К чему готовиться туризму
Мозг вскипает от обилия информации о последствиях очередного крупного сбоя в туротрасли. Написано и сказано уже много. Время делать выводы. Ведь так или иначе скандал с крупным туроператором рикошетом ударил по тем, кто работает в туризме, запустив масштабное переустройство отрасли.
Самозащитная реакция
Очевидно, что дефолт «Ланты» поставил отраслевую власть в крайне неудобное положение. Накануне президентских выборов у чиновников возникла неотложная проблема, имеющая широкий общественный резонанс внутри России и за ее пределами и при этом практически не поддающаяся контролю на ведомственном уровне. Организовав срочный госкредит «Ланте», премьер Владимир Путин спасал не только граждан, оказавшихся в беде за рубежом, но и пошатнувшийся авторитет власти. Еще раз заниматься вызволением туристов главе правительства не комильфо, поэтому неизбежны организационные меры. Как мы уже знаем, «посадок» Путин требовать не стал, зато сразу же высказался о необходимости создания саморегулируемой организации, чтобы в следующий раз отрасль решала свои проблемы сама. Идея в том, чтобы туроператоры, возможно, совместно со страховыми компаниями, сформировали некий резервный фонд, из которого оказывается помощь в случае ЧП. Будет ли членство в СРО обязательным, каков порядок формирования кассы взаимопомощи, какие именно случаи считать экстренными, как исключить риск злоупотреблений и недобросовестной конкуренции – все эти вопросы на момент написания статьи оставались без ответов. Но подоплека ясна. Государство заинтересовано переложить ответственность на бизнес. А тот, точнее его часть в виде АТОР, вроде бы и не против, но боится, что овчинка (полномочия по управлению рынком), не будет стоить выделки. Ведь одна паршивая овца, пардон, разорившийся туроператор, все СРО портит. «Почему мы должны платить за чужие ошибки?» – говорят противники саморегулирования. Впрочем, есть надежда, что силой туда загонять не будут. Как считает глава правовой комиссии РСТ Георгий Мохов, идея должна реализовываться постепенно, в течение примерно пяти лет: «Сначала должна появиться возможность для создания СРО и определения правил их работы. Через некоторое время для стимуляции появления саморегулируемых организаций можно предоставить туроператорам право выбирать из двух вариантов – получать фингарантию индивидуально или вступать в СРО с коллективной фингарантией. Затем должно пройти время для накопления компенсационного фонда и определения эффективности его деятельности, и только после этого может быть рассмотрен вопрос об обязательном членстве в СРО, если они себя хорошо зарекомендуют и не дискредитируют всю идею».
Что внедрять срочнее?
Сценарий реформ в туризме можно проследить по еще одному высказыванию Путина. 9 февраля он предложил повысить требования к минимальному собственному капиталу туркомпаний по аналогии с банковской системой. О суммах не сообщалось, но по предварительной информации обсуждался такой вариант. В первый год работы туроператора уставной фонд может составить не менее 600 тыс. рублей, затем 1,2 млн и далее – в зависимости от оборота с тем расчетом, чтобы для крупнейших игроков планка поднялась до 4–5 млн рублей. Идея вызывала неоднозначную реакцию. Одни предприниматели откровенно радовались, так как повысится планка вхождения на рынок. Другие предупреждали: в случае крупного сбоя туристов это все равно не защитит. Александр Корбарум, президент «ИнтАэр», сказал, что отсеивать новых туроператоров смысла нет, так как появляется их мало, а мера личной ответственности директоров известных компаний гораздо выше предлагаемых сумм. Скорость возбуждения уголовного дела в отношении руководства «Ланты» тому подтверждение.
