За публикацию прайсов в долларах и евро грозит штраф до 5000 МРОТ
Похоже, операторам и агентам придется отказаться от практики публикации цен на туры в долларах и евро. И не только в печатной рекламной продукции, но и в общедоступных разделах сайтов. Дело в том, что в январе именно за это антимонопольная служба наказала две питерские туркомпании.
Закон, требующий убрать из рекламы ценники в иностранной валюте, вступил в силу еще летом прошлого года. Однако выборочный осмотр сайтов туроператоров, который провел корреспондент «ГЛ», показал: многие все еще уверены, что прайсы, опубликованные на интернет-ресурсах, не являются рекламой. Мол, подобная информация предназначена не для клиентов, а для турагентств – юридических лиц, и, стало быть, стоимостные показатели не обязательно указывать в рублях. Такая позиция обусловлена не только ошибочным толкованием закона, но и тем, что привести информацию в надлежащий вид технически сложно. «Разумеется, мы хотим быть законо-послушными, – говорит Наталья Новикова, директор по рекламе VKO Group. – Однако для этого необходима реконструкция сайта. Соответствующие работы уже ведутся. А пока цены приходится указывать не в рублях. Но для посетителей есть функция пересчета иностранной валюты».
Web-администратор туроператора «Холидей М» Максим Качмала рассказал «ГЛ», что в его фирме рублевые цены выставляются на сайт в ручном режиме. Автоматизировать процесс планируется в ближайшем будущем.
Тем не менее, какие угодно отговорки и ссылки на смягчающие обстоятельства вряд ли помогут при проверке со стороны компетентных органов. Георгий Мохов, генеральный директор ЮА «Персона Грата», с готовностью расставил все точки над «и». Реклама, согласно закону, – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с ис-пользованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, на формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Так что материалы, висящие на сайтах турфирм, несомненно, реклама. А вступивший в силу 1 июля 2007 г. Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления требований к указанию стоимостных показателей» не фиксирует отличий между рекламой, предназначенной для физических и юридических лиц. Если информация опубликована не под паролем и доступна каждому, кто заходит на сайт, цены непременно должны быть указаны в рублях, а при необходимости – дополнительно в иностранной валюте. И наличие на интернет-ресурсе функции автоматической конвертации тоже не влияет на ситуацию: первое визуальное впечатление должно быть связано с рублевыми стоимостными показателями.
Указание цен в иностранной валюте или условных единицах может расцениваться блюстителями закона как ненадлежащая реклама, что влечет за собой ответственность по статье 14.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающей санкцию в отношении юридических лиц в размере от 400 до 5000 МРОТ. Поэтому скорректировать соответствующие данные у себя на сайтах придется и турагентам, и туроператорам. Следуя букве закона, изменения должны быть внесены и в распространяемые на выставках предложения с указанием стоимости. Как выходят из положения операторы, которых уже в марте ждут профессиональные мероприятия, знаменующие начало сезона? «От практики предлагать ценовую информацию в печатной рекламе мы давно ушли, совершенно бессмысленно указывать в каталогах сведения, которые мгновенно устаревают, – замечает генеральный директор компании TEZ TOUR Владимир Каганер. – Базовые цены выкладываем только на сайт». Большинство опрошенных корреспондентом «ГЛ» операторов поступают так же. Есть, впрочем, варианты. «Мы публикуем каталоги, но цены обозначены лишь для туров по России. Так что в наших печатных материалах нет стоимостных предложений в иностранной валюте», – говорит Наталья Фатьянова, менеджер отдела рекламы компании КАПИТАЛ ТУР.
В любом случае все крупные игроки рынка осознают, что они на виду, следовательно, должны демонстрировать законопослушность.