Итоги зимы и перспективы лета в регионах
Материал для традиционного регионального обзора в этот раз дали два десятка интервью с представителями туркомпаний турфирм Екатеринбурга, Самары, Казани и Ростова-на-Дону. Мы предложили им поделиться впечатлениями от завершившегося зимнего сезона и спрогнозировать главные тенденции лета.Без Египта
Прямые рейсы в Таиланд, существенное расширение перевозки на Эмираты, длинные чартерные цепочки в Альпы – в преддверии зимы региональные инициативы туроператоров многие эксперты считали чрезмерно смелыми (см. статью «Ордер на риск» в «ГЛ» № 10 за 2010 год). Однако после вынужденной остановки продаж туров в Египет именно эти программы позволили участникам рынка поддержать ассортимент. Сиам не стал стопроцентной альтернативой курортам Красного моря, но на направление переориентировалась значительная часть путешественников, говорят наблюдатели. Напомним – полетные программы на Таиланд в Ростове-на-Дону, Самаре и Казани были заявлены впервые. Причем сразу по две цепочки из каждого города. На старте сезона это вызывало скепсис. Однако в феврале пришлось даже ставить дополнительные рейсы на Бангкок! Что же касается маржинальности, туроператоры утверждают: цены за недельный тур начинались от 30 000 рублей на человека и позволяли работать пусть и с минимальной, но прибылью. В Екатеринбурге и Самаре рынок легко «съел» удвоение авиаперевозки на ОАЭ. По словам участников рынка, хорошо грузились рейсы и «Уральских авиалиний», и лоукостера Fly Dubai. «Чтобы увеличить продажи, игроки расширили ассортимент недорогими городскими отелями 3*», – замечает Александр Денисов, исполнительный директор «Спутник-Гермес» (Самара). В Казани перевозка на курорты Персидского залива увеличилась более чем вдвое, но и здесь избытка не возникло. «Эмираты стали самым прибыльным направлением зимы», – утверждает Леонид Пресс, гендиректор казанской фирмы «Стен». «Перебор» случился только с длинными горнолыжными чартерами. Например, пришлось оптимизировать перевозку на Верону, впервые заявленную из регионов на весь сезон PAC Group, «Асент Трэвел» и «Данко Трэвел Компани». В Казани после Нового года все три конкурента объединились на общем борту, причем меньшей емкости. В Екатеринбурге PAC и «Данко» также стали летать на одном лайнере. А вот в Ростове-на-Дону альянс не получился. В результате, отмечают эксперты, не удалось избежать «горения» – недельные путевки на многие даты можно было приобрести за 9990 рублей, что меньше стоимости авиабилета.Вместо «Капитала»
И еще об ассортименте. Крах «Капитал Тур», случившийся в ноябре, вызвал в некоторых регионах дефицит предложений по ряду направлений. Впрочем, эту проблему можно назвать временной. Пример – Ростов-на-Дону. По словам Татьяны Нечепаевой, директора турфирмы «Рейна-тур», у представительства «Капитала» были сильные позиции по Франции и Чехии – крупные блоки мест на бортах иностранных перевозчиков, разнообразный продукт и хорошие цены. Чешские объемы к концу зимы частично заместили «Ланта-тур вояж» и вышедшая на рынок Ростова «Веди Тур Групп». А вот по Франции альтернатив пока явно недостаточно. В Самаре сходная ситуация с болгарским направлением. Именно «Капитал Тур» контролировал на нем самые значительные объемы. Правда, как утверждают осведомленные источники, капиталовская «команда» чуть ли ни в полном составе перешла в турфирму «Европорт». И последняя якобы будет делать туры в Болгарию, используя наработки «Капитала».Европа в центре внимания
