Согласно прогнозам экспертов и предварительным планам перевозки, турпоток из России в Таиланд этой зимой вырастет на 30% и приблизится к планке в 1,5 млн человек за год. Есть мнение, что количество неизбежно перейдет в качество: из-за перегрузки самых раскрученных курортов – Паттайи и Пхукета – туроператоры будут чаще предлагать нестандартные туры и программы.
У-Тапао подстрахует
На самом деле транспортная инфраструктура Таиланда хоть и загружена, но с ростом потока справится. Власти уже приняли необходимые меры. Так, проблему с дефицитом места в аэропорту Пхукета решили строительством временного терминала, который откроется в декабре и позволит дотянуть до окончания реконструкции в 2015 году. Временный терминал добавит к пропускной способности аэропорта, которая сейчас составляет 6,5 млн человек, еще 3 млн. Также к новому сезону в аэропорту появится отдельная парковка для частных лайнеров и, возможно, откроют новую взлетно-посадочную полосу.
Что касается основного аэропорта Бангкока Суварнабхуми, то с ним проблем меньше – хотя бы потому, что у него под боком есть Дон Мыанг, бывший основной аэропорт столицы Таиланда. Туроператоры периодически пользуются также аэропортом У-Тапао близ Паттайи в том случае, если Суварнабхуми перегружен: «Туда иногда прилетают наши рейсы из регионов, но это случается очень редко. Обычно мы все же летаем в Суварнабхуми, так как он современнее и удобнее, хоть и несколько дальше от Паттайи», – пояснила пиар-менеджер компании «Анекс Тур» Елена Захарова. Согласна с тем, что Суварнабхуми является оптимальным стыковочным узлом, и Анна Подгорная, генеральный директор «Пегас Туристик»: «Я считаю, что аэропорт Бангкока справляется – да, рейсов немало, в том числе стыковочных на острова, но пока сбоев не было».
Воздушные электрички
В каждом крупном городе Таиланда, как правило, есть действующий аэропорт.
Внутреннюю перевозку недорогими Solar Air и Bangkok Airways давно и активно используют самостоятельные туристы из всех стран мира плюс в эти аэропорты летает немало чартеров из Китая, Кореи, Японии и близлежащих стран ЮВА. Такая сеть перелетов позволяет разгрузить основные направления, считает Маргарита Давликанова, советник гендиректора «Натали Турс». Российские операторы используют пока лишь некоторые из этих аэропортов – в основном это международный аэропорт Самуи и аэропорт Краби, куда летают через Бангкок или Пхукет.
Так, в этом году «Библио Глобус» на базе рейса на Самуи уже анонсировал туры на Ко-Пханган, причем в дальнейшем для перелетов на Пханган планируется использовать аэропорт, который будет открыт в ближайшее время. Есть туры в тайские провинции и у «Пегаса», и у TUI, и у «Трансаэро Тур», и у TEZ Tour, и у других крупных туроператоров по Таиланду. Но будут ли операторы налаживать собственную перевозку в эти регионы – большой вопрос.
Укромные уголки
Дело в том, что вопрос с курортами неоднозначный. С одной стороны, рынок растет, в Паттайе и на Пхукете многие уже побывали, пора активнее предлагать туристам новые территории. Да и дефицит отельной базы основных курортов, многие отели которых уже сейчас разобраны на блоки, толкает операторов в другие регионы Таиланда. С другой – отдаленные регионы и острова в ближайшее время, по мнению экспертов, останутся индивидуальным продуктом. Дело в том, что инфраструктура альтернативных курортов, несмотря на то что там нет проблем с гостиницами, все-таки мало подходит под запросы большинства туристов из России – нет all inclusive, на многих островах нет ни клубов, ни ресторанов, ни какого-либо еще досуга.
«В ближайшие 5–10 лет эти регионы вряд ли разовьются до полноценных резортов, – считает Андрей Новиков, директор тайского офиса TEZ Tour. – Кроме того, там почти нет культурных объектов, смотреть почти нечего. А до основных туристических центров достаточно далеко, поэтому туристы в таких местах оказываются практически изолированными». Согласен с этим мнением и Константин Мальков, генеральный директор ITM Group, – правда, с поправкой на то, что массовый турист туда и не поедет: «Те, кто выбирает более укромные уголки, обычно знают, что их там ожидает, и, более того, к этому и стремятся. Но это туристы другого уровня, и на фоне общего потока они составляют совсем небольшой процент». Поэтому, по мнению г-на Малькова, основные курорты спасет от перегрузки и жесткой конкуренции скорее активная стройка новых отелей, которая сейчас ведется, чем переориентация потока.