Чтобы спасти продажи завтра, пожертвовали прибылью сегодня
В щекотливой ситуации оказались туроператоры, сотрудничающие с «Трансаэро». В ноябре из-за подорожавшего топлива перевозчик повысил на 10% расценки на свои услуги по уже заключенным контрактам на рейсы начиная с 15 декабря. Это означало, что «задним числом» подорожали все новогодние и каникулярные туры, которые уже были проданы. А поскольку к тому моменту продать успели много – до 80% от запланированных объемов, туроператорам пришлось крепко призадуматься.
Взять издержки на себя означало отказаться как минимум от части новогодней прибыли, на которую так рассчитывали! Истребовать доплату с турагентов, а тем, в свою очередь, предложить взять деньги у туристов? Можно, но мера крайне непопулярная. И недальновидная. Ведь уже в январе-феврале, судя по опыту этого года, туроператоры захотят начать продажи на летних направлениях. А какой смысл в раннем бронировании, если в последний момент цены могут пересчитать? Получается, что выгоднее покупать «горящие туры»!
Взвесив все за и против, большинство туроператоров предпочло пожертвовать текущей прибылью, чтобы спасти свои продажи в будущем. И не стали перекладывать топливные доплаты на кошельки турагентов-агентов и туристов. Впрочем, были и те, кто все-таки потребовал доплатить. О том, какова была реакция розницы, свидетельствует письмо, поступившее в редакцию от турагентства «Максимум турс»: «Библио-Глобус выставил счета на доплату за повышение стоимости топлива от «Трансаэро»! Доплата за перелет в Таиланд, Паттайю обозначилась $50, а на Пхукет – $70 c человека! Туристы в недоумении и на грани истерики!». К счастью, уже на следующий день обстановка разрядилась: туроператор пообещал вернуть деньги клиентам, которые не согласны с изменением цены тура.