Инсайдеры – о перспективах зимы-2010
Туризм дорого заплатил за политические волнения в Бангкоке накануне лета. Каковы теперь виды на зимний сезон? Если смотреть на запад, то поводов для оптимизма нет, говорят отельеры Таиланда. Их ключевые рынки сбыта – Германия, Великобритания – в депрессии. Но восточнее – в России – заметны положительные тенденции.
«В июне, когда все улеглось, надо было ехать в Таиланд на шопинг: в Бангкоке шли грандиозные распродажи, со скидками до 80%. А улицы нашего города даже в сентябре пестрели рекламой: Grand Sale in Pattaya», – говорит Санпет Супабоворнстиан, генеральный менеджер крупнейшей в Паттайе отельной сети Unchaleewiwat Group, владеющей в городе такими отелями, как The Zign, Garden Sea View Resort, Long Beach Resort.
Отельеры тоже пошли на беспрецедентные скидки, поскольку даже на курортах, где никто не видел «красных», загрузка объектов размещения была экстремально низкой. По экспертной оценке Роберта Лорманна (JW Marriot), в первой половине лета на Пхукете пустовало порядка 80% номерного фонда. Это нештатная ситуация, ведь Таиланд позиционируется в мире как направление круглогодичного туризма. «Политические волнения сильно повредили имиджу страны, и турпоток в летнем сезоне так и не восстановился», – говорит управляющий директор тайского офиса «Ланта-тур вояж» Ольга Шендрик.
Меньше других пострадали отели, ориентированные на business travel. Директор по продажам сети Hilton в Таиланде Джон Ньюц утверждает, что средняя загрузка бангкокского Millennium Hilton 5* за прошедший сезон была лишь на 3% ниже, чем летом-2009. Деловые люди – стрессоустойчивый тип клиентов.
Анализируя тренды в пляжном сегменте, управляющие отелями отмечают: турпотоки из Западной Европы рухнули не только по причине демонстраций. «Финансовый кризис все еще дает о себе знать, – комментирует Максим Лобанов, возглавляющий тайское направление в компании «ПАКС». – Если абстрагироваться от политических событий в стране, то растет туристическая активность Индии, Китая, России, а европейцы вообще меньше путешествуют, особенно в дальние дестинации. Это реальность». «Сказывается еще ситуация на валютном рынке, – продолжает тему Сомчай Силапанон, владелец пхукетских отелей Marina Phuket Resort 4* и Bamboo House 3*. – Сейчас за €1 дают 39 бат, а в прошлом году курс был 1 к 50 и даже к 56. Для немцев, англичан отдых в Таиланде стал слишком дорогим. Зато русские – по-прежнему платежеспособны. И ничего не боятся. Вот японцы, например, едва что-нибудь случается, снимают брони надолго вперед. Видимо, теперь они уже не самураи. А ваши соотечественники – храбрые люди. Они спасают экономику».
Для наглядности кун Сомчай привел статистику продаж. Основные рынки сбыта – Германия и Россия – в прошлом году обеспечили отелю Marina Phuket Resort 40 и 18% загрузки соответственно. За три квартала 2010-го соотношение изменилось: немцы составили 30% клиентуры, гости из нашей страны – 26%. Кстати, в России у Marina Phuket Resort – практически эксклюзивный контракт с TEZ Tour. От других компаний отель получает лишь разовые заявки. А вообще, качественные и популярные отели Таиланда – каким, несомненно, является Marina – избегают эксклюзивов. «Мы получали такие предложения из вашей страны, но отклонили их», – утверждает Санпет Супабоворнстиан.
Возвращаясь к теме конъюнктуры. Отельеры до недавнего времени верили, что «Европа скоро восстановится», но теперь они реалисты. Все иллюзии развеяла выставка Thai Travel Market, которая обычно проходит в июне, а в этом году была перенесена на сентябрь. Европейцев на ней почти не было.
Есть ожидания, что немцы-англичане проснутся к Рождеству и Новому году, но это тоже… как пойдет. А сейчас наиболее уверенно себя чувствуют управляющие объектами размещения, сориентированными на Россию. «В четырех гостиницах группы Unchaleewiwat Group 60% клиентуры – гости из вашей страны, – рассказывает г-н Санпет. И демонстрирует свой BlackBerry. – Мы с коллегами из других отелей постоянно общаемся в Интернете. Посмотрите, мой статус сети: «Я наслаждаюсь бронированиями!» Заявки на зиму поступают активно, с хорошей глубиной».
