Итоги лета-2009 в Екатеринбурге, Самаре, Ростове-на-Дону, Казани
Каждый региональный рынок по-своему переживал это необычное лето, но один общий тренд четко прослеживается во всех крупных городах. Лидеры отрасли держали курс на снижение рисков: сокращали полетные программы, заключали антикризисные альянсы. В то же время несколько туроператоров второго эшелона с турецко-египетским акцентом пошли в наступление. Предлагаем вашему вниманию подборку материалов о том, как в результате сложилась партия сезона в Екатеринбурге, Самаре, Ростове-на-Дону и Казани.
Обзор в основном построен на экспертных опросах специалистов региональных турфирм, а в Екатеринбурге – городе, где туризм живет по особым законам, проведено углубленное исследование рынка при участии маркетинговой группы Службы «БАНКО».
Екатеринбург
Излет монополии
Чем специфичен Екатеринбург: на конкурентную ситуацию здесь все еще оказывает заметное влияние местный авиаперевозчик – «Уральские авиалинии», бывший монополист, единолично распоряжавшийся в небе уральской столицы. В свое время только он выполнял рейсы за рубеж из аэропорта Кольцово, делил борта на блоки и распределял их между региональными и столичными туроператорами, не позволяя никому из них претендовать на явное лидерство.К настоящему времени москвичи прорвали авиационную «блокаду» по четырем странам: Турция, Египет, Испания, Италия. Последние два рубежа взяты не далее как в минувшем сезоне при участии «Владивосток Авиа» и «Аэрофлота».
Только на перечисленных направлениях возможна игра объемами и ценой, это важный фактор, определяющий конъюнктуру рынка. Она отразилась в таблице популярности направлений туризма и сводном рейтинге предпочтений сотрудничества, подготовленных по итогам лета-2009 на основании опроса топ-менеджеров 160 турфирм Екатеринбурга.
Основным блюдом туристического меню в регионе остается, естественно, Турция, и среди поставщиков по сумме баллов лидируют те, кто котируется на этом направлении. А динамика их личных результатов может объясняться стратегией оперейтинга, избранной в сезоне лето-2009. В частности, TEZ TOUR, который традиционно возглавляет сводный рейтинг, не стал форсировать объемы по Турции. Как утверждают его уральские дистрибьюторы, он даже несколько сократил масштабы деятельности на этом направлении: «Видимо, часть ресурсов бросил на другие цели. Говорят, купил несколько отелей в Анталье». В то же время «Пегас Туристик», Coral Travel (в альянсе с местным «Фондом мира») и «Анекс Тур», напротив, постарались увеличить свои доли «турецкого пирога» в Екатеринбурге.
Смотрите, как все это повлияло на рейтинг: TEZ, сохраняя пальму первенства, набрал на 2,5% голосов респондентов меньше, чем год назад. «Пегас», Coral резко прибавили в весе: плюс 7,8% и 6,4% соответственно. Первый, по отзывам региональных наблюдателей, брал дешевизной, второй – скорее объемами, его считают лидером по продажам Турции в Екатеринбурге. Вырос и «Анекс», улучшив прошлогоднюю котировку в полтора раза.
В целом показатели отправки на этом направлении по итогам лета-2009 на 21% выше прошлогодних – такова статистика региональных туристических властей. Причем явного демпинга не было, чартерные емкости закрывались с удовлетворительной маржей. Такие результаты на фоне кризиса уральские эксперты объясняют тем, что «главная российская здравница» оттянула часть турпотоков с других, более затратных направлений. Посмотрим, что говорит нам об этом рейтинг популярности стран… В нем на 2,8% ослабла котировка России, отсутствуют Чехия и Франция.
Кроме того, 2,3% потерял Египет – бесспорно, самое дешевое направление летнего отдыха. Тут дело в том, что самые агрессивные игроки скрестили шпаги на Турции, а на конкурирующем направлении не нашлось желающих сильно рисковать, и объемы перевозки в сравнении с прошлогодними сократились. В плане экономики это пошло всем только на пользу: нештатных ценовых ситуаций практически не было. Из туроператоров были наиболее активны TEZ TOUR и «Пегас Туристик», что обеспечило им хорошую порцию дополнительных баллов в сводном рейтинге предпочтений сотрудничества. «Натали Турс» уступила третью строку Coral Travel, хотя сохранила личную котировку на уровне 2008 г., несмотря на уход с ключевого для рынка направления – турецкого. Очевидно, это компенсировалось ростом по Италии, которая в минувшем сезоне поднялась на одну строку в рейтинге популярности с 7,2% голосов против прошлогодних 4,4%. Повышенный интерес туристов к упомянутой стране может объясняться только появлением чартерной перевозки «Аэрофлота» – более экономичной и статусной, нежели былая регулярка «Уральских авиалиний». Частота рейсов осталась прежней, еженедельной, но за счет более вместительной машины произошел определенный рост объемов перевозки на Римини. А инициаторы новой полетной программы – «Натали Турс» и PAC Group обеспечили себе стабильный рейтинг в агентской среде.
