Круизы-2009: бизнес по-новому
Круизный рынок штормит. Новая экономическая ситуация в мировой индустрии вынудила западных производителей морских вояжей снизить цены и расширить списки российских партнеров. Представители же отечественной туротрасли тем временем подсчитывают первые потери выручки. Но и те, и другие продолжают верить, что «круизный бизнес не утонет» – по крайней мере, в России.
Рано пить боржоми
Что происходит с продажами? На этот вопрос нет однозначного ответа. Некоторые туроператоры уже в середине марта констатировали сокращение количества заявок примерно на 20%. Остальные игроки, напротив, отмечают увеличение на 7–13%. И это повод для оптимизма, хотя в начале 2008 г. рост составлял порядка 80% по сравнению с тем же периодом 2007 г.
Расходятся мнения и насчет глубины бронирования. По одним данным, она сократилась: туристы стали приобретать морские туры за два месяца до дня отъезда, а то и позже (обычно круизы раскупаются хотя бы за полгода). По другим – уже поступают заявки на 2010 г. Люди стремятся вложить в покупку круизов рубли, пока те не обесценились. Клиенты, вносящие деньги поэтапно, рискуют в итоге переплатить: стоимость круизов выставляется в долларах и евро, а курс национальной валюты непрочен. Но и отдать заблаговременно сотни тысяч рублей клиенты соглашаются только туроператорам, вызывающим особое доверие.
«Тем, кто оплатил путевку полностью и заранее, не страшны девальвации», – считает Михаил Фельдман, руководитель круизного департамента PАС Group. «Сейчас невозможно хранить и копить деньги, их надо вкладывать, лучше всего – в себя, – соглашается Наталья Андронова, гендиректор АТЛАНТИС ЛАЙН. – Кстати, стало поступать много заказов от тех, кого из-за кризиса отправили в отпуска. Видимо, они решили потратить сбережения на отдых».
Произойдет ли в течение 2009 г. спад круизных турпотоков? «Вероятно да, на 20–30%», – признают участники рынка. Правда, с оговоркой, что это лишь предварительный прогноз и, возможно, слишком пессимистический: «Нельзя говорить о сезоне в целом, опираясь лишь на показатели февраля и марта. Подождем 12 месяцев».
Как на войне
Круизный продукт сейчас распродается по ценам, как во времена трагических событий в США 11 сентября 2001 г. и войны в Иране. «Снижение тарифов началось еще осенью, ведь на Западе кризис почувствовали раньше, чем у нас, – рассказывает Максим Радионовский, президент Круизной компании «Бриз Лайн». – Но основные скидки – на 20–30% – зарубежные компании дали весной. Представьте: 17-дневный круиз по Юго-Восточной Азии с заходом в Японию сейчас продается за $999 на человека при размещении в двухместной каюте! Стоимость в 2,5 раза ниже прошлогодней».
Снижая прайсы, круизные компании не хотят признавать, что причина – в сложной экономической ситуации, и пытаются завуалировать SPO, преподнося их под видом «бонусов» и «сезонных скидок». Причем все демонстрируют маркетинговую изощренность. Так, Costa Crociere объявила pronto prices (цены раннего бронирования) на средиземноморские маршруты – на 40–50% ниже каталожных – и предложила детям до 18 лет путешествовать бесплатно. Regent дарит пассажирам бесплатные экскурсии в портах, а это довольно-таки дорогая составляющая круизов. «По такому пути идут многие люксовые компании, – добавляет Полина Садовская, руководитель круизного отдела «Лужники Тревел». – NCL, например, предлагал недельный круиз по Средиземноморью на 5* лайнере за Ђ299». А Crystal Cruises начисляет $1000 каждому клиенту на специальную карточку, которой можно расплачиваться на борту за дополнительные услуги (onboard credit).
Подобную практику, хотя и менее расточительную, применяет холдинг Royal Caribbean & Celebrity (RCCL). По словам Марии Муракиной, директора круизного департамента Ланты-тур вояж, RCCL предоставляет в качестве onboard credit $200–500 (в зависимости от маршрута и стоимости круиза).
Помимо промоакций, западные круизеры сделали и еще один реверанс в сторону потребителя: смягчили условия аннуляции морских туров. Вот как поступил, например, тот же RCCL. «Уменьшил сумму депозита при бронировании до 31 марта в два раза – до $50–75. Эти деньги возвращаются в случае аннуляции за 56 дней, и дополнительные штрафные санкции не взимаются», – уточняет Мария.
«Иностранные круизеры решились на все упомянутые акции, подведя итог wave period и убедившись, что он себя не оправдал. Это период (январь-февраль), на протяжении которого поступают основные бронирования на год», – объясняет Максим Радионовский. Падение продаж особенно критично для тех западных игроков, которые перед кризисом инвестировали миллионы долларов и евро в строительство лайнеров, собираясь запускать по два в год. Согласно докризисному плану до 2012 г. на рынке должны появиться 34 корабля от мировых круизных компаний. Среди прочих – Splendida и Magnifica от MSC, Luminosa и Pacifica от Costa Crociere, Norwegian Epic от NCL, Queen Elisabeth от Cunard, Celebrity Equinox от Celebrity, Oasis of the Sea от Royal Caribbean International, Silver Spirit от Silver Sea. Совсем недавно казалось, что этого мало. «Еще год назад спрос превышал предложение на 20–30%», – объясняет Валентин Елисеев, президент Круизного центра «Нептун». Теперь же кому-то даже пришлось заморозить строительство. А кто успел достроить корабли, вынужден загружать их любой ценой, ведь средства вложены колоссальные. Да и потом, каждый лайнер изготавливают под определенные маршруты, которые к моменту его спуска на воду уже четко расписаны. Отменить какие-нибудь из них, потому что мало туристов, – невозможно, это противоречит правилам круизного бизнеса.