Более 90% из почти 400 участников онлайн-опроса на HotLine.travel на месте Путина в первую очередь реализовали бы идею страхования каждого договора с клиентом. Однако эта схема при всех ее очевидных плюсах имеет и недостатки. «Сейчас турист, пострадавший от неисполнения ТО обязательств, имеет на руках две распечатанные на принтере бумажки – билет и ваучер. Ну появится еще третья бумажка – страховка, тоже не оплаченная в страховой. Если же применять систему защищенных полисов, то в этом случае убивается возможность продаж с сайтов операторов, а так сейчас бронируются до 80% туров», – отметил в новостях «БАНКО» гендиректор «Русского Экспресса» Тарас Кобищанов. Управляющий директор по комплексному страхованию в туризме «Ренессанс Страхование» Елена Скуратова также предупреждает: «Технически схему реализовать можно, но заработает она, только если рынок обелится, если будет создан реестр реализованных туров, единый центр ответственности. К примеру, полис ОСАГО можно проверить онлайн на сайте Ассоциации автостраховщиков».
В общем, все непросто. «Сначала нужно повысить ответственность самих туроператоров, а потом совершенствовать страхование их рисков. Не бывает такого, чтобы фирмы с нулевыми активами и кучей обязательств пользовались страховой защитой на все свои риски, это уже не страхование», – пояснил логику принятия решений источник, близкий к властным структурам. Заметьте, об агентах вообще речи пока нет. Дело в том, что у государства просто не осталось инструмента, позволяющего отделить их от общей массы предпринимателей. Возврат к лицензированию не вариант, так как противоречит генеральной линии «партии» по устранению административных барьеров для малого бизнеса.
Вот поэтому реформирование начали со стороны туроператоров – они на виду. И есть все шансы, что схему «агенты работают только от имени и по поручению ТО» все-таки примут, параллельно увеличив финансовые гарантии для наиболее крупных участников рынка.
Прецеденты, которых не было
Эксперты указывают, что доработка схем страхования ответственности туроператоров будет неполной, если оставить без внимания пример «Инногаранта», который так и не заплатил по долгам «Капитал Тура». Правда, директор «Инногаранта» Виктор Калиновский в онлайн-журнале HotLine.travel часть вины за это возложил на конкурентов и чиновников, утверждая, что на самом деле деньги для туристов были. Но факт остается фактом – по назначению они не дошли. Напрашиваются какие-то выводы. Страховать крупных игроков туррынка должны наиболее устойчивые страховщики. Да и сама процедура выплат нуждается в ревизии. Официальное подтверждение о невозможности исполнить обязательства «Ланта» выдавала только в центральном офисе в Крылатском. Как результат – очереди на морозе и полная неопределенность у иногородних клиентов.
Вообще скандал с «Лантой» создал много прецедентов и поводов для осмысления. В Таиланде впервые взят под стражу руководитель зарубежной принимающей компании. Освободили, но нет гарантии, что за долги российских туроператоров в следующий раз не придется отвечать их сотрудникам. Впервые применительно к событиям в туризме власть использовала понятие «социальной ответственности» бизнеса. Первый зам. председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Владимир Жидких 1 февраля раскритиковал Мастер-банк, отказавший в кредите «Ланте», так как он «не мог не отдавать себе отчета, какие могут быть последствия такого решения». А два крупнейших перевозчика, которые в самом начале синхронно отказали в посадке на рейсы туристам «Ланты», уже на следующий день заявили о готовности возить пассажиров. Не припомнить и то, чтобы Ростуризм раньше экстренно собирал совещание в выходной день и решал, что делать с туристами, зависшими за рубежом. Притеснения со стороны отелей стали международной проблемой и поводом для заявления Талеба Рафаи, генсека Всемирной туристской организации.
Наконец, общественный резонанс в России. Новости о «Ланте» неделю висели в топе «Яндекса», затмевая даже обсуждение предвыборных статей Владимира Путина. Организованный туризм получил мощный антипиар в пользу туризма самостоятельного. Характерная фраза из комментариев и блогов: 90% турфирм заняты тем, что «нахлобучивают лохов», те, кто пользуется их услугами, – «лузеры или идиоты».
Резюме напрашивается такое. Легкой жизни в туризме и раньше не было, а теперь станет еще тяжелее. Впереди испытания и трудный летний сезон.