Тенденции горнолыжной зимы
Для операторов, работающих на снежных склонах, многое в сезоне-2009/2010 будет впервые и вновь. Они адаптируются к переменам в структуре спроса, меняют приоритеты в чартерных планах и гостиничном ассортименте, образуют непривычные альянсы. Каковы же общие контуры будущего сезона? Слово экспертам.
По альпийскому счету
Спрос на горнолыжные курорты «большой альпийской четверки» – Австрии, Италии, Франции и Швейцарии – активизировался на 3–4 недели позже обычного, в середине августа. Однако динамика продаж вселяет в игроков осторожный оптимизм: «В сентябре число бронирований превысило прошлогодние показатели того же месяца. Если не случится экономических потрясений, то взятый темп, вероятно, сохранится и дальше, а рынок имеет все шансы как минимум повторить объемы зимы-2008/ 2009», – делится прогнозом Илья Иткин, гендиректор PAC Group.
Но не факт, что удастся завершить сезон с теми же финансовыми результатами. Ведь до середины октября туроператоры интенсивно стимулировали потребительский интерес акциями раннего бронирования.
По результатам продаж выявились основные тренды в предпочтениях горнолыжников. Прежде всего, они даже в кризис не готовы экономить на качестве катания – слабо раскрученные на российском рынке регионы не вызывают энтузиазма, какие бы скидки они ни предлагали. Популярность же самых известных альпийских курортов с развитой инфраструктурой и гарантированным снегом только возрастает.
При этом клиенты в целях экономии часто выбирают более скромное размещение в районах топовых зон катания. Туроператоры предвидели эту тенденцию и в ходе подготовки к сезону старались расширить свой ассортимент недорогих пансионов и апартаментов. В поисках бюджетных вариантов игроки стали обращать внимание и на поселки – спутники именитых альпийских курортов. «Например, рядом с Куршевелем таких четыре, – отмечает Наталья Ермак, руководитель горнолыжного отдела «Русского Экспресса». – Оттуда можно ездить не только в Куршевель, но и в Мерибель, получая чуть ли не двойную экономию на проживании».
А в традиционно хитовых отелях, расположенных в непосредственной близости от подъемников и оптимальных по соотношению «цена – качество», даже в кризис трудно найти свободные комнаты. Лидеры рынка, готовясь к появлению новых игроков и усилению конкуренции, продлевали, а по возможности и расширяли свои жесткие гарантии в таких объектах.
Еще одна тенденция – более равномерное распределение спроса по сезону. В сентябре – первой половине октября заметно активнее, чем в прошлые годы, бронировались посленовогодние январские даты, февраль и март. Фактор цены для потребителей все более важен, поясняют аналитики. Пик продаж все равно придется на каникулы, но он уже не будет столь ярко выражен, как раньше.
Кстати, стоимость турпакетов на новогоднюю неделю, вероятно, несколько снизится. С учетом перераспределения турпотока во времени консолидаторы в этом сезоне удлиняют чартерные цепочки на альпийские курорты, за счет чего удешевятся и вылеты 26 декабря и 2 января, а как следствие – и пакеты. «Кроме того, операторы закладывают меньшую маржу в каникулярные туры», – делится наблюдениями Юлия Жадан, руководитель горнолыжного отдела «Мегаполюс турс».
Есть и безрадостная для игроков тенденция. «Предстоящей зимой на 5–10% увеличится число горнолыжников, которые отправятся в Альпы без участия туроператоров», – прогнозирует Андрей Шмельков, директор по ски-продукту компании VKO Group. Этому способствует растущая доступность Шенгенской зоны для россиян. Например, многократные визы еще летом стала выдавать Испания. Кроме того, альпийские гостиницы уровня 4* и выше не прочь работать с прямыми клиентами из нашей страны.
Чтобы удержать клиентуру, туроператоры расширяют ассортимент сервисов, которые на курортах выгоднее получать при их посредничестве.
С регулярным акцентом
Теперь о том, какие изменения намечаются в альпийском «небе».
На момент сдачи этой статьи в печать зимний авиаконтрактинг еще продолжался – сезон-2009/ 2010 предоставил операторам больше времени и возможностей при выборе партнеров по перевозке, ведь в условиях кризиса последним стало сложнее загружать борта.
