Серийные банкротства в рознице
Сезон-2010 оказался для туризма вполне успешным. Продажи на российском рынке росли, этому способствовали не только экономические, но и климатические факторы. Однако мы с вами чаще обычного слышим о скандалах, связанных с разорением розничных фирм. Среди банкротов есть как турагентства no name, так и носители известных брендов; казалось бы, самое время зарабатывать, а они… Чума на пиру. Откуда?
Разгул с последствиями
«Старт», «Аквариус», «Анжелика», «Август», «Эллада-тур», «Сибирь-Тур»… Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург…
Новостные ленты пестрят новостями о банкротствах, но истинных масштабов проблемы не отражают. Потому что в подавляющем большинстве случаев информация об исчезновении ТА проходит мимо СМИ – пострадавшие клиенты никуда не обращаются, кроме как в милицию. Ну, может, еще к юристам. «Этим летом мы получили порядка 20 сообщений о таких случаях, а обычно их бывает пять-шесть за сезон», – говорит Георгий Мохов, гендиректор юридического агентства «Персона Грата».
Самая очевидная причина серийных банкротств – дисконтный разгул, охвативший туризм с наступлением кризиса. Бесконтрольные и немотивированные скидки прямым клиентам давно уже стали проблемой, а когда отрасль вошла в пике, они приобрели повальный, даже катастрофический характер. Турагентства, которые регулярно отказывались от комиссии в пользу клиента, к лету 2010 года довели себя до такого состояния, что не смогли воспользоваться активизацией спроса. Крах был для них неизбежен. Это первое.
Второй фактор – тоже эхо кризиса. Когда в других отраслях начались массовые увольнения менеджеров среднего и высшего звена, многие из них решили открыть собственное дело. И вдохновились туристическим бизнесом – он, как известно, притягивает неофитов романтикой дальних стран, да к тому же имеет рекордно низкий порог вхождения. Где еще можно стартовать с $20 000 в кармане? Даже продуктовую палатку на такие сбережения открыть не получится, а вот турагентство – пожалуйста. Тем более что в розничном секторе туристического рынка давно упразднены все нормы по санитарии и безопасности, требования по квалификации персонала и стандартам офиса – полный карт-бланш. Вот и возникает у людей со стороны иллюзия легкого бизнеса.
Каковы сегодня шансы без опыта и связей выжить в кислотной среде агентского рынка? Естественно, многие «пришельцы» держатся один или максимум два сезона, а потом бегут, бросая своих невезучих клиентов.
Беспризорные
Обсуждая серийные банкротства в рознице, эксперты с сожалением вспоминают о тех – пусть весьма условных – инструментах госрегулирования, которые в прошлом существовали на агентском рынке.
Вот, в частности, мнение гендиректора TEZ Tour Владимира Каганера: «Я считаю, что отмененная система лицензирования агенств при всех ее минусах, недостатках и достаточно простой процедуре оформления была нужной и хоть как-то ограждала туристический бизнес от случайных людей». Напомним: ее снесли одновременно с внедрением механизма фингарантий ТО в процессе законодательной реформы 2007 года. Тогда считалось, что достаточно защитить потребителя на случай туроператорских банкротств, а уж «дистрибьюторские массы» рынок как-нибудь отформатируют без участия государства. «Именно такую идею продвигала команда, которая при Владимире Стржалковском занималась в Федеральном агентстве по туризму разработкой новой версии отраслевого закона», – вспоминает Георгий Мохов.
Евгений Писаревский – человек из той самой команды, ныне заместитель руководителя Ростуризма, уточняет: «В ту пору лицензирование турагентской деятельности однозначно воспринималось на государственном уровне как избыточный механизм регулирования. Аналогичной позиции придерживались многие общественные организации. В процессе разработки законопроекта обсуждались различные модели взаимоотношений туроператоров и турагентов, в том числе те, которые позволили бы предотвратить возникающие сейчас проблемы (за исключением, конечно, заведомо мошеннических действий турагентов). Но такие предложения реализованы не были. Тем не менее при условии строгого соблюдения туроператорами и турагентами существующих норм Гражданского кодекса России, Закона «О туристской деятельности» (статьи 9, 10, 10.1), а также при наличии эффективного контроля за этим риски неплатежеспособности турагентов и сейчас можно свести к минимуму».
