Одно из ожидаемых событий грядущего, 2014-го года– введение 72-часового безвизового режима для иностранцев, прибывающих в Россию. Дебатам по этому поводу в коридорах власти уже, наверное, лет десять, однако дело движется отнюдь не семимильными шагами, даже накануне принятия законопроекта «О внесении изменения в статью 2511 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» вопросы остаются. Но о них ниже.
А реальные шаги к либерализации российских границ начались еще весной 2009 года,
когда постановлением Правительства иностранцам, прибывающим к нам на паромах, разрешили трое суток находиться без виз. Правда, из семи морских портов такой возможностью пока пользуются только гости Санкт-Петербурга – в другие порты паромы не заходят. Потом было предложение Минкульта разрешить некоторым категориям иностранных граждан (в частности, участникам культурных и спортивных мероприятий) аж 10-дневное безвизовое посещение, но оно прошло в сильно урезанном виде – для каждого отдельного случая необходимо отдельное постановление властей. И вот в конце ноября 2012-го сделан еще один шаг в сторону либерализации – одобрение правительственной комиссией законопроекта Минтранса, предусматривающего 72 безвизовых часа для туристов, прибывших на яхтах и прогулочных судах.
А как же остальные граждане всей Европы, а также США, Канады, Китая, Южной Кореи, Сингапура, Японии, Ирана и Австралии?
Известно, что пока не могут согласовать список аэропортов, при прилете в которые будут действовать «безвизовые» 72-часовые правила (пока таких 11, но количество собираются сократить). Но главный камень преткновения, который пытаются сдвинуть с места участники рынка российского инкаминга при поддержке общественных организаций, – формулировка законопроекта, который уже одобрен правительством, гласящая, что правило распространяется только на туристов (пассажиров), следующих через Россию транзитом. Почему? Ведь в открытую все согласны, что демократизация въезда сулит немалые выгоды и туристическому сектору, и экономике регионов. Но в кулуарах не все так однозначно. Эксперты рынка считают, что «макрополитическая» подоплека ограничений и затягивания процесса – «обида» заполитизированных чиновников на торможение Евросоюзом процесса отмены виз для российских граждан. Такая вот «мелкая мстя» на уровне анекдота: «Мам, я на автобусе сэкономил – бегом за ним бежал!».
Но есть и экономические обстоятельства.
Если вспомнить скандалы, время от времени возникающие в связи с деятельностью посредников между западными туристическими компаниями и российскими консульствами за границей, выглядит вполне правдоподобно: размер визовых сборов просто отпугивает туристов и дает возможность очень влиятельным посредникам делать приятный гешефт.