Удастся ли заработать на направлении турбизнесу?
В гостиницах Сочи после Олимпиады состоялся глобальный check-out: разъехались болельщики, спортсмены, официальные делегации, журналисты. И вновь актуальны вопросы – кто будет жить в построенных отелях и могут ли туристические компании заработать на наследии Олимпиады?
Что понастроили
Для начала определимся с понятием наследия. Во-первых, изменилась вся инфраструктура региона, называемого нами Сочи: отстроены дороги, отремонтирован аэропорт. Появились крупные спортивные и развлекательные объекты. И во-вторых, номерной фонд почти удвоился – с 21,5 тыс. номеров до 41,5 тыс. Причем, изменился он и качественно. Если раньше тон задавал частный сектор и санатории, то сейчас к ним добавились еще и крупные сетевые бренды, как международные, так и российские. Расположены гостиницы в трех районах – комплексы 3–4* сосредоточены в Имеретинской долине, где, собственно, и проходили Игры, наиболее престижная часть размещения (в основном это 5* известных мировых брендов – Hyatt, Pullman, Swisshotel, Radisson) сконцентрирована ближе к центру Сочи, а еще одна группа – в Красной Поляне.
«Другой город», – констатируют даже старожилы курорта. Но вопрос, сумеет он переварить новую инфраструктуру, остается непраздным. Появившаяся еще до Олимпиады версия о создании в регионе игровой зоны не подтвердилась, власти от нее отказались. Хотя это был бы, наверное, самый простой способ привлечения потока. Теперь предполагается, что заполнить отели Сочи удастся за счет туризма – как реакреационного, так и делового, событийного, спортивного.
С одной стороны, шансы неплохие, так как Олимпиада создала мощный информационный повод. С другой – не факт, что у той категории туристов, которые отдыхают на берегах Черного моря, будут востребованы новые гостиницы.
Кто поедет?
Дело в том, что, по экспертным оценкам, до 80% типичной сочинской клиентуры приходится на «дикарей», бронирующих напрямую частный сектор, и тех, кто отдыхает по путевкам от ведомств в санаториях. И те и другие в Hyatt Regency вряд ли поедут. Первые скажут, что это дорого (факт!), вторые останутся там, куда пошлет родное предприятие или ведомство. То есть в санаториях.
Значит, вся надежда на турфирмы, которые контролируют оставшуюся 20%-ную часть турпотока и теоретически в состоянии ее увеличить, используя желание клиентов посмотреть постолимпийский Сочи и сэкономить на зарубежном отдыхе, который существенно подорожал из-за ослабления рубля.
Но сэкономить точно не получится. Вот примеры цен с сайтов новых сочинских отелей на середину июня. Pullman Sochi Centre (150 номеров) – от 7200 рублей в сутки за дабл, Swisshotel Sochi Kamelia – минимум 7650 рублей по раннему бронированию, Park Inn Sochi Centre – 5400 рублей с завтраком.
Привлекательнее по цене выглядят комплексы в Имеретинской низменности в районе Олимпийского парка. Например, в огромный «Азимут Отель Сочи» 3* (12 корпусов на 2880 номеров) через Booking.com можно заселиться за 3500 рублей в сутки. Но он расположен сравнительно далеко от моря, а значит, вряд ли стоит рассчитывать на большой турпоток. А в прибрежных отелях Имеретинской низменности размещение стоит дороже – около 4500–5000 рублей. Кроме того, по неофициальной информации, часть нового номерного фонда может быть переоборудована и распродана как апартаменты. Или вовсе закрыта на подкраску и доделку после Олимпиады.
Дайте красную цену!
Возвращаясь к ценам. Как говорят участники рынка, захлопотавшись с Олимпиадой, новые объекты затянули с их объявлением до последнего и не использовали возможности раннего бронирования.
Но самое главное – даже появившиеся спецпредложения рассчитаны на прямого клиента, с профессионалами туррынка договориться не получилось, точнее, в суматохе он просто не состоялся. «Номер в пляжном отеле 5* в Сочи должен стоить 3000 рублей, 4* – 2000, 3* – чуть больше 1000. Это красная цена, за исключением самых высоких дат. Именно на таких условиях Сочи будет интересен туроператорам и им будет выгодно делать турпакеты», – говорит Сергей Войтович, генеральный директор «Свой ТТ». Таких цен отели не дали. И получилось, что в прайсах туроператоров новый Сочи присутствует лишь «для ассортимента»: купят путевку – заработаем, не купят – что ж, откажемся. Очень показательный момент: на сайте туроператора «Библио Глобус», который первым из крупных «федералов» заявил о выходе на внутрироссийский рынок, по состоянию на начало марта Сочи вообще отсутствует. В руководстве компании говорят: пока хозяева новых отелей не примут цивилизованные правила игры (акции раннего бронирования, спецпредложения, «ночи в подарок» и др.), эти емкости будут заполнять воздухом. «Думаю, очень скоро рыночные механизмы, которые используются за рубежом, заиграют и здесь» – это фраза управляющего директора «Библио Глобуса» Александра Туголукова.
Нужен лидер
Еще один важный момент на будущее – туристов в Сочи надо привлекать не только ценой, но и развлечениями. Конечно, есть вариант событийного туризма (например, в октябре состоится Гран-при России «Формула-1»), но этого мало. Выходом может стать создание зон duty-free. «Я специально ездил посмотреть, как все организовано в Андорре. Если правительство позволит организовать нормальные аутлеты, то народ поедет. Отдых на море прекрасно сочетается с шопингом, особенно если он дешевый и качественный. Так что Сочи – это не провальный проект, но им надо заниматься», – считает Сергей Войтович.
Положительную роль тут может и должен сыграть административный ресурс. Ведь большой частью отстроенных отелей опосредованно или напрямую владеет государство в лице администрации Краснодарского края, Газпрома, Сбербанка, ВТБ… Им вполне можно дать указание: надо!
То же самое в другой составляющей турпакетов – перевозке. Здесь инициативу уже взял в руки «БазелАэро», владелец нескольких аэропортов юга, в том числе сочинского. Со своей стороны, он готов предоставить льготы авиакомпаниям по наземному обслуживанию. А туроператорам предлагает совместно поднимать проблему и стучать в двери властей с заявлением о необходимости введения спецтарифов. Специалисты обращают внимание, что полеты в Сочи, в отличие от зарубежных направлений, представляют собой «короткое плечо», когда перевозчик всегда может выкроить время в расписании и поставить бюджетный борт в Адлер. Но опять же нужен «тимлидер», который объединит усилия бизнеса и госструктур, будет иметь достаточные полномочия, чтобы когда нужно кому нужно дать как следует «волшебного пинка».
Оборотная сторона медали «За разумные цены»
Чисто гипотетически установление приемлемых цен на новые гостиницы Сочи, чего так ждут участники турбизнеса, как ни странно звучит, чревато социальными последствиями. Появление спроса на современные объекты размещения может спровоцировать конфликт интересов между ними и частными гостиницами, которых за последние десять лет появилось великое множество. Этот рынок в немалой доле контролируют представители армянской диаспоры. Размещение вполне качественное, как-никак семейный бизнес. Зато сервис, как говорится, совковый. Да и подходы к заполнению традиционные – бронирование по звонку, в основном от «диких» туристов. Новые отели в этом плане продвинуты – особенно это касается тех, что относятся к гостиничным цепочкам. Эксперты не исключают, что «семейным» придется или подстраиваться, или потесниться. Ну или выходить на улицы, как это делают таксисты-частники в Гоа, протестующие против появления современных таксопарков с диспетчерскими.