На что рассчитывают волжские круизные операторы?
Столь жесткого демпинга, как на старте навигации-2009, Самара еще не знала, – говорят участники рынка речных круизов. Двадцать и более процентов комиссионных агентствам, невиданные скидки прямым клиентам – игроки бьются не на жизнь, а на смерть буквально за каждого пассажира волжских лайнеров. Турфирмы теряют деньги и пытаются разобраться в причинах происходящего.
Не по Ростуризму
Прогнозы профильного ведомства, по которым внутренний туризм не столь сильно пострадает от кризиса, как выездной, не оправдались. По крайней мере, самарские речники констатируют 30-процентное падение спроса на волжские вояжи из их города по сравнению с прошлым годом. «Заметно «просел» не только розничный, но и корпоративный сегмент, – отмечает Елена Борискина, гендиректор самарского и нижегородского филиалов компании «Волга-Флот-Тур». – У нас всегда было принято работать с предприятиями, но теперь они крайне редко заказывают теплоходы на выходные».
Сократилась и глубина бронирований. «В прошлые сезоны к началу мая мы реализовывали до 50% путевок на летнюю навигацию, в нынешнем – не более 25%», – говорит Александр Елисеев, гендиректор казанского ТА «ИнтурВолга», которое активно продает и речные круизы из Самары.
Между тем, именно в кризисном 2009-м на самарский рынок вывели неожиданно большое количество туристических теплоходов – 17 против «обычных» 10–12. Столько здесь не работало даже в самые благополучные годы. Откуда же в городе «лишние» лайнеры?
Возмутители спокойствия
По завершении прошлогодней навигации свободные суда появились в Москве – ощутив кризис, столичные операторы отказались от их фрахта на следующий сезон. Как результат, владельцы стали пытаться «пристроить» свою собственность в регионах. Переговоры с компаниями «Волга-Флот-Тур», «Спутник Гермес» и «Инфофлот», контролирующими львиную долю самарского рынка (в совокупности – 11 лайнеров в сезоне-2009), оказались безрезультатными. Однако желающие рискнуть и попытать счастья все равно нашлись.
Крупные операторы полагают, что именно мелкие фрахтователи, которые привели в Самару дополнительные суда, выступают теперь виновниками демпинга и рушат рынок. «Экономика рейсов у этих игроков никак не просчитана. Похоже, они даже не ставят перед собой цели зарабатывать», – говорит Александр Сахаров, гендиректор компании «Инфофлот».
Главным возмутителем спокойствия чаще всего называют компанию «Самарские путешествия», которая арендовала четырехпалубник «Тихий Дон». Трехдневные путевки по маршруту Самара – Казань – Самара продавались в начале июня за 8000 рублей с человека, то есть около 2700 в день. Вот как комментирует тарифную политику компании один из экспертов, кстати, ранее отказавшийся от аренды «Тихого Дона»: «Стоимость суточного фрахта этого корабля – без учета дополнительных расходов на экипаж, питание, организацию развлекательных программ и т. д. – порядка 700 тыс. рублей. Если по заявленной «Самарскими путешествиями» цене продавать 180 мест на рейс, а это максимально возможная реальная загрузка судна, то выручка составит чуть меньше 500 тыс. рублей. Из каких денег, спрашивается, фрахтователь собирается расплачиваться с хозяином судна?»
Впрочем, гендиректор «Самарских путешествий» Дмитрий Воропаев все обвинения в демпинге объясняет «завистью конкурентов». «Ведь мы первыми вывели на наш рынок круизник класса люкс, который прежде обслуживал иностранных туристов на линии Москва – Санкт-Петербург, – говорит он. – Что же касается экономики, то не другим игрокам судить о том, во что нам обходится фрахт».
В мутной воде
В кулуарных беседах «старожилы» самарского рынка подозревают новых конкурентов в непрофессионализме, а то и в откровенно нечистоплотных намерениях. В городе не исключают самого драматичного сценария. «Если в разгар сезона встанут теплоходы у фирм, которые не смогут или не пожелают расплатиться с фрахтодателями, пострадают все. Будет серьезно подорвано доверие к сегменту речных круизов как таковому», – делится опасениями Наталья Денисова, гендиректор «Спутник Гермес».
