Крупнейшие перевозчики столкнулись в Юго-Восточной Азии и на Карибах
Лидеры туроператорского бизнеса оказались сейчас в положении детей, которым в суде, на бракоразводном процессе, задают вопрос: «С кем хотите жить – с мамой или папой?» В смысле с «Аэрофлотом» или «Трансаэро»? Ситуация драматичная. На самом деле.
Противостояние
Небывало рано «Аэрофлот» начал контрактинг на зиму. 30 мая собрал потенциальных заказчиков, огласил маршруты и цены. Как и ожидалось, в сфере его интересов оказались дальние дистинации, которые традиционно контролировала а/к «Трансаэро». Доминиканская Республика, островной Таиланд (Пхукет), Бали (Денпасар).
Сама «Трансаэро» готовится к обороне и наносит ответный удар – по Карибам. Она еще до «Аэрофлота» провела совещание с туроператорами, но лишь установочное, без финансовой конкретики. И дала понять главное: лояльность заказчиков для нее крайне важна. Туроператоры сделали вывод, что их сотрудничество с нацперевозчиком будет восприниматься как измена.
3 июня, в момент подготовки этой публикации, туроператоры готовились к «судному дню» в «Трансаэро», то есть к решающей встрече, на которой надо будет огласить свою позицию. Либо присягнуть на верность, либо попытаться склонить старшего партнера к некоему компромиссу. Всех одолевали сомнения. С одной стороны, уход от «Трансаэро» к «Аэрофлоту» может оказаться выгодным и политически верным решением. Ведь крупнейшая авиакомпания наглядно продемонстрировала свои растущие возможности и стремление стать лидером рынка туристических перевозок. С другой стороны, до настоящего времени она не отличалась последовательностью в своих действиях, а потому неясно, сколько продержится нынешний генеральный курс. Уже хотя бы поэтому портить отношения с «Трансаэро» никто не хочет.
Учитывая все деликатные обстоятельства, никаких официальных комментариев со стороны ТО в публикации не приводим, ограничиваемся инсайдерской информацией, а она такова.
Таиланд
Несмотря на огромные проблемы с загрузкой рейсов на Бангкок в летнем сезоне, связанные с политическим обострением в стране, «Аэрофлот» заявил о намерении зимой вдвое увеличить периодичность рейсов – с 7 до 14 в неделю, цены установил на 15–20% выше собственных прошлогодних. Туроператорам предложил достаточно крупные блоки: от 20 кресел ежедневно, не меньше. Риск достаточно велик, тем более что на Бангкок помимо «Аэрофлота» поднимутся «Трансаэро», а также Emirates и Qatar Airways, предложение по перевозке может превысить спрос.
На Пхукет, куда раньше летала только «Трансаэро», нацперевозчик намерен поставить три еженедельных борта, в результате чего общий объем воздуха вырастет как минимум на 50%.
Прогноз туроператоров: в небе таиландского авиарынка вспыхнет жесточайшая ценовая война.
Уступать не намерены
«По поводу планов «Аэрофлота» могу сказать только одно: свои позиции мы сдавать не намерены, – сказал в интервью «ГЛ» PR-директор «Трансаэро» Сергей Быхал. – На всех этих направлениях – Пхукет, Денпасар, Пунта-Кана, Гоа – наша авиакомпания имеет статус назначенной, выполняет крупнейшие объемы перевозки не только из Москвы, но и из регионов России».
Доминикана
На Пунта-Кану «Аэрофлот» заявил два рейса в неделю на А-330. Год назад «Трансаэро» – в ту пору безальтернативный перевозчик направления – стабильно летал четырьмя еженедельными бортами, с расширением на высокие даты. Поддерживал не просто баланс между спросом и предложением, но некоторый дефицит воздуха, распределял его в ограниченном кругу туроператоров, и все участники процесса стабильно зарабатывали. Возможно, об этом на какое-то время придется забыть, а вот удержать заказчиков по Доминикане для «Трансаэро» – дело принципа. Что сможет противопоставить влиянию старожила вновь прибывший конкурент? Возможно, более привлекательные цены. Техника поновее. Бренд.
Как поведут себя участники трансаэровского пула? Для них самих это вопрос крайне сложный. А вот некоторые игроки других направлений попытают счастья в Доминикане: почему бы нет, раз перевозка теперь в открытом доступе?
Китай закрыт. надолго?
По неофициальной информации, «Аэрофлот» намеревался освоить еще один дальнемагистральный маршрут – Москва – Санья (Китай), но разрешения на полеты не получил. Наблюдатели предполагают: этот рынок оказался единственным, где назначенному перевозчику – «Трансаэро» удалось сдержать натиск конкурента административными мерами.
Куба
В предстоящем зимнем сезоне национальный переперевозчик продолжит летать на Гавану. Предложенный тариф экономкласса – $1000 (напомним, в ходе электронных торгов на лето цена достигла $1100).
«Трансаэро» же планирует подняться на Варадеро. В прошлом году она ушла с этого маршрута по договоренности с «Аэрофлотом», который в ответ на эту «любезность» отменил свои планы по организации рейсов в Доминикану.
Время джентльменских соглашений прошло.
Бали
По маршруту Москва – Денпасар будет, как и год назад, трижды в неделю, летать «Трансаэро», и к этому объему добавляются два борта «Аэрофлота». По данным туроператоров, тариф в экономклассе – $1000 за кресло, как в прошлом году у «Трансаэро». Наблюдатели предвидят, что в ходе сезона будет обилие SPO на перевозку: во-первых, ее объемы возрастают непропорционально спросу, а во-вторых, часть турпотока с Бали может оттянуть Таиланд, где как пить дать будут горящие билеты.
Индия
Зимой-2009/10 «Аэрофлот» взлетел из Москвы на Гоа в чартерном формате под консолидацией «Авиачартера», но из-за проблем с загрузкой программу в ходе сезона отменили. Теперь национальный перевозчик организует регулярные рейсы, намереваясь составить серьезную конкуренцию доминирующему игроку направления – «Трансаэро». Цены выставляет на 10% ниже, чем были год назад у конкурента.
Среди блочников наверняка будет «Санрайз Тур», которому приписывают особые отношения с «Аэрофлотом». Упомянутый туроператор, кстати, открыто приветствует «конец монополии «Трансаэро» по Индии».
...
Подведем предварительные итоги.
На дальнемагистральных направлениях, оказавшихся под двойным прицелом «Аэрофлота» и «Трансаэро», неизбежен резкий рост объемов перевозки и упадок цен. Других перевозчиков туда либо не пустят, либо же они сами не захотят участвовать в этой битве титанов. Куда им деваться? В Египет и ОАЭ. То есть конкуренция обострится повсеместно. И это, кстати, очень тревожная новость для туроператоров, которые в последнее время взяли курс на развитие собственных авиакомпаний.
Электроника в прошлом
В контрактинге на зиму по большинству массовых направлений «Аэрофлот» отказался от системы открытого электронного аукциона, посредством которого распределил большую часть емкостей на лето. Предполагалось, что она сохранится в Египте, но и там аукцион планируют отменить. Для торга просто нет оснований: воздух будет, мягко говоря, в изобилии. Те шесть Ил-96, которые сейчас «взорвали небо» в Ларнаке и Ираклионе, переориентируют на Хургаду и Шарм-эль-Шейх, общие объемы перевозки «Аэрофлота» возрастут на порядок – вплоть до 12 рейсов ежедневно. «Все туроператоры, которые подадут заявки на Египет, получат необходимое количество кресел», – подытожил советник генерального директора авиакомпании Андрей Полозов-Яблонский.