Отрегулируй это!
«Давно назрела необходимость полноценного государственного регулирования в агентской сфере, – говорит гендиректор ТТ-ВКО Эллада Пескова. – Не для ограничения конкуренции, а с тем, чтобы каждый участник рынка гарантированно имел финансовую возможность отвечать по своим обязательствам».
Евгений Писаревский утверждает, что Ростуризм сейчас готов рассматривать соответствующие предложения от бизнеса: «Только не на уровне идей, а детально проработанные. Пожалуйста, обращайтесь. Как раз в сентябре у нас состоится рабочая группа по мониторингу правоприменительной практики, выводы будут направлены в Министерство спорта, туризма и молодежной политики».
Но энтузиазма в предпринимательских кругах по данному аспекту законотворчества не наблюдается. Даже такой радикал, как Владимир Канторович, владелец «KMП групп» и первый вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР), не верит, что возможен возврат к административному регулированию туристической розницы: «Вряд ли можно ожидать этого от государства, которое держит курс на максимальную либерализацию бизнеса».
Президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько тоже не видит простых решений проблемы регулирования агентской деятельности. «Главная задача – зафиксировать хотя бы минимальный объем финансовой ответственности агентств по своим обязательствам. Не менее важно предотвратить дальнейшее распространение эпидемии чрезмерных скидок для клиентов, поскольку это ведет к резкому увеличению предпринимательских и, соответственно, потребительских рисков. У всех вариантов решения этих проблем, от депозитов и страхования ответственности до введения обязательного размера уставного капитала и ограничения права заниматься агентской деятельностью физическим лицам, есть свои слабые стороны. Возврат к лицензированию мало реален, а путь к эффективному саморегулированию неблизкий. Мы серьезно работаем над проблемой, но лучше это делать вместе с госорганами и другими предпринимательскими объединениями, а не ждать, что кто-то найдет панацею».
Сам себе государство?
Есть мнение, что наводить порядок в розничной сфере – миссия самих участников рынка, то есть туроператоров. Такой позиции придерживается, в частности, Евгений Писаревский, многие его коллеги в административных кругах. Эта мысль продвигалась еще на этапе законодательной реформы 2007 года. Тогда была иллюзия, что наставлять турагентов на путь истинный, отсеивать непрофессиональных и недобросовестных будут производители туруслуг – им же, дескать, небезразлично, кто и как продает их продукт.
Справедливости ради отметим: одна попытка «окультурить» розницу зафиксирована. Помните хартию против скидок в рознице, инициированную в конце прошлого года Ассоциацией туроператоров России? Идея состояла в том, чтобы запретить турагентствам – для их же блага – давать запредельные скидки клиентам. Но дело не пошло. Вмешался Комитет по антимонопольной политике, усмотревший в действиях участников АТОР попытку ограничить конкуренцию на розничном рынке.
На первый взгляд может показаться странным, что федеральные антимонопольщики так быстро и жестко отреагировали на события в туристической сфере. Неужели они так пристально отслеживают события в нашей «заштатной» отрасли? Но экспертов данный факт не удивляет, ведь комитет находится в тесном контакте со специалистами РСТ, а они просто не могли не создать резонанса вокруг хартии своего антагониста – АТОРа.
Как бы то ни было, крупные туроператоры явно утратили желание вмешиваться во внутренние дела неаффилированных дистрибьюторов. Говорят, что если их действия воспринимаются как попытка монополизировать рынок, то инициатива по наведению порядка в сбыте должна идти снизу – от самих турагентств.
Пожалуй, да. Тем более что даже контроль над одноименной розницей – задача для производителя туруслуг сложная, их франчайзи банкротятся наряду с остальными. Как, впрочем, и участники независимых агентских сетей. Об этом – на следующих страницах «ГЛ».