«Натали», впрочем, добрала очки еще за счет испанского и греческого направлений. По Барселоне объединилась с TEZ TOUR на общем борту «Владивосток Авиа», в результате состоялось 30-процентное сокращение «воздуха» на направлении, и оба заказчика избежали неоправданных финансовых рисков.
Что касается Греции, то на самом популярном маршруте этого направления – Ираклионе (Крит) все пока шагают под барабан «Уральских авиалиний». Они в сезоне-2009 сократили здесь объем регулярки на треть и, как обычно, раздробили его среди десятка туроператоров. Именно за счет этого в сводном топ-листе предпочтений сотрудничества фигурируют местные игроки More Travel, «Европорт», «Веди Тур Групп».
Судя по всему, мы проводили последний сезон, когда в столице Урала действовала распределительная система. Сейчас перевозчики остро нуждаются в дополнительных пассажиропотоках, так что скоро в конкуренцию с «Уральскими», помимо «Аэрофлота», вступят и другие игроки с мощным финансовыми и административным ресурсом. Последствия отразятся в маркетинговых исследованиях БАНКО за зиму 2009/2010 гг.
Прямым текстом
Ольга Свечкова, «Фонд мира»: «Кризис сыграл в пользу турецкого направления. На фоне евровых стран оно выглядело экономичным. По объемам лидировал Coral».
Александр Лобанов, More Travel: «Самые низкие цены на Турцию были у «Пегаса», но у него и себестоимость перевозки, наверное, ниже. За счет собственной авиакомпании».
Олег Хигер, екатеринбургское представительство «Натали Турс»: «Кто хотел найти альтернативу «Уральским авиалиниям» на ближайшую зиму, тому удалось это сделать. 2009 год – очень сложный для местной авиакомпании на рынке чартерных направлений».
Казань
Стремление к нулю
Летом общее количество перевозки из столицы Татарстана в аэропорты популярных стран сократилось где-то на 20%.
Например, на турецком направлении TEZ TOUR – один из крупнейших заказчиков чартеров в Анталью – поднимал всего три рейса в неделю, почти вдвое меньше, чем год назад. «Мостравел» вообще приостановил вылеты из Казани. Корректировка чартерных программ, по мнению наблюдателей, была необходимой мерой: спрос на Турцию. И даже после «усушки воздуха» борта грузились нестабильно, консолидаторы были вынуждены выставлять SPO – одно за другим. На низкие даты встречались предложения за 10 тыс. рублей (неделя в отеле 3*), нормальная стоимость такого пакета, по оценкам специалистов, – 20 тыс. Но, несмотря на это, «Пегас Туристик» сохранил прошлогодние объемы, а Coral и «Анекс» даже усилили свое присутствие.
На египетском направлении тоже произошли сокращения. «Пегас Туристик» оказался практически единственным, чьи чартеры поднимались регулярно: остальные игроки, в частности «Мостравел» и TEZ TOUR, ставили рейсы только на определенные даты – проявляли осторожность. «Летали нестабильно и без системы, – отмечают казанские эксперты. – Не то что год назад, когда у «Мостравел» и TEZ TOUR было строго по вылету раз в 10 дней на каждый из египетских курортов».
Уменьшилось количество вылетов и в Испанию, по оценкам специалистов, в два раза. Прошлым летом «Натали Турс» и TEZ TOUR поднимали по рейсу в Барселону раз в 10 дней, на этот раз туроператоры, как и в большинстве регионов, объединились на одном борту (а/к «Татарстан»). Участники казанского рынка считают, что такой объем перевозки соответствовал спросу, самолеты более или менее стабильно загружались, и цены держались на уровне рентабельности: порядка €500–600 за десятидневный тур в «трешке» (на курорте Коста-Брава). Впрочем, в Москве аналогичные путевки нередко продавались за €250, поэтому многие казанские туристы предпочитали летать через столицу. «К тому же там выбор маршрутов больше, можно, например, отправиться на Мальорку, а из Казани – только в Барселону», – констатируют местные игроки.
