Акции раннего бронирования для месяцев, когда один сезон завершается, а другой скоро стартует, - дело привычное. Туроператорам надо простимулировать спрос, и они в обмен на приличные скидки для клиентов и/или комиссии для агентов получают сейчас живые деньги за отдых, который состоится еще не скоро. Но нынешним августом эксперты отмечают спад интереса к этим программам. Почему они пробуксовывают? Что это, новая тенденция, стечение обстоятельств, нервы или просто август?
Страхи из новостей
Из общения по этой теме с экспертами агентского и туроператорского рынков становится ясно, что первая причина слабой реакции рынка на акции раннего бронирования – это страхи. Их условно можно разделить на клиентские и агентские. Вызывают их, прежде всего, темы, которые постоянно фигурируют в новостях – беспорядки в Египте и нестабильность рубля.
В целом волнения в местах отдыха, как политические, так и природные, россиян обычно мало смущают. Но в августе 2013-го МИД официально рекомендовал туристам воздержаться от посещения территорий нестабильности. Направление стремительно теряет очки. Понятно, что бронировать его на зиму за любые скидки и комиссии мало кто решится. Как, впрочем, и оперировать на нем.
Еще одна причина августовских страхов – тень девальвации и прочих проблем с нацвалютой. На 19 августа курс рубля по отношению к бивалютной корзине по-прежнему падает. Туроператоры считают девальвацию основным риском зимнего сезона; высказываются мнения, что после осенних всероссиских выборов ЦБ перестанет поддерживать национальную валюту, рубль рухнет, а вслед за ним и спрос.
Этого же боятся и туристы. Хотя насчет влияния курса валют на спрос мнения неоднозначные. Одни эксперты полагают, что высокий курс тормозит раннее бронирование: люди опасаются, что при девальвации с них могут потребовать доплат – мол, слишком сильное колебание курса, форс-мажор. При покупке дорогого тура можно потерять на курсах десятки тысяч рублей. Оксана Тизяева, гендиректор агентства «Элита-ТТ», говорит, что такие страхи модифицируются в очень острожное недоверчивое поведение: «Есть клиенты, которые внесли предоплату, но с окончательным платежом будут ждать до последнего – и таких немало». И все же тем, кто пришел за путевками на Новый год или в редкие отели, турагенты все-таки рекомендуют бронироваться заранее: «Может, курс и упадет, а вот цены вырастут точно и намного», - полагает Анна Цицулина, директор агентства «Триатур».
Есть противоположная позиция: мол, турпродукт – неплохой способ застраховаться от потерь при возможной девальвации. Этой точки зрения придерживается директор Европейской туристической компании Сергей Онищенко: «Если сейчас кто-то купит тур, он вложит деньги, которые потом обесценятся. Это выгодно».
Страхи банкротств
С одной стороны, ранее бронирование всегда выгодно и для агента, и для туриста – цены ниже, комиссия выше. Однако в этом году предложения от операторов оказались просто на грани рентабельности, считают их партнеры в агентствах. И это пугает, вместо того чтобы радовать.
Комиссия по раннему бронированию колеблется от 12 до 20 и более процентов.
Чем выше дисконт или комиссия, тем больше настораживаются агенты; опыт последних лет заставляет их думать, что причина слишком щедрых акций – потребность в оборотных средствах. Именно поэтому на огромные проценты сейчас мало кто ориентируется, агентства скорее исходят из клиентских пожеланий – от покупки не отговаривают, но и навязывать раннюю оплату не стремятся. Плюс стараются бронировать зиму у разных туроператоров.
«Мы уже продаем зиму, но в качестве подстраховки стараемся бронировать у разных туроператоров, не складывать все яйца в одну корзину», - пояснил свою позицию Сергей Онищенко. Почти все опрошенные эксперты подчеркнули, что есть пул «рискованных» туроператоров, у которых стараются не бронироваться вообще. Причем в кулуарах говорят, что этот их внутренний список охватывает уже около трети от числа всех российских ТО (!). С особым вниманием агенты присматриваются к тем, в чьем ассортименте серьезную долю занимал Египет: потеря крупного рынка массового спроса воспринимается как серьезная угроза для жизнеспособности игрока.
Августовская норма
Несмотря на все происходящее, гипотезу «стопа» раннего бронирования поддерживают не все. Часть агентств отмечает, что бури туризма, кроме ситуации в Египте, проходят внутри рынка – из туристов о них осведомлены только самые любопытные и те, кого эти бури затронули лично. Поэтому спрос в целом стабилен.
Просто раннее бронирование только началось, и поначалу им обычно интересуются vip-клиенты, которые выбирают индивидуальные программы, и те, кто планирует отдых в уникальных отелях, курортах, и на новогодние даты. «Горнолыжку у нас практически не спрашивают, а экзотику – только индивидуальную, хотя на нее акции не распространяются», - рассказала Елена Горошкова, ATW Prestige. Она добавила, что каких-то особых предложений, которые заинтересовали бы клиентов, просто еще нет – и это нормально. Действительно, падает интерес к горнолыжке, но это уже привычная тенденция, и значительно она на прибыли агентств не влияет. «Этот сегмент уменьшается каждый год, туристы все чаще покупают услуги самостоятельно, - поделилась Оксана Тизяева. – А из популярного - сейчас, например, часто спрашивают Гоа, но в основном – на новогодние и праздничные даты».
А какой точки зрения придерживаетесь вы? Сокращается ли объем раннего бронирования, и если да – то почему?