В ходе споров вокруг темы «От имени и по поручению», предшествовавшей рассмотрению в Госдуме поправок в туристический закон, незаслуженно оказалась в тени другая идея – об обязанности информировать власть о проданных путевках.
Речь идет об изменениях в ст. 10, ч. 4, которая дополнилась предложением следующего содержания: «Указанные в турпутевках сведения о турпродукте, реализованном туроператором, и сведения о турпродукте, реализованном турагентством, предоставляются туроператором в федеральный орган исполнительной власти (Ростуризм. – Прим. ред.) в порядке, установленном федеральным законом…» Что кроется за весьма сумбурной формулировкой? Юрий Барзыкин, вице-президент РСТ, уверяет, что ничего страшного, пока, во всяком случае. Потому что статья на сегодняшний момент нежизнеспособна. «Дело в том, что за принятием поправки должны последовать действия Минспорттуризма – внутриведомственным актом определить порядок администрирования передачи данных о проданных турпутевках», – пояснил г-н Барзыкин.
Еще в последний день октября туроператоров насторожило прошедшее в ТПП РФ совещание, где была представлена некая электронная система «Международная бизнес-почта», позволяющая оформлять турпутевки в электронном формате, вести «е-бухгалтерию», ставить «е-подпись», а также отправлять требуемые сведения о продажах куда следует. В отрасли опасаются, что презентация на таком уровне – шаг к навязыванию туроператорам чужеродных турбизнесу систем взамен опробированных и с успехом работающих. За примерами такого насильного внедрения отчетности далеко ходить не надо – достаточно вспомнить Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС), призванную вести учет алкогольной продукции. Внедряется она с переменным успехом с 2005 года, а первая попытка запустить «глобального бутылочного контролера» привела к временной парализации отрасли. Сейчас, кстати, содержание ЕГАИС обходится отдельному водочному заводу в сумму не менее 560 тыс. рублей в год.
Начальник правового управления Ростуризма Изо Арахамия заметила, что все-таки количество туристов несоизмеримо меньше, чем бутылок, поэтому сбоя быть не должно. Вот только сроки, когда может быть внедрена «туристическая ЕГАИС», назвать затруднилась. «Поскольку вопрос о передаче сведений рассматривается в комплексе с появлением «электронной путевки», процесс не скорый. Остается ждать от Министерства методик, а главное – инструмента для реализации нового положения закона», – рассказала г-жа Арахамия. То, что система должна не только нести регистрационную функцию (это было бы слишком накладно), но и включать в себя возможность бронирования, бухучета и др., очевидно. Однако специалисты в ужасе от такой перспективы. «Бизнес-процессы уже налажены и работают как конвейер, игроки с большими оборотами не могут терять деньги на смене системы бронирования», – утверждает руководитель «Бронни.ру» Сергей Аримов. А гендиректор «ИнтАэр» Александр Корбарум вообще подозревает, что внедрение механизма преследует чисто фискальные цели: «Думаю, поправка придумана как способ учесть оборот отрасли и в дальнейшем обложить ее дополнительными налогами».
И все-таки рано или поздно придется смириться с появлением единой информационной системы, элементы которой туроператоров обяжут приобрести. Юрий Барзыкин отмечает: какой она окажется в итоге, что будет включать в себя и, самое главное, когда появится – до сих пор не знает никто. Так что часть 4 статьи 10 пока отдыхает.