Маркетинговые акции западных партнеров помогают российским операторам удерживать турпоток на разумном уровне. Но при этом они оказались в абсолютно новой ситуации, когда не приходится рассчитывать на большую маржу. Важная составляющая их заработка – комиссия за продажу круизов, и чем они дешевле, тем меньше прибыль. «Впервые за российскую историю круизов мы оказались в том же положении, что и специалисты по наземным турам: столкнулись с плановым и внеплановым снижением тарифов, которое может привести к катастрофическому падению выручки – на 50% и больше», – комментирует Валентин Елисеев. «Нам, конечно, непросто. Но не скажу, что ситуация критичная и безысходная», – вносит нотку оптимизма Елена Карманова, директор по маркетингу и PR «Виа Марис».
Пирог по-итальянски
Тем временем иностранные круизеры не теряют веры в рынок России. Они не сомневаются, что российский клиент выстоит, даже если падет европейский. Вот что говорят два ярых конкурента с итальянскими корнями – Costa Crociere и MSC. Алессандро Боттаро, директор по продажам Costa: «Российский рынок растет, несмотря на кризис. Если честно, в этом году я жду 100% увеличения». Акилле Стаяно, коммерческий директор по международному рынку MSC: «Российский рынок ежегодно растет на 20–30%, поэтому он так важен для нас. Туристический «пирог» уменьшился из-за кризиса, но круизный-то «кусок» стал больше».
Чтобы плотнее внедриться в Россию, оба игрока подписали несколько новых контрактов с туроператорами из нашей страны и намекнули: это – не предел. Любопытно, что их выбор пал и на тех, кто совсем недавно сосредоточился на круизном оперейтинге. Например, «Инфлот», «Виа Марис», «Магазин Круизов». «Нам дали возможность продемонстрировать свои силы – и вот результат», – комментирует Елена Карманова, кстати, в недалеком прошлом – правая рука Валентина Елисеева. «Руководство Costa Crociere привлекли наши объемы», – вторит ей Николай Овсянко, директор «Магазина Круизов». Из компаний, уже давно зарекомендовавших себя в круизном сегменте, приоритетным партнером обоих итальянцев стал АТЛАНТИС ЛАЙН.
В кулуарах высказывают и такую точку зрения: вероятно, и Costa Crociere, и MSC кроме всего прочего не хотят рисковать. Если кто-то из партнеров вдруг пойдет ко дну, всегда останутся другие.
Работать и молиться
Иностранные круизеры теперь делают больше маршрутов из России и Украины, адаптированных под нашего клиента. «Они идут на это, только если местные туроператоры выкупают большие блоки. Когда 5 лет назад мы начинали с западными компаниями круизы из Питера, было непросто договориться», – вспоминает Валентин Елисеев. А отечественные игроки считают такой продукт особенно привлекательным в условиях кризиса. Даже АТЛАНТИС ЛАЙН, сторонник морских туров с Запада, теперь намерен продавать программы из Санкт-Петербурга по Скандинавии от испанской компании Pullman Тour, а также Costa и MSC. «Почему бы и нет?» – говорит Наталья Андронова. PАС Group в свою очередь запускает новые маршруты из Северной столицы и Одессы с MSC. «Партнеры проявляют гибкость, дают более низкие цены, поскольку эти программы ориентированы на российский рынок», – объясняет Михаил Фельдман. К тому же многие игроки сходятся во мнении, что туристы воспользуются возможностью отказаться от дорогого перелета и отправиться в родной порт поездом.
Параллельно заход зарубежных лайнеров в отечественные порты поддерживают и туристические власти РФ. Михаил Барзыкин, заместитель главы РСТ, недавно заметил: «В Санкт-Петербурге открылся новый порт, и в течение сезона-2009 туда планируется 346 заходов круизных лайнеров. Подобная практика вскоре распространится и на другие порты, в первую очередь Черноморский».
Кстати, много лет подряд у нас был свой круизный продукт из отечественных портов, «русской сборки», от компании «Метрополис-тур», которая фрахтовала лайнеры. Как обстоит дело сейчас? На момент написания статьи оператор вел переговоры с новым судовладельцем об аренде судна, которое будет ходить из Сочи по Средиземному морю. «Этот год выйдет сложнее, чем обычно. Нам придется сократить круизный период, взяв август, сентябрь и первую половину октября. Но мы продаем круизы по рекам Европы, а также сотрудничаем с разными западными компаниями», – сообщила Ольга Килимник, гендиректор «Метрополиса-тур».
Другие игроки тоже придерживаются мнения, что пережить непростой год поможет максимальное разнообразие ассортимента. Ну а в остальном… «Работать и молиться. Другого рецепта выживания пока никто не придумал», – подытожила Ольга Дмитриевна.
Американцы им помогут
В этом году Carnival Cruise Line (входящей в Carnival Corporation) увел в США лайнер Carnival Liberty из Скандинавии, а Regent – Seven Seas из Антарктиды. Говорят, обе компании решили в связи с кризисом сделать ставку на американский рынок. Местные туристы всегда любили круизы, к тому же карибские маршруты продаются за три копейки. Есть предположение, что и другие круизеры американского происхождения (а их большинство) начнут концентрироваться в портах США, «оголив» Европу. Впрочем, российские туроператоры не видят повода для паники. «Carnival увел корабль в Америку, чтобы не конкурировать с другими компаниями холдинга», – считает Валентин Елисеев. «Он бы этого не сделал, если бы Costa не спустила два новых лайнера на воду Европы», – добавляет Наталья Андронова. «У кого доля рынка Европы 45% и выше, например у Princess, никогда не уйдут к американским берегам», – считает Максим Радионовский.