В отличие от Unchaleewiwat Group, частной группы тайского происхождения, транснациональные отельные бренды не могут позволить себе столь сильного крена в сторону России. Но они тоже заинтересованы в укреплении позиций на нашем рынке. «Сейчас доля россиян наиболее заметна в структуре продаж нашего отеля на Пхукете, она составляет 8%, и мы настроены на рост, – сообщил в интервью «ГЛ» Джон Ньюц. – В октябре открывается новая гостиница в Паттайе, там мы хотели бы иметь не менее 15% клиентуры из вашей страны. Один из шагов на пути к этому – открытие московского офиса продаж».
Пхукетскому JW Marriot Resort & Spa россияне дают 20% среднегодовой загрузки. Роберт Лорманн не отказался бы от 25%, поэтому старается адаптировать для нас сервис: «Не так давно в отеле появились русскоговорящие сотрудники – главным образом, во фронт-офисе».
Но самым весомым аргументом в пользу Таиланда для клиентов станут цены нового сезона. Гендиректор TEZ Tour Владимир Каганер отмечает, что отельеры дали на высокие даты те же прайсы, что и зимой-2009/10, не заложили даже повышения на инфляцию. При этом российский рынок готовится к росту продаж: в общие полетные планы на направлении Таиланд заложено 40-процентное увеличение объемов по сравнению с прошлогодними.
Редакция «ГЛ» благодарит компанию TEZ Tour за организацию командировки корреспондента в Таиланд.
Наш дядя Сомчай
Пхукетский отельер Сомчай Силапанон производит сильное впечатление. В нем как-то уживаются полные противоположности. С одной стороны, кун Сомчай традиционалист: стремится поддерживать в своих отелях, особенно в Marina Phuket Resort, национальный тайский колорит и патерналистские отношения с сотрудниками. Говорит, что они ему как сыновья и дочери. А клиенты – тоже родственники, вроде племянников, и они ценят отель среди прочего за эту семейную атмосферу.
С другой стороны, г-н Силапанон умудряется поддерживать стабильные стандарты сервиса, что для тайских отельеров вообще-то нехарактерно. Более того, он – технократ. Современный сайт, онлайн-бронирование, вебкам на пляже… В четырехзвездочных бунгало, расположенных в джунглях на берегу моря, нет никаких признаков хайтека, но по желанию клиента из деревянных настенных панелей выплывают большие экраны – это и телевидение, и окно в Интернет.
Кстати, наш дядя Сомчай – эксклюзивный дистрибьютор Apple на Пхукете. Приятно иметь такого родственника в Таиланде.
Разведка Hilton
Город контрастов – это было сказано о столице Таиланда. В близком соседстве с роскошью там попадается такое…
Но с 32 этажа Millennium Hilton, из панорамных окон бара, где по вечерам играют джаз, Бангкок предстает в лучшем виде. Только блеск. Лучше всего отсюда просматриваются фешенебельные высотки по берегам реки Чао Прайя. На многих – всемирно известные гостиничные бренды. Вот интересно: в этой стране постоянно что-нибудь происходит, туриндустрия в стрессе, а они все строятся и строятся. Вот и Hilton на днях открывает новый объект в Паттайе, фантастический проект – отель, расположенный в одном здании с известнейшим торговым комплексом Central Festival. А через полгода состоится запуск новой гостиницы на о. Самуи.
«Может быть, у вас есть точные разведданные о тишине и благодати, которые вскоре должны наступить в Сиаме?» – «Конечно, нет. Никакими особыми сведениями мы не располагаем, – смеется шеф тайских гостиниц Hilton Джон Ньюц. – Но наш прогноз по поводу бизнеса в этой стране, бесспорно, положительный. Ведь что бы ни происходило, эту страну ежегодно посещают миллионы туристов, после нештатных ситуаций турпоток быстро восстанавливается и потом только растет».
Кстати, Джон родом из Новой Зеландии – там определенно есть где отдохнуть. И нет красных. Но он предпочитает проводить отпуска именно в Таиланде, на острове неподалеку от Самуи.