуалов, которые хотят подлечиться на Мертвом море. Однако на таких клиентов туроператорам нет смысла делать ставку. Во-первых, их слишком мало (медицинские услуги в Израиле очень дорогие, не каждому по карману), вовторых, туристы зачастую бронируют туры напрямую в клиниках, без помощи турфирм.
Относительно зимнего сезона туроператоры пока стараются не делать резких заявлений. «Турпотоки в Израиль небольшие, даже зимой. За 2008 г. страну посетили около 380 тыс. россиян. Из них приблизительно 40% туристы, остальные едут навестить родственников. Поэтому очень сложно запланировать, сколько брать блоков на самолетах. Более того, перевозчики не торопятся снижать цены», – комментирует Зураб Табатадзе, руководитель направлений Израиля и Иордании Трио-Турс. По неофициальной информации, кресло для блочника сейчас стоит около 20 тыс. рублей. «Выиграют те, кто займет выжидательную позицию», – полагают наблюдатели.
Иордания: обогнать соседа
Туроператоры, организующие туры на этом направлении, считают, что их израильским коллегам еще повезло. Ведь Иордания менее раскручена. Хотя она, как и Израиль, выходит на Мертвое и Красное моря, и так же богата достопримечательностями и святынями. Елена Курчавова, менеджер отдела экзотики «Русского Экспресса» отмечает: «В Иордании – шикарные SPA-центры, в отелях – высокий уровень сервиса, и все они, за исключением Marina Plaza 4*, расположены на первой линии. Однако номерной фонд относительно небольшой, да и сами курорты не столь масштабны, как в Израиле». В особенности не хватает объектов категории 4-5*, а россияне предпочитают именно их. Как ожидается, проблему с дефицитом номеров частично решит открытие новых гостиниц в Акабе: Kempinski Hotel Sawsana Aqaba, Mоvenpick Tala Bay (они должны начать работу этим летом). «Еще в 2010-2011 гг. откроется отель цепочки Jumeirah (он будет выполнен в стиле, похожем на дубайский отель этой цепочки Madinat Jumeirah) и отель группы Starwood – Westin Aqaba», – добавляет Дмитрий Арутюнов, генеральный директор АРТ-ТУР. «А пока эту страну можно рассматривать лишь в комбинации с программами в Израиль», – говорит Зураб Табатадзе.
Андрей Кузнецов, президент Южного Креста, не согласен с такой точкой зрения. По его мнению, Иордания – одна из интереснейших стран в мире и на все 100% самодостаточная. Отелей в Иордании, пусть и немного, но «на два-три самолета в неделю хватит, и страну надо воспринимать как отдельное, полноценное направление. Правда, круглогодичные программы в Акабу и Амман, организованные Южным Крестом на а/к «Трансаэро», с зимы этого года приостановлены. Сейчас навигацию поддерживает только а/к Royal Jordan, выполняющая регулярные рейсы в столицу – Амман. «Программы мы сняли из-за кризиса, – комментирует г-н Кузнецов. – Но с августа планируем возобновить сначала Акабу, а затем и Амман».
Со своей стороны, иорданцы тоже думают о расширении перевозки. В кулуарах обсуждается намерение одного из принимающих туроператоров «сколотить пул» и поставить свой чартер из Москвы уже ближайшим летом.
Вообще, Иордания проявляет большую заинтересованность в привлечении российских туристов. Например, если в страну въезжает группа, состоящая из более чем 10 человек, с них сейчас не взимают плату за оформление визы ($15 с человека), а министерство по туризму предоставляет им бесплатный трансфер в отель.