Рубль в начале весны обновил исторический минимум. Что дальше?
Первые выходные марта ознаменовались резким обвалом рубля – доллар в обменниках подскочил до 38 рублей, евро пересек отметку в 53 рубля. Риски агентов и операторов растут. Спрос и средний чек падают. Однако эксперты рынка уверены: отдыхать туристы все-таки поедут. Привыкли.
Мартовские страхи
Рубль, который таял весь февраль, в марте резко упал в цене – так отразились на российской валюте действия руководства страны, давшего добро на введение войск в Крым. Но самое главное, что все это вкупе с общим негативным информационным фоном повлияло на поведение туристов. Революция в Киеве, Крым, резкая реакция западных стран создали ощущение тревоги и неуверенности.
Как следствие, участники туристического рынка ощутили снижение покупательной активности. «Спрос есть, но он не соответствует нашим планам прироста», – поделилась Маргарита Давликанова, советник генерального директора «Натали Турс». Впрочем, на момент сдачи номера в печать эксперты, с которыми побеседовал корреспондент «ГЛ», оснований для паники не видели. Например, Илья Иткин, генеральный директор PAC GROUP, отметил, что еще не исчерпан потенциал раннего бронирования. По его словам, направления, на которые отели дают скидки в 30–40%, по-прежнему интересны туристам, их продажи растут несмотря ни на что.
Туристы затягивают пояса
Продолжая тему, туроператоры делятся наблюдениями о предпочтениях туристов. Например, активно разбирают туры в летнюю Грецию, которая в прошлом году запомнилась всем демпинговыми ценами, а сейчас предлагается с хорошими скидками. Востребована Испания, но больше континентальная: отдых на Канарах и Тенерифе продается хуже. Охотно покупают путевки в долларовую Турцию. А еще, как отметил г-н Мурадян, есть интерес к недорогой Азии – в основном Вьетнаму, реже Бали, Гоа, Шри-Ланке. Причина очевидна: туристы выбирают долларовые страны, в которых экскурсии, походы по ресторанам и другие развлечения обойдутся дешевле. А вот всплеска внимания к Египту пока не наблюдается – ощущаются последствия теракта в Табе. В зоне риска оказались шоп-туры в Европу: от них, по мнению экспертов, скоро начнут отказываться – с ростом евро дорожают не только сами путевки, но и вещи в европейских магазинах.
Тренд к экономии заметен и по уменьшению среднего чека. Впрочем, по словам экспертов, пояса пока затягивают не сильно: это не выбор 3* вместо 5*, а скорее плавный переход на менее дорогие отели тех же категорий. «Нынешняя ситуация отличается от предыдущих кризисов – держится стабильный спрос. Но сегмент туристов, который привык укладываться в фиксированную сумму, теперь подбирает отели немного дешевле или сокращает продолжительность отдыха», – рассказала Светлана Атабаева, руководитель отдела продаж RGB Tour.
Нет ли опасений, что к лету деньги у людей закончатся? Тут игроки рынка единогласны: туристы отдыхать будут, при условии что после жизненно необходимых трат не еду и вещи первой необходимости у них останутся хоть какие-то свободные средства. Туризм вошел в привычку. «Я не могу сказать, что евро поднялся, и все упало, – шутит Маргарита Заруба из «Иригма Тур». – Люди звонят, прицениваются, выбирают». Эту точку зрения поддерживает и Анна Подгорная, руководитель «Пегас Туристик»: «Да, рублевые цены ощутимо растут, туристы это ощущают. Но если семья планировала потратить на отпуск потратить, например, 200 тыс., то потратит и 220».
Опасная качка
И все же туроператорам при общем ощущении нестабильности будет труднее отработать лето в плюс. Кроме того, сохраняются валютные риски. Контракты с отельерами и авиакомпаниями заключались зимой, многие – в первой половине зимы, когда курс рубля был другим. При этом редкие операторы заплатили партнерам полные суммы за сезон – чаще работают на предоплатах. С момента заключения договоров евро и доллар сильно подорожали, возможно, рост продолжится. И если по контракту придется платить партнерам сейчас, переплата за курсовую разницу составит ощутимый процент. Особенно досадной потеря станет в том случае, если через какое-то время рубль частично отыграет свои позиции, а доллар и евро подешевеют. Такой вариант развития событий тоже нельзя исключать. «Валютная качка может быть безболезненна только для бизнеса, маржинальность которого составляет от 5 до 8%. В туризме таких компаний практически нет, – считает Артур Мурадян. – Мы сами сейчас страхуемся, вкладываем деньги в валюту – по нашим прогнозам, она продолжит расти в течение первой половины весны».
Маргарита Давликанова назвала этот сложный год «санитарным» – курс евро, колебания спроса и ценовые войны создадут на рынке такие условия, которые смогут пережить далеко не все.