Повышенное внимание пользователи онлайн-журнала HotLine.travel уделили опубликованному в марте опросу «Раннее бронирование – реальная экономия средств туриста или маркетинговый ход, цель которого – заманить его любым способом?». На момент сдачи номера в печать в голосовании приняли участие более 300 человек. То есть опрос можно считать вполне репрезентативным. В комментариях – здоровый плюрализм мнений, от скепсиса до безоговорочной поддержки продажи туров далеко заранее.
Как видим, из предложенных вариантов ответов подавляющее большинство (65,38%) выбрало «рулетку», полагая, что предугадать за полгода до размещения в отеле текущие цены невозможно. Если приплюсовать сюда 16,54% тех, кто считает раннее бронирование профанацией, получится, что к нему настороженно относятся более 80% респондентов. Но выяснилось, что не все так однозначно.
Андрей Савелов, директор сети агентств «Сан-си-фан», замечает, что несомненным плюсом акции является возможность забронировать тот отель, который хочет клиент, а не тот, что выбран по остаточному принципу. С другой стороны, «стоп-сейл» задолго до размещения вовсе не означает, что «все билеты проданы». Просто выбрана квота номеров на РБ, и по каким ценам отельер будет торговать в близкие даты, неясно. Они вполне могут оказаться сопоставимыми с прайсом многомесячной давности. Елена Мерсье, руководитель «Альт Вояж», не возражает против тезиса о том, что раннее бронирование нередко используется как маркетинговый ход, но отмечает, что при определенных условиях оно реально на руку туристу как фактор экономии времени и средств. Прежде всего, необходимо наличие хорошего ассортимента проверенных отелей. При этом авиаперевозку следует предлагать только на регулярных рейсах.
Интересно: в комментариях к опросу отмечается, что в уважающих себя агентствах предложениями забронировать тур заранее движет отнюдь не алчность (цены невысоки, комиссия небольшая), а стремление «обеспечить своему клиенту комфортный отдых без лишней нервотрепки».
По поводу того, что в этом году отмечается бум по раннему бронированию. Незначительное число не согласных с этим наблюдением вполне закономерно. Например, Илья Иткин, руководитель PAC Group, заявляет о двукратном увеличении продаж по акции по сравнению с результатами марта прошлого года. Гендиректор «Пегас Туристик» Анна Подгорная называет более скромные цифры – 15–20%, что, в общем, тоже подтверждает тренд: раннее бронирование становится у клиентов все более популярной формой покупки тура.