В Казани состоялся еще один чартерный альянс. ЮЖНЫЙ КРЕСТ и «Лабиринт», открыв здесь туроперейтинг по Криту, примкнули к «Пегасу» на самолете «Оренбургских авиалиний», взлетавшем раз в десять дней на Ираклион. В результате прошлогодний объем перевозки реализовался без массовых распродаж.
На хорватском направлении «Асент Трэвел» второй год подряд выступил заказчиком чартера в Пулу. Но на сей раз он грузился с трудом. Эксперты объясняют это «завышенными» ценами: десятидневный пакет с проживанием в отеле 3* стоил минимум Ђ1000. Однако снижать прайсы «Асент», видимо, не мог, но и от рейса не отказался: использовал лишние кресла под итальянские маршруты.
И еще один штрих. Представители казанских турфирм утверждают, что летом-2009 они сработали «в ноль». Прибыль сократилась, во-первых, из-за переориентации туристов на более дешевый продукт. А во-вторых, агентствам приходилось мотивировать клиентов дополнительными скидками, частично жертвуя своей комиссией. «Порочная практика, конечно, – признают директора компаний. – Но иначе турпоток был бы несоизмеримо меньше».
Прямым текстом
Леонид Пресс, компания «Стен»:
«Казанские туристы привыкли летать в Турцию, как к себе на дачу. С другими массовыми направлениями они знакомиться не спешат, хотя многие из них представлены в нашем городе».
Наиля Валиуллина, Бюро путешествий «Столица»:
«Стремление туристов к дешевизне – бич сезона. Покупали только то, что стоило три копейки. Хорошо еще, мы без убытков отработали лето».
Рамиль Мифтахов, «Персона Грата»:
«На мой взгляд, наша прибыль снизилась совсем не потому, что клиенты стали бронировать более дешевые туры, а из-за разницы курса валют. Цены-то выставлены в рублях, они практически не изменились с прошлого года, но если перевести их в доллары и евро, получился намного меньше, чем летом 2008 года!».
Самара
Злоба дня и добрые САМАРИтяне
По данным аэропорта Самары, численность регулярных рейсов из этого пункта минувшим летом заметно сократилась, но вот совокупный объем чартерных программ сохранился почти на прошлогоднем уровне. Местные эксперты объясняют это парадоксальной ситуацией, сложившейся на турецком направлении. Некоторые крупные игроки, например TEZ TOUR, в канун сезона умерили свои чартерные амбиции, однако были и такие, кто пошел наперекор общему тренду рынка. Три «добрых самаритянина» – «Пегас Туристик», Coral Travel и «Анекс Тур» – неожиданно расширили полетные программы по Турции, начали раздавать местным жителям чуть ли не дотационные путевки и вынудили к этому конкурентов. Общая численность авиарейсов в июне даже превышала показатели 2008 г., а затем сократилась, но не существенно. Цены колебались в диапазоне от 10 до 15 тыс. руб. за 8-дневный тур на одного человека в отеле 4* (самый востребованный в минувшем сезоне вариант отдыха на самарском рынке). Глубина продаж отсутствовала как таковая: клиенты откладывали бронирование до последнего, ждали самых радикальных SPO. Правда, борта в итоге летали с неплохой загрузкой.
Естественно, Турция оттягивала на себя турпотоки и сеяла хаос на других рынках. Визовые страны начинали активно продаваться недели за две до вылетов, а в самые сложные даты появлялись предложения типа: Испания, фортуна, €350; Италия, фортуна, €400. Это было чуть ниже себестоимости авиаперевозки. А ведь лидеры упомянутых направлений старались избежать распродаж. Например, TEZ TOUR и «Натали Турс», которые в прошлом году держали собственные рейсы в Испанию, теперь объединились на общем борту. «Это как если бы заключили антикризисный пул Израиль и Палестина, – шутят участники рынка. – Жаль, эффект от «миротворческой операции» был ниже ожидаемого».
