Чем обернется для туррынка урезание объемов TUI и «ТЕЗ ТУР»?
Два крупнейших туроператора в первых числах октября сообщили о беспрецедентном сокращении объемов работы в предстоящем сезоне. TUI Travel заявил о 30%-ной оптимизации, «ТЕЗ ТУР» пообещал ужаться вдвое. Что это могло бы означать для самих компаний и рынка в целом?
Надежда на здравый смысл
Под новостями об оптимизации программ TUI и ТЕЗ ТУР, которые были опубликованы на TourDom.ru, быстро появились десятки комментариев. Агентства оценили инициативу своих партнеров положительно. Ведь летом туроператоры рушились один за одним, причем даже те, кто незадолго до краха не моргнув глазом выпускал пресс-релизы о своей надежности. И сейчас, когда два крупных брендовых туроператора собственными действиями явно демонстрируют умение трезво оценить ситуацию на рынке и привести объемы в соответствие со спросом, в сознании розничных партнеров наконец-то появилась надежда на стабильность. Процитируем первый же комментарий: «Лучше сократиться, чем лопнуть», – написал в частности пользователь GTS. «Всем нужно было сокращать программы и пораньше. Больше не будет повальных благотворительных туров», – делает вывод гость под ником Леня.
Демпинг с нами
А вот с Леней можно поспорить. Предпосылки для повального демпинга, который привел отрасль к серийным крахам туроператоров, на рынке сохраняются. Дмитрий Шевченко, генеральный директор ICS Travel Group рекомендует в качестве индикатора взять дальнемагистральные направления. Если рассуждать логически, то все туроператоры должны сейчас сокращаться на них, в первую очередь. Ведь риски максимальны, так как себестоимость перевозки одного пассажира высока, а спрос на сравнительно дорогой продукт проседает наиболее существенно. «Крупные компании, такие как TUI и TEZ TOUR, уже заявили о пересмотре своих планов. Это готовы делать и другие участники рынка. Но в целом корректировка все еще незначительна, перевозка на Кубу и Доминикану примерно соответствует прошлому сезону, она избыточна, особенно с учетом активности «Аэрофлота» и «Трансаэро» по их специальным предложениям, направленным на прямого клиента», - отметил Дмитрий Шевченко. Еще один пример – Мексика, где, как и год назад, сохраняется авиаперевозка «Трансаэро» и NordWind, а значит и конкуренция двух пулов туроператоров, прежде всего – «Библио Глобуса» и «Пегаса». В октябре, когда программы только стартуют, совсем уж оголтелого демпинга на этих направлениях не наблюдалось – ценовая планка за тур не опускалась ниже 50-60 тысяч рублей на человека. Но то ли еще будет – впереди провальный декабрь, а потом, после короткого всплеска на праздники, совсем уж суровый январь, когда проявится вся глубина падения спроса.
Тарас Кобищанов, генеральный директор «Русского Экспресса» делает вывод:
«чтобы победить демпинг, сократить объемы должны компании, контролирующие не менее 70% рынка. Поэтому все будет зависеть от того, подхватят ли эту инициативу TUI и «ТЕЗа» другие крупные туроператоры».
По состоянию на начало октября этого не произошло. «Библио Глобус», Coral, Anex Tour, не только не сократили, но даже в ряде случаев увеличили объемы. Анна Подгорная, гендиректор «Пегас Туристик», сообщила корреспонденту HotLine.travel, что в планах ее компании небольшой рост на уровне 10% относительно прошлого года. У нее свои аргументы. «Во-первых, потребность отдыхать у туристов никуда не делась. Во-вторых, после серии крахов доверие к бренду выросло. По результатам продаж в наших фирменных агентствах мы видим, что спрос на наши туры растет», – отметила г-жа Подгорная.
Пан или пропал
Вывод, который лежит на поверхности: на рынке прямо сейчас предпринимается попытка глобального передела турпотоков. Решительно настроенные крупные компании стремятся перехватить инициативу у конкурентов, выбравших пути сокращения программ. В этом, конечно, есть рациональное зерно – в период нестабильности агентства резко сужают круг поставщиков, концентрируясь на основных партнерах. Но насколько оправданной окажется наступательная тактика в надежде, что «победитель получит все» – не ясно, в каждом конкретном случае существуют свои риски. Ведя войну на поражение в крайне неблагоприятных условиях, возрастает опасность переоценить собственные силы. Не будем забывать, даже с учетом сокращения долей «ТЕЗ ТУРа» и TUI, а также еще целой группы поставщиков меньшего масштаба клиентский спрос все равно в дефиците, а драйверов роста попросту нет. Видимо многое будет зависеть от того, насколько затяжным и глубоким на деле окажется кризис, если из зимы он перекинется на лето, ситуация может оказаться очень тяжелой.
Многих волнует вопрос отложенной перспективы – удастся ли «ТЕЗ ТУРу» и TUI восстановить потоки?
Отвечая, стоит учесть еще один момент, а захотят ли этого сами компании? Привлекательность классического туроперейтинга в России в новых условиях еще более призрачна, чем раньше – крайне низкая маржинальность, непрозрачность, задемпингованность, отсутствие внятных рыночных правил многие годы не давали турбизнесу встать вровень с другими отраслями. Поправки усилят нагрузку на туроператоров, но создадут ли условия для здорового развития рынка? Скорее всего на этом этапе нет, закон перекраивается под гнетом чрезвычайных обстоятельств и в большой спешке. Поэтому некоторые эксперты не исключают мягкую переориентацию владельцев туроператорских бизнесов на благоприятные для них ниши, где они могут зарабатывать другие деньги. Правда, эта версия значительно уступает той, которая фактически обязывает поставщиков, объявивших оптимизацию, после паузы длиной в сезон развернуться с новой силой. Что, кстати, прямо подтверждают в той же TUI – здесь вложили колоссальные деньги в исследование предпочтений потребителей, брэндинг и намерены расширить продуктовую линейку на ближайшее лето. Если сравнивать, то «ТЕЗ ТУР» еще более крепко удерживают на рынке позиции, завоеванные годами работы, – эффективная розница, сильные команды в странах, собственная авиакомпания, умение обращаться с отелями, масса маркетинговых решений, авторитет. От такого никто добровольно не откажется – говорят эксперты. Они же и не сомневаются, что любая из сократившихся компаний сумеет вернуть свои позиции и даже усилить их после небольшого периода воздержания – были бы деньги и желание! Тем более что вероятность включения в список реформ турбизнеса мер, ограничивающих рост игроков, очень невысока.