Естественно, что после событий в Тунисе и Египте, встряхнувших и перераспределивших турпотоки, взоры туроператоров обращены в сторону Европы. Объем летней авиаперевозки из регионов значительно увеличен. К рейсам в материковую Испанию добавятся прямые перелеты на острова. Так, в Екатеринбурге помимо цепочек на Барселону появятся чартеры на Ибицу, Мальорку и Канары. В Казани – на Мальорку, а в Самаре – на Мальорку и Канары. Греческое «меню», ранее представленное в большинстве регионов Критом и Родосом, в некоторых городах дополнят островом Кос. В Екатеринбурге чартеры на это направление ставят «Пегас Туристик» и «Южный Крест», в Казани – «Пегас» и тандем «Южного Креста» и «Лабиринта». Рейсы в континентальную Грецию начнутся в Самаре и Ростове-на-Дону, консолидатор – «Музенидис Трэвел». После многолетнего перерыва возобновятся полеты на Кипр из Казани. Причем сразу двумя цепочками – одну на «Трансаэро» консолидирует «Натали Турс», другую – компания блочников на «Уральских авиалиниях». Кипр появится и в Ростове-на-Дону, где рейсы организует новый игрок региона – «Библио-Глобус». Жаркие бои за Ларнаку ожидаются в Екатеринбурге – «Пегас», «Натали», а также пул уральских туроператоров ставят вдвое больший объем «воздуха», чем в прошлом году. Одним из главных ньюсмейкеров по Италии неожиданно выступил «Пегас Туристик». Он заявил чартерные цепочки на Сардинию из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Уфы, Новосибирска и Ростова-на-Дону. Старожилы направления оценивают инициативу осторожно: «Лето покажет, достаточно ли в регионах клиентуры, чтобы заполнять борта на этот остров, считающийся местом дорогого отдыха». В Екатеринбурге ожидается едва ли ни троекратный рост перевозки на Апеннины – к перелетам на Римини добавится Сицилия от PAC Group, удвоят регулярные частоты на Рим «Уральские авиалинии». «Много Италии» будет и в Ростове-на-Дону – увеличат объемы на Римини «Данко Трэвел Компани» и PAC, последний добавит в ассортимент рейсы на Неаполь.Турция плюс «продленка»
На момент написания статьи (25 марта) еще не были достоверно известны полетные планы туроператоров по Турции. По предварительным оценкам, существенного – примерно на 30% – роста «воздуха» ожидают в Екатеринбурге. А в Казани и Ростове-на-Дону сообщили, что в их регионах игроки пока заявляют программы на прошлогоднем уровне. «Скорее всего, на самом массовом направлении все предпочтут экспансии маржинальность продаж, ведь надо как-то отбивать зимние потери на Египте», – комментируют эксперты. Кроме того, наращивание объемов сдерживают увеличившиеся ценовые аппетиты турецких отельеров. Проведенный опрос показал, что в некоторых регионах этим летом туроператоры будут отыгрываться не только Европой и Турцией. Они решили продлить зимние программы. Так, в Казани оставят рейсы на Таиланд. В Екатеринбурге, где Сиам уже не первый год всесезонный, «Трансаэро» увеличит летние частоты с одного до двух вылетов в неделю, продолжит программу и авиакомпания Nord Wind. В Казани и Самаре «Пегас» в начале весны поставил прямые борта на о. Хайнань – направление, традиционно считающееся зимним. «Натали Турс» анонсировала на лето туры в ОАЭ с перелетом Fly Dubai из Екатеринбурга и Самары. Некоторые эксперты считают этот шаг довольно рискованным. Впрочем, наблюдатели обращают внимание на «особые отношения» «Натали» с эмиратским перевозчиком, позволяющие получать эксклюзивные тарифы на перелет. Кроме того, турпакеты могут стать вполне конкурентоспособными благодаря дешевой «наземке» – летом отели Дубая дают серьезные скидки.Опасная глубина
В ходе опроса представителей региональных туркомпаний выяснилось, что многие из них неоднозначно относятся к раннему бронированию туров на большую глубину. С одной стороны, у клиентов услуга востребована, так как туроператоры декларируют скидки в 20–30% от базовых цен. С другой, есть опасение – а вдруг кто-то из инициаторов этих спецпредложений не сможет закрыть финансовые «дыры» зимы и обанкротится? В этой ситуации турагенты пытаются хоть как-то себя обезопасить. Пример привел Виктор Степанцов, гендиректор «Казань-Интур». По его словам, некоторые его коллеги предлагают подписать клиентам соглашение, по которому в случае краха туроператора «из группы риска» туристы обязуются не предъявлять претензии продавцу. Впрочем, юристы сомневаются, что подобный вариант поможет, если дело дойдет до суда.Как выяснилось, тенденции в четырех городах, выбранных для обзора, примерно одни и те же. Везде на лето расширяется ассортимент направлений, объем заявленной перевозки впечатляет.