Как изменит Олимпиада лето на курорте?
В Сочи завершилась январская выставка «Курорты и туризм», на которой традиционно обсуждаются планы на летний сезон и заключаются контракты. Пикантность ситуации в том, что никто до сих пор толком не знает, чего ждать после Олимпиады. Среднесрочные планы на грядущее лето и долгосрочные на перспективу отложены на март. Ситуация создалась прелюбопытнейшая.
Отложенное бронирование
…Нельзя сказать, что в предолимпийский период контрактов на лето с отелями туроператоры не заключали. Договоры подписывались и на выставке «Курорты и туризм» в середине января, и даже раньше. Но в подавляющем большинстве только с теми объектами размещения, которые представлены в Сочи не первый год и имеют опыт сотрудничества с организаторами туров. По словам президента «Мультитура» Алексея Высоканова, большинство новых отелей, «заточенных» непосредственно под Олимпиаду, не выставили цен, и определиться со своей постолимпийской политикой собираются только в марте. Многие эксперты предрекают им слабую загрузку (за исключением периода проведения саммита G8 в июне и первого российского этапа «Формулы-1» в октябре). Из причин, кроме запоздалого контрактинга, называется специфическое для пляжного курорта расположение некоторых отелей-новостроек – на удалении от береговой черты, в зоне портовой разгрузки и т. п. На это обратила внимание гендиректор компании «Аэлита» Александра Сердюченко. Кроме того, цены в них ожидаются выше среднерыночных. Ну не будет же Radisson или Swissôtel заселять по цене гостиницы «Парус»! Между прочим, по уже заключенным контрактам можно видеть, что «старые» отели, пансионаты и санатории цен на лето не подняли, разве что кто-то чуть-чуть повысил, а кое-где даже снизили.
«Новички» покажут, как надо
Все три посыла, предрекающие недозагрузку новых отелей, опровергает Сергей Войтович, директор компании «Свой ТТ» - подразделения TUI Russia по въездному и внутреннему туризму. Он согласен с тем, что многие «новострои» до последнего времени были увлечены исключительно Олимпиадой, но некоторые, как, например, его компания, летние контракты все-таки заключали и до Игр. Не все так угрожающе выглядит и с ценами. «Преимущество известных отельных цепочек и других современных объектов уровня 4-5* в возможности маневра. Как только отдышатся после Олимпиады, цены сразу понизят. Кроме того, в отличие от санаторных прейскурантов, утверждаемых непонятно кем раз на весь год, есть много гибких маркетинговых инструментов – SPO, невозвратные тарифы, BAR-контрактинг (best available rate - лучшая доступная цена) и др. Практика показала эффективность системы бронирования Hotelbeds, представленной в России Bedsonline, что дало нам ощутимое конкурентное преимущество». Тем не менее, по поводу летних перспектив эксперт уверен: возникнет конфликт интересов между тремя сегментами «наземки» - пансионатами, мини-отелями и новыми гостиницами. Кто проявит большую гибкость, к тому и пойдет клиент.
«Испорченные» Олимпиадой
Директор сети Minihotel Игорь Чижов не согласен с таким прогнозом, заметив, что в санатории, в отличие от отелей, люди едут лечиться, а мини-отели никогда не конкурировали с гостиницами, тем более новыми. Слишком разная целевая аудитория, соответственно, расценки на размещение разнятся на порядки. Прогноз эксперта по летней загрузке новых объектов 4-5* довольно пессимистичен: в лучшем случае, 50%. Причин две: отсутствие наработанной клиентуры и активного продвижения. В январе на выставке их даже не показали. Не покажут и в марте – Параолимпиада. Затем московские выставки. То есть заказчикам удастся ознакомиться с новостройками только в апреле-мае, когда «раскрученные» отели будут уже практически на «стопе». Между прочим, надежда на блоки туроператоров (напомним, на внутренний рынок вышел «Библио Глобус», о планах заявил и «Корал Трэвел») тоже призрачна: эксклюзивные объекты не рассчитаны на массовку.
Интересная ситуация складывается в самом сегменте мини-отелей. Несмотря на то, что бронирования лета идут даже немного активнее прошлогодних, практически по тем же ценам, картину могут подпортить «испорченные» (термин г-на Чижова) объекты. Дело в том, что некоторые владельцы продают проживание на период Олимпиады по ценам много выше установленного Правительством потолка. И раскупают ведь – через booking.com. Почувствовав деньги, предприниматели выставляют завышенные прайсы и на лето. Туроператоры бронируют, но на условиях мягких блоков: будет клиент – заработают, нет – откажутся. Таким образом, ситуация может спровоцировать в лучшем случае – излишек комнат в сегменте мини-отелей, в худшем – общий рост цен.
Сочи – отдельная песня
И, наконец, еще один, «стратегический» аспект развития туристического Сочи после Олимпиады. Гендиректор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин обратил внимание на отсутствие единой концепции в этом процессе. «Сегодня инфраструктура курорта – сотни гостиниц, собственников, провайдеров питания, развлекательных комплексов, разнородное хозяйство на десятках квадратных километров. При этом отсутствует какой-то координирующий центр», - пояснил г-н Ромашкин. Он также указал на отсутствие внятной маркетинговой компании на постолимпийский период, курорт даже не имеет собственного слогана. Сочи всегда продвигался в рамках рекламы Краснодарского края (помните, советское: «Если есть на свете рай, это Краснодарский край»). Для создания привлекательности сочинских объектов размещения, здравниц, горнолыжных комплексов, достопримечательностей в глазах туристов, и не только российских, необходимо продвигать курорт как самостоятельное направление.