Так или иначе, надо отметить отрадный факт: Самара сохранила в полном объеме докризисную географию чартерных полетов, клиенты имели возможность выбора. Пожалуй, только одна программа завершилась несколько раньше планового срока, речь идет о традиционной цепочке «Натали Турс» на Кипр. В 2008 г., кстати, на данном направлении летал еще один борт, который грузили «Библио-Глобус» и ICS Travel Group, на сей раз они предпочли не рисковать. Также проявили осторожность КАПИТАЛ ТУР и «Зевс Трэвел», которые против обыкновения не взяли блоки на рейсе «Натали».
Рокировки и сокращения прошли и на Крите. В прошлом году здесь выполнялись три программы: «Натали», TEZ TOUR, альянс UTE + КАПИТАЛ ТУР + ЮЖНЫЙ КРЕСТ. Летом-2009 поднялись два борта при таком консолидаторском раскладе: «Натали» + TEZ, а также «Пегас Туристик» соло. Что касается континентальной Греции, туда из Самары по-прежнему летал только «Музенидис Трэвел». Он имел уникальную по нынешним временам возможность строить тарифную политику с оглядкой исключительно на спрос, а не на маневры конкурентов. И по возможности заменял уценку подарками, например бесплатными визами.
Еще два слова о самарских дебютах «Пегаса». Он рискнул в столь сложный сезон поднять борт на Тунис – новый для региона чартерный пункт. Как-то отлетал, пойдет ли на это следующим летом, покажет время.
Значительное событие произошло на болгарской трассе. Там, как обычно, консолидировали перевозку КАПИТАЛ и местный туроператор САМАРАИНТУР, но официальным заказчиком на сей раз выступил первый из них. Он привел на этот рынок нового перевозчика – «Саратовские авиалинии», вместо недавно обанкротившихся «Самарских авиалиний». Рейсы выполнялись раз в десять дней (против прошлогодней еженедельной периодичности), и в таком объеме рынок переварил Болгарию без особых ценовых эксцессов.
Порадовала относительно ровной загрузкой цепочка в Хорватию, которую уже второй сезон держит «Мегаполюс турс». Здесь наиболее ярко проявился характерный для рынка крен в сторону экономкласса: раньше в турпотоке на направлении преобладали клиенты отелей 5*, сейчас гораздо большим спросом пользуются более дешевые объекты размещения.
В заключение – пару слов о России. На внутреннем рынке пользовались спросом предложения, сопоставимые по цене с отдыхом в Турции, но в достаточно широком ассортименте: и поездки в Краснодарский край, и отдых на базах под Самарой, и экскурсионные туры в Санкт-Петербург.
Обобщая свои наблюдения, эксперты регионального рынка констатируют: совокупный турпоток сократился примерно на четверть; рентабельность – сильнее. Но перед сезоном все думали, что будет хуже.
Прямым текстом
Елена Сегал, САМАРАИНТУР: Coral Travel раньше был в Самаре почти незаметен, а в этом году поставил рейсы в Анталию на Red Wings. Правда, слоты неудобные, ночные, зато цены относительно невысокие.
Евгений Аникин, «СамараАэроТур»: Туристы буквально вырывали скидки. Но умопомрачительные SPO были только по Турции. По Испании, Италии, Криту, Хорватии до такого не доходило.
Татьяна Евдокимова, «Спутник-Гермес»: Туроператоры более ответственно планировали программы, чем в прошлом году. Досрочно борта почти не снимались. А раньше нас, бывало, ставили перед фактом: рейс отменен, отправляйте туристов через Москву.
Ростов-на-Дону
Пошел в рост
Летом-2009 Ростов-на-Дону «бомбардировали» турецкие чартеры. Пять туроператоров – «Анекс Тур», Coral Travel, TEZ TOUR, «НТК Интурист» и «Пегас Туристик» – расширили свои полетные программы в Анталью, Бодрум и Даламан. Год назад на направлении было заявлено около 11 цепочек, причем ощущался дефицит воздуха, а в этом сезоне насчитывалось порядка 25 еженедельных рейсов, и перевозка оказалась в избытке. Тем более что туристы из соседних Кавминвод и Ставрополя, которые раньше летали в Турцию через Ростов-на-Дону, были избавлены от такой необходимости в связи с появлением прямой перевозки из этих городов.
Профицит «воздуха» стал причиной появления на ростовском рынке радикально низких цен: в самые сложные даты десятидневные туры в Турцию с проживанием в отеле 3* продавались за 6 тыс. рублей. Но многие туристы требовали дальнейших уступок, и турагентства соглашались. «А иначе люди просто вставали и уходили, – поделился с «ГЛ» владелец местной розничной фирмы. – Чтобы не упускать покупателей, приходилось сбрасывать 5% с цены, полученной от туроператора. В прошлом году мы давали такой дисконт только постоянным клиентам».
