Что ждет персонал туротрасли в 2009 г.?
Первая волна увольнений прокатилась по турфирмам осенью прошлого года и к зимнему сезону, казалось, затихла. Но надолго ли? Есть мнение, что в феврале-марте начнутся новые серийные сокращения.
От оптимизации – к ликвидации
Оценивая масштабы осенней чистки рядов, рекрутеры отмечают: численность поступавших к ним резюме в декабре выросла в четыре раза по сравнению с тем же периодом прошлого года. «Все это были сотрудники, попавшие под сокращение», – говорит Виктор Коротков, директор по персоналу «Асент Трэвел».
Весенняя серия увольнений может оказаться гораздо жестче предыдущей. Так полагает, в частности, Карина Яковлева, гендиректор агентства Business Travel Job. По ее наблюдениям, в период с октября по начало декабря работодатели в основном избавлялись от административно-обслуживающего персонала – личных помощников, секретарей, администраторов, курьеров, IT-специалистов, бухгалтеров, экономистов и т. д., увольняли сотрудников, которых считали неудобными или неэффективными, и топ-менеджеров, взятых для имиджа или по связям, сокращали раздутый штат. Реже прощались и с хорошими профильными специалистами, как правило работающими на конкретный объем или корпоративного клиента. Это могло считаться оптимизацией расходов. А теперь многим руководителям придется сворачивать компании или их отдельные направления, значит, будет высвобождаться качественный персонал.
Сами представители бизнеса разделяют этот прогноз, но с определенными оговорками. «Уже сейчас понятно, что некоторые предприятия близки к финансовому краху и, конечно, их сотрудники весной окажутся в поиске работы», – такое мнение высказал Виктор Тополкараев, руководитель «НТК Интурист». А Елена Дворянчикова, директор по персоналу и тренинг-менеджер компании «Мегаполюс турс», считает, что сокращения будут, но не коснутся лидеров рынка. «Солидные компании уже осенью просчитали свои риски и внесли коррективы в кадровый состав. А если в некоторых турфирмах персонал и останется временно без загрузки, то вряд ли владельцы пойдут на увольнения. Думаю, в таких случаях все ограничится административными отпусками».
Каким бы ни был масштаб кадрового коллапса, эксперты видят в этом и положительные моменты. В отрасли останется только персонал «двойной очистки» – лучшие из лучших. «Если некоторые из таких специалистов и окажутся «в свободном плаванье», то туристические компании, которые крепко стоят на ногах, примут их, даже несмотря на общий дефицит рабочих мест в отрасли», – считает Виктория Иванова, директор по маркетингу и продажам компании «Русский Экс-пресс».
Смотрите, кто подешевел!
По наблюдениям Виктора Тополкараева, до кризиса интеллектуальный ресурс в туризме был сильно переоценен, а теперь ставки падают и работодателям это только на руку. Многие еще осенью сократили фонд заработной платы, а также урезали или вовсе не выплатили обещанные премии и бонусы по итогам года. По оценкам экспертов, в некоторых компаниях доход персонала сократился на 20–40%. Практически исчезло понятие «социальный пакет»: большинство фирм отказались от медицинских страховок, оплаты метро, дотаций за питание. Девизом рынка стала фраза: «Лучший бонус за 2008 год – рабочее место в 2009-м!»
«Перед кризисом в большом дефиците были специалисты по бронированию, продажам и выписке билетов, – приводит пример Карина Яковлева. – Работодатели предлагали им заработную плату до 75 тыс. руб. в месяц и были готовы торговаться между собой за профессионала с хорошим опытом. Теперь же на популярных поисковых порталах соискатели вывешивают резюме с запросом в 35 тысяч рублей». «А на карибском направлении билетчикам вообще предлагают работу от 20 тысяч рублей», – добавил Игорь Васильев, гендиректор Кадрового Центра «Туризм и работа».
Подешевели и услуги специалистов по MICE. В период кризиса в некоторых турфирмах их сокращали целыми отделами, и теперь им очень трудно найти место. Крупные компании, где еще верят в корпоративный туризм, привлекают соответствующих менеджеров за 35–45 тыс. в месяц, хотя раньше они вполне могли рассчитывать на 50–60, а ведущие специалисты на-правления – и на 120. Руководителям отделов продаж все чаще предлагают оклады около 40 тыс. руб., правда, им обещают выплачивать бонусы за эффективную раскрутку турпродукта, то есть платить за результат. «Кроме того, в отрасли повысились требования в подборе персонала, компаниям требуются специалисты-универсалы, знающие и умеющие все», – поделилась наблюдениями Татьяна Тихова, генеральный директор агентства «ТурПерсонал». «Основная часть заказов в кадровых центрах – это замена двух-трех средних сотрудников на одного эффективного», – добавила Карина Яковлева.
Логично было бы предположить, что сотрудникам, которым не хватит рабочих мест по профессии, придется искать себя в других отраслях. Но насколько эффективными будут эти попытки? Дефицит вакансий ощущается практически повсеместно, а если в какой-то сфере и требуются специалисты, то с соответствующим опытом. Как показывает статистика кадровых агентств, миграции персонала из одной отрасли в другую в кризисных обстоятельствах практически нет. Осенью многие сокращенные специалисты финансовой и банковской сфер рассчитывали устроиться на работу в туристические компании. «Но место в туризме нашлось единицам – в основном это бухгалтерские служащие», – констатирует Татьяна Тихова.
Десять лет спустя
Рассказывая о последствиях кризиса, в Кадровом Центре «Туризм и работа» невольно вспомнили 1998 г. Десять лет назад финансовый катаклизм подкосил экономическое состояние туркомпаний до такой степени, что сокращения носили массовый характер, а безработные собирались возле входа в рекрутинговое агентство в огромные очереди. Счастливчики, которым в то время все-таки удавалось вернуться в туризм, были благодарны кадровикам и платили агентству вознаграждение за свое трудоустройство. Потом такая практика упразднилась, и рекрутеры стали получать гонорары только от работодателей.
Современный финансовый кризис пока проходит мягче. Кадровые агентства по-прежнему надеются получить от туроператоров заказы на подбор персонала к летнему сезону, а главными пострадавшими от кризиса считают специалистов с небольшим опытом работы и выпускников профильных учебных заведений, перед которыми офисные двери начали закрывать еще осенью. «Молодых специалистов очень сложно пристроить в туризм, даже на позицию курьеров. Как они будут получать профессиональные навыки – большой вопрос», – резюмирует Игорь Васильев.