При этом игроки отмечают явное «расслоение» на авиарынке. Так, консолидаторы не торопятся подписывать договоры с авиакомпаниями, которые создавали им те или иные проблемы летом. Например, с Red Wings, чьи Ту-204 не раз подводили пассажиров – были многочисленные сбои в расписании. Пока этим перевозчикам не помогают даже демпинговые тарифы – в зависимости от направления стоимость кресла у них на €25–45 ниже, чем у конкурентов. В то же время «брендовые» «Аэрофлот» и «Трансаэро» весьма востребованы, и получить емкости на их бортах по-прежнему непросто.
Наблюдатели отмечают явную активизацию «Аэрофлота» на альпийских маршрутах. Привлекая заказчиков брендом и хорошей компоновкой бортов, включающей места бизнес-класса, нацперевозчик расширяет географию чартерных рейсов в Италию, открывает регулярные полеты в австрийский Зальцбург. Кстати, еще в сентябре стало известно о том, что и «Трансаэро» ведет переговоры с аэропортом Зальцбурга по поводу слотов.
В предстоящем сезоне туроператорам станет проще доставлять горнолыжников в самые удобные и близкие к курортам альпийские авиаузлы. Например, в австрийский Инсбрук и французский Шамбери.
Пропускная способность инсбрукского аэропорта небольшая, и раньше слоты распределялись преимущественно между перевозчиками Великобритании и Скандинавии. Однако турпоток из этих регионов заметно снизился, и теперь аэропорт готов принимать больше рейсов из Москвы. Так, сюда добавляет еженедельный перелет австрийская Niki, в прошлом году работавшая только на маршруте Москва – Зальцбург. А «Австрийские авиалинии» предложат более удобное для туроператоров расписание – два субботних рейса, в то время как в сезоне-2008/2009 один приходился на воскресенье. Но пока Инсбрук стал более открытым лишь для австрийских перевозчиков – по кулуарной информации, «Аэрофлот» с «ВИМ-авиа» тоже пытались получить здесь прописку, и безуспешно.
А вот маршруты в Шамбери будут обслуживать российские авиакомпании. По предварительной информации, в аэропорт поднимутся две чартерные цепочки S7 и две – «ВИМ-авиа». Эти перелеты заменят традиционные рейсы в Гренобль и Лион, по расчетам игроков, они должны полностью обеспечить потребности французского горнолыжного рынка в перевозке.
Еще один тренд сезона – увеличение доли регулярки, что особенно заметно на австрийском направлении. «Туроператоры охотно берут блоки мест, потому что из-за усиления конкуренции тарифы предлагаются сопоставимые с чартерными, а риски по определению ниже», – говорит Максим Приставко, замгендиректора «Джет Тревел».
В целом, по оценке аналитиков, перевозчики снизили тарифную планку на альпийских направлениях в среднем на 10–15%. А могут ли операторы рассчитывать на «антикризисные» преференции со стороны отельеров?
«Фишки» или скидки?
Отдельные альпийские гостиницы предложили турфирмам специальные тарифы раннего бронирования, это считается беспрецедентным шагом, раньше подобное не практиковалось. Инициатива отельеров помогла операторам распространить соответствующие акции на агентов и потребителей, серьезно стимулировать спрос в начале осени.
Однако базовые цены на сезон «большая альпийская четверка» сохранила на прошлогоднем уровне. К исключениям относят лишь «круглогодичные» туристические регионы Австрии, такие как Зальцбургерленд или Каринтия. Там владельцы гостиниц ощутили серьезное падение загрузки в летний период и теперь стараются компенсировать потери, привлекая катальщиков акциями вроде «7 ночей = 6» или «14 = 12». На сугубо горнолыжных курортах скидки пока единичны – они преподносятся как «вознаграждение» за многолетнее сотрудничество и не превышают 5%.
Интересны маркетинговые «фишки», которые ради привлечения клиентов стали применять отельеры Франции и Италии. Первые не преминули воспользоваться недавними изменениями в правилах классификации французских гостиниц, узаконившими категорию 5*. Десятка два альпийских «четверок» мигом переквалифицировались в «пятерки». Отельеры надеются, что более высокий официальный статус при прежних ценах и сервисе позволит привлечь клиентов.
В Италии же многие горные гостиницы, ранее работавшие только на полупансионе, стали предлагать размещение и на базе завтраков. Конечно, постояльцам все равно придется тратить как минимум те же деньги на питание, но «визуально» стоимость проживания снижается.