В «ценовом упадке» пребывала также Италия. Кстати, на этом направлении произошла авиационная рокировка: раньше компания «Аэрофлот-Дон» выполняла из Ростова-на-Дону регулярный рейс в Рим, в 2009 г. он упразднился, зато появился чартер PAC Group в Римини с тем же «Аэрофлот-Доном». Это более удобный вариант для организации пляжных туров, но грузить борт зачастую приходилось посредством таких SPO, как, например, €425 за неделю отдыха в отеле 3–4*. И даже подобные прайсы не вызывали особого энтузиазма среди потребителей. Есть мнение, что ростовчане считают отдых на Адриатике специфическим: прохладное море, узкие и не очень чистые пляжи, особенно в Римини. Все-таки в Италии главное – достопримечательности, а интерес к экскурсионке с началом кризиса слегка притупился.
Иная ситуация на греческом направлении. Туры раскупались на ура, по-прежнему выполнялся чартер на Крит, только заказчиком была не «Натали Турс», как в прошлом году, а «Пегас Туристик». Кроме того, «Лабиринт» организовал программу перелетов на Родос, и она имела успех, хотя цены не были низкими: порядка 30 тыс. рублей за недельный тур с проживанием в отеле 3–4*. Аналогичные поездки на Крит стоили процентов на 15 дешевле, но такого энтузиазма не вызывали – видимо, воспринимались как нечто заурядное. Тем не менее борт «Пегаса», по свидетельству региональных экспертов, летал с удовлетворительной загрузкой.
Причина греческой популярности, как полагают представители турфирм Ростова-на-Дону, в новизне продукта. Пару лет назад местные туристы могли попасть в эту страну только через Москву. К тому же к лету-2009 многие отели Греции перешли на all inclusive. Существует и еще одна причина. В прошлом году для жителей региона действовали особые правила: помимо стандартного набора документов приходилось предоставлять визовому центру выписку с валютного счета в банке, справку из домоуправления о том, что турист действительно прописан по указанному адресу, оригинал трудовой книжки, а также медицинское заключение о прохождении диспансеризации. По неофициальным данным, такими методами греческие власти пытались ограничить приток эмигрантов: в Ростове-на-Дону проживает немало понтийских греков. Но летом 2009 года местных жителей уравняли в визовых правах с москвичами, и они стали гораздо чаще выезжать в Грецию.
На чешском направлении расширение ассортимента перевозки состоялось без участия туроператоров, по инициативе самих авиакомпаний. Свое присутствие в регионе усилили «Чешские авиалинии», плюс к тому на местный рынок вышла Lufthansa. Все это, по оценкам наблюдателей, привело к четырехкратному росту численности рейсов в Прагу. Причем шквала SPO на билеты не было.
Теперь о направлениях, где наблюдались обратные тенденции.
В минувшем сезоне не было прямой перевозки из Ростова-на-Дону на Кипр. Год назад цепочку в этот пункт сообща ставили компания «Росинтур» и два московских туроператора – КАПИТАЛ ТУР и «Натали Турс». Есть точка зрения, что они не возобновили полеты из-за увеличения количества предложений по Греции.
Вдвое сократился объем воздуха на испанском направлении, пострадавшем от гриппозной шумихи. TEZ TOUR и «Натали Турс» организовали совместный рейс, который грузился относительно стабильно, причем без особо низких цен.
Сильнее всего в пляжном сегменте просели продажи по России. Турпоток на Черноморское побережье упал на 30%, поскольку отечественные здравницы практически не предлагали клиентам ни SPO, ни промоакций.
Прямым текстом
«Семь Чудес Света», Наталья Косьмина: «Наше агентство обслужило за сезон в разные страны на 30% больше туристов. Но прибыль выросла лишь на 10%. Спросом пользовался дешевый продукт, да и скидки приходилось давать».
«Росинтур», Светлана Земцева: «Многие в этом сезоне демпинговали. Лично я – против низких цен. Туристы поначалу радуются, что приобрели путевку задешево, но вскоре понимают: не может быть нормального качества за три копейки».
«Роза Ветров Юг», Марина Амбарцумян: «Туроператоры на внутреннем рынке все меньше востребованы. Мэр Сочи недавно заявил, что Краснодарский край легко получит клиентов и без посредников из турфирм…».