Тому же Дмитрию Воропаеву приписывают лишь двухлетний опыт работы в туризме. Вспоминают и его неудачный прошлогодний «эксперимент» с теплоходом «Алексей Толстой». Судно было арендовано фирмой «Вектор отдыха», в которой начинал нынешний директор «Самарских путешествий», и так и не «дотянуло» до конца навигации. Якобы оно было отозвано владельцем за неуплату фрахта, а у туристов возникли финансовые претензии к компании. Сам г-н Воропаев это опровергает, утверждая, что «Вектор отдыха» прекратил свою деятельность по решению учредителей.
Вокруг другого персонажа самарского круизного рынка – Сергея Т. (мы намеренно не называем его фамилию. – Ред.) – разговоры куда серьезнее. С его именем связывают компании «ПЭК тур» и «Бюро путешествий и экскурсий «Жигули», от деятельности которых в 2005–2008 гг. пострадали туристы, купившие круизы на теплоходах «Дмитрий Фурманов», «Украина», «Ф. Панферов». Здесь и двойные продажи кают, и проблемы с возвратом денег за несостоявшиеся путешествия.
Как говорят, именно г-н Т. привел в этом году в Самару через местную компанию «Астравел» (никакого отношения к известному московскому ТО эта самарская фирма не имеет. – Ред.) лайнер «Илья Муромец». Выставленные на теплоход цены «ниже плинтуса» Сергей Т., представившийся корреспонденту «ГЛ» «старшим менеджером» «Астравел», объяснил так: «Хочешь жить – умей вертеться». И тут же «указал на место» экспертам, судящим о ценовой политике его компании, опять же, афоризмом: «Ковчег построили простые люди, а «Титаник» – профессионалы». У «Астравел» нет даже собственного сайта, но, по заверению г-на Т., это не мешало компании загружать июньские рейсы. Как утверждает наблюдатель, знакомый с ситуацией, нет и контракта на бункеровку «Ильи Муромца» (сезонный договор на заправку корабля топливом в портах захода – непременный атрибут цивилизованного круизного бизнеса). А значит, в любой момент судно может встать на рейд за неуплату.
И еще. Источник в самарских правоохранительных органах сообщил «ГЛ» буквально следующее: «В настоящее время г-н Т. подозревается по уголовному делу – ст.159 ч. 3 УК РФ – «Мошенничество» и находится под подпиской о невыезде».
Независимость по-самарски
Как бы ни пеняли самарские круизники на амбициозных мелких операторов, все здесь понимают: рынок свободен для входа. И признают еще одну причину нынешнего демпинга – неспособность ведущих игроков найти общий язык. «Если бы мы продемонстрировали розничным партнерам, что не участвуем в раскачивании рынка, не включаемся в сомнительные ценовые войны, если бы предложили единую и внятную агентскую политику, они не «метались» бы между проверенными фирмами и «компаниями одного корабля», выбирая поставщика», – считает Наталья Денисова.
Пока же договоренностям здесь предпочитают методы устрашения. Так, один крупный оператор грозится не продавать туры другого (подобное взаимодействие принято на круизном рынке) на том основании, что заметил на его сайте «недружественные спецпредложения». А тот в свою очередь отвечает, что запросто справится и собственными силами…
«В Самаре всегда было так. Вспомнить хотя бы летние баталии 2007 г. на рынке выездного туризма, когда операторы «горели», но не объединяли рейсы. Здесь каждый тянет одеяло на себя», – признаются игроки.
***
Пока материал готовился к печати, от осведомленного источника в Самаре в «ГЛ» поступило сообщение о проблемах с круизным лайнером «Илья Муромец». Корабль не вышел в запланированный рейс с 5 по 7 июня. По сведениям респондента, «Илья Муромец» попросту покинул самарский рейд, однако путевки в летние круизы на этом лайнере продаются, как ни в чем не бывало…