Другие горы
По опыту прошлых сезонов, массовый спрос на «неальпийские» горнолыжные курорты стартует в конце октября. Но эксперты прогнозируют, что в этом году и их не минует тренд, проявившийся на Альпах: активные бронирования начнутся с месячным отставанием.
Впрочем, есть исключение – уже в сентябре буквально «выстрелил» рынок Андорры, по динамике бронирования он вполне может поспорить с альпийскими направлениями, и это закономерно. Пиренейские отельеры – «рекордсмены» по снижению тарифов, цены опущены примерно на 25% по сравнению с прошлогодними. К этому участников рынка вынудило серьезное падение турпотока из Великобритании, которое началось задолго до кризиса – две зимы назад.
Есть и еще одна причина удешевления турпакетов – перевозчики устроили настоящее соревнование за небо Барселоны с прицелом на летний сезон. Усилиться на направлении стремятся «Трансаэро», «ВИМ-авиа», Red Wings, испанский лоукостер Vueling. В результате жесткой конкуренции между авиакомпаниями стоимость кресла для туроператоров снизилась с €300 до €250–260, что сопоставимо с ценами перелета на альпийские курорты. Уступки отельеров и перевозчиков позволяют операторам продавать турпакеты чуть ли не на треть дешевле, чем в сезоне-2008/ 2009. «В результате рынок Андорры может вырасти в этом году на 10–20%», – делится прогнозом Борис Бурыкин, президент «Асент Трэвел».
Интересно, что в Словакии владельцы гостиниц тоже существенно откорректировали прайсы в сторону понижения, однако этому направлению радужные перспективы не светят. Причина – отсутствие прямой авиаперевозки. Чартеров из Москвы нет уже два года, так что в Татры отправляются преимущественно индивидуалы.
Что касается скандинавского рынка, туроператоры отмечают повышенную маркетинговую активность курортов и офиса по туризму Норвегии. В сезоне 2009/2010 в промоакции вложено более €270 тыс. – это на 30% превышает прошлогодний бюджет. «Есть ощущение, что наш продукт подойдет россиянам, – говорит Сондре Амдал, менеджер по продажам и маркетингу курорта Trysel. «На норвежских трассах не используется искусственный снег, сезон продолжается с ноября по май, нет очередей у подъемников», – поддерживает оптимизм коллеги Ольга Филиппенко, директор Совета по туризму.
Наконец, о самом бюджетном из европейских горнолыжных направлений – болгарском. Здесь произошел серьезный отток туристов из Европы, и отельеры, как и в летнем сезоне, вновь продемонстрировали свою гибкость и изобретательность. «На «белые недели» – «низкий» период после новогодних каникул – предлагаются пакеты «наземки» по системе «все включено»: проживание, питание, прокат, услуги инструкторов, ski-pass, причем по очень хорошим ценам – от €300 в гостиницах 3*, от €400 – в 4* объектах», – приводит пример Михаил Мусинянц, гендиректор объединения турфирм «Эрцог» и «Рег тур». Как полагают эксперты, при такой тарифной политике Болгария имеет все шансы сохранить турпоток на прошлогоднем уровне.
Франция без альЯнсов?
В предстоящем сезоне произойдут очередные потери в двух туроператорских союзах, которые много лет организовывают совместные трансферы и экскурсионное обслуживание на французских курортах. Из «Ски Альянса», объединявшего PAC Group, КАПИТАЛ ТУР, «Вертикальный мир» и «Адреналин», вышел PAC. Из «Французского Клуба» («Асент Трэвел», VKO Club, «Джет Тревел», Ланта-тур вояж, «Мегаполюс турс» и «Одуванчик») – «Асент». Оба оператора объявили о создании собственных служб гидов во Франции.
Еще год назад «Ски Альянс» покинули «Вертикальный мир» и «Адреналин», а о «Французском Клубе» наблюдатели давно говорят, как о «номинальном» объединении. Эксперты предполагают, что эти пулы, скорее всего, перестанут существовать в их прежнем виде. Однако бывшим участникам, не имеющим собственных служб гидов, так или иначе, придется искать пути для кооперации. Скорее всего, это будут временные союзы, состав которых может меняться от сезона к сезону.