Екатеринбург, Казань, Самара и Ростов-на-Дону Итоги зимы и перспективы лета-2010
Традиционный обзор региональных рынков, публикуемый «ГЛ» в апреле, меняет формат. В нем наряду с итогами зимнего сезона теперь представлены планы туроператоров на лето. Точнее, не планы, а виды: на момент подготовки этой статьи программы еще только верстались, и не факт, что все намерения осуществятся.
Так или иначе, везде прослеживается общая тенденция: туроператоры уже не осторожничают, в преддверии нового сезона они настроены на экспансию.
Екатеринбург
Гореть, но не сдаваться
Зимой-2009/10 уральский рынок очнулся от «спячки», констатируют наблюдатели. Спрос на Египет увеличился, по разным оценкам, на 50–80% по сравнению с прошлым сезоном, возросла также популярность Таиланда и ОАЭ.
Туроператоры предполагали активизацию путешественников еще осенью и заложили в полетные программы рост – возможно, чрезмерный. Так, объем перевозки на египетском направлении как минимум удвоился по сравнению с показателями зимы-2008/ 09. Это привело к ценовой схватке между основными конкурентами – TEZ TOUR, «Пегас Туристик», Coral Travel, «НТК Интурист». Зачинщиком игры на понижение называют «Пегас», которому добавило агрессии наличие «собственных крыльев». Однако уступать никто не спешил.
Туроператоры признают: спрос приходилось постоянно стимулировать выпуском SPO. В отдельные ноябрьские и февральские даты недельные туры в отели 3* продавались за 7–10 тыс. рублей при средней стоимости билета 13 тыс. «Таких цен на Египет у нас не было никогда, – говорят участники рынка. – Результатом стал рост объемов, но доходность программ – слезы».
А вот финансовыми итогами по Таиланду туроператоры довольны. Немного «поиграть» тарифами пришлось лишь на старте сезона, хотя воздуха было процентов на тридцать больше, чем год назад. Успеху способствовала реализация отложенного спроса. Чартерная навигация между Уралом и Сиамом в определенном объеме сохранится даже на летний период, что раньше не практиковалось.
На эмиратском направлении разыгралась конкурентная интрига. В декабре в дополнение к «регулярке» «Уральских авиалиний» на Дубай появилась чартерная цепочка «Владивосток Авиа» на Шарджу. Но уже через месяц от «альтернативных» вылетов пришлось отказаться, несмотря на то, что места стоили консолидаторам чуть ли не в полтора раза дешевле, чем на «Уральских». По одной версии, не справился с загрузкой своей доли кресел екатеринбургский партнер «Натали Турс» – основного заказчика чартера на Шарджу. По другой – «Владивосток Авиа» достались не слишком удобные слоты в «Кольцово» из-за жесткого противодействия со стороны ведущей местной авиакомпании.
Кстати, наблюдатели обращают внимание: «Уральские авиалинии» стремительно теряют позиции в регионе, особенно по части массовых направлений. Это явно заметно по Египту – туроператоры активно задействовали другие авиакомпании с более привлекательными тарифами. Летом тенденция только усилится, полагают эксперты.
Теперь о «горячих» точках предстоящего сезона. Вот предварительные планы основных игроков по Турции. В совокупности ожидается 32 еженедельных вылета, что на 10 больше, чем годом ранее. «Пегас» ставит на 30% больше рейсов. Coral наращивает объемы примерно на 50%. TEZ пока сдержан – заявляет объем на уровне лета-2009. «Явно ставит во главу угла доходность программ, а если будет хороший спрос, пойдет на расширение», – комментируют эксперты.
В европейском секторе ожидаются жаркие баталии за Испанию. Здесь TEZ TOUR и «Натали Турс», которые ранее довольствовались общей цепочкой, решили разделиться – каждый открывает свою полетную программу. Компанию TEZ на его бортах составят Coral, «НТК Интурист», «Асент Трэвел». Кроме того, на направление выходит «Пегас» с собственной 11-дневкой. Численность рейсов из Екатеринбурга в Барселону увеличится с прошлогодних двух до пяти. «Распродажи неминуемы», – прогнозируют эксперты.
Все тот же «Пегас» обещает стать возмутителем спокойствия и на Крите, куда он впервые ставит полетную программу. Конкурировать с ним будут традиционные игроки направления «Натали Турс» и TEZ, а также ЮЖНЫЙ КРЕСT, который в этом году тоже начинает летать на Крит из Екатеринбурга. Кстати, у последнего – амбициозные планы по островам Эгейского моря – длинная цепочка на Родос, кроме того, чартер на Кос – впервые из Екатеринбурга.
Ожидается двукратное увеличение авиаперевозки в итальянский Римини. К совместному рейсу «Натали» и PAC Group добавится программа «ДАНКО Трэвел Компани» на бортах «Уральских авиалиний». В кулуарах говорят, что в нагрузку к этой цепочке ДАНКО пришлось взять крупные блоки мест на регулярке «Уральских» в Рим, стартующей 2 мая.
И еще одна новость сезона: после многолетнего перерыва возобновляются прямые перелеты из Екатеринбурга в Тунис.
Прямым текстом
Игорь Дулебинец, президент компании «Фонд мира»: «На общем фоне увеличения спроса популярность Китая в Екатеринбурге прошедшей зимой практически не выросла. Турпоток с этого направления активно оттягивали на себя более дешевые Египет и Таиланд».
Олег Хигер, директор представительства «Натали Турс» в Екатеринбурге: «По ряду летних направлений глубина продаж достигает двух месяцев. Кризисное «оцепенение» ушло, и люди готовы к тратам на отдых».
Александр Лобанов, директор «Море Трэвел: «Избыток перевозки намечается практически по всем направлениям, но задавать ценовой тон будет Турция, как самый массовый курорт».
Самара
Конкуренты в адеквате
В начале зимнего сезона из этого волжского города шли тревожные сообщения: «Египет – по $300 за неделю… Горят даже предновогодние вылеты…» Однако уже в декабре продажи ниже себестоимости практически прекратились. «Пожалуй, впервые за последние годы туроператоры сумели договориться, – комментируют эксперты. – В общей сложности было снято десять рейсов на Египет». Полностью свернули до весны свои полетные программы Coral Travel и «Анекс Тур». TEZ TOUR, «НТК Интурист» и «Пегас Туристик» объединились на бортах последнего. Экономика вышла в плюс. Более того, желающие сэкономить иногда отправлялись в Страну фараонов через Москву – так получалось дешевле.
Кстати, перелет до столицы стал значительно экономичнее из-за сильной конкуренции между авиакомпаниями. На линии работают «Аэрофлот», «Сибирь», «ЮТэйр», а тон в ценовой политике задает низкобюджетник «Авианова», у которого билет в оба конца можно купить меньше чем за 2000 рублей, включая сборы. Путь через Москву актуален и для туристов, отправляющихся в Таиланд, так как прямых рейсов из Самары этой зимой не было.
А вот в Эмираты, куда раньше можно было добраться лишь чартерами, начали летать сразу два регулярных перевозчика: «Уральские авиалинии» и лоукостер из ОАЭ Air Arabia. Первый заявил еженедельные вылеты в Дубай, второй – две частоты в Шарджу. Эксперты еще накануне сезона говорили о том, что рынок не переварит столько «воздуха», одной из авиакомпаний придется уйти. Так и случилось – 19 февраля Air Arabia свернула программу. Есть мнение, что инокомпанию подвело запоздалое начало продаж – блочники уже успели заключить контракты с ее конкурентом, и даже более низкие тарифы не позволили иностранному дискаунтеру обеспечить приемлемую загрузку своих бортов. Впрочем, осенью не исключено «второе пришествие» Air Arabia на самарский рынок, сообщают неофициальные источники.
А пока обсуждаются летние планы туроператоров. На Турцию в предварительном раскладе заявлено 26 рейсов в неделю. «Это очень много, – полагают наблюдатели, – остается только надеяться, что игроки поведут себя столь же адекватно, как и зимой по Египту, и снимут лишние провозные емкости».
Европейскими «болевыми точками» могут стать Испания и Греция. Барселону будут «делить» TEZ TOUR, «Натали Турс» и «Пегас Туристик» – каждый заявил по собственному лайнеру, в то время как в прошлом году летал лишь общий борт TEZ и «Натали».
На греческом направлении пока известно лишь о намерениях «Пегаса» – его «десятидневка» на Крит стартует в мае. Однако вероятно, что собственные чартерные цепочки поставят также TEZ и «Натали Турс», и тогда объемы перевозки на остров втрое превысят прошлогодние.
Отметим одну из летних новинок: МЕГАПОЛЮС намерен взлететь из Самары на Черногорию.
В заключение – об актуальном для Самары сегменте – речных круизах. «Судя по ранним бронированиям, спрос будет примерно таким же, как и в навигацию-2009», – говорят участники рынка. При этом в городе ожидается появление новых лайнеров и расширение ассортимента маршрутов.
Прямым текстом
Евгений Аникин, начальник отдела продаж «СамараАэро Тур»: «Самарских «ловцов» выгодных спецпредложений этой зимой ждало разочарование – сверхдешевых путевок не было вообще».
Татьяна Евдокимова, замдиректора «Спутник-Гермес»: «Туроператоры советовали руководству Air Arabia более гибко реагировать на спрос – снять один из двух еженедельных рейсов на Шарджу. Однако перевозчик предпочел полностью отказаться от маршрута».
Елена Сегал, генеральный директор Самараинтур: «Беспокоят летние амбиции игроков по Испании. Боливар не выдержит троих! Оптимальный для Самары объем перевозки на Барселону – один лайнер в неделю».
Ростов-на-Дону
Инсайт
Специфической для Ростова тенденцией зимнего сезона стал заметный рост интереса к поездкам в близлежащие регионы – Домбай, Приэльбрусье, Кавминводы, Черноморское побережье Кавказа. Некоторые местные турагентства отмечают: именно на такие путевки приходилась львиная доля заявок со стороны бюджетных путешественников. Относительно дешевые турпакеты удавалось формировать за счет низких транспортных расходов, так как добраться на эти курорты из Ростова можно автобусом или по железной дороге.
Среди зарубежных направлений лидером по популярности предсказуемо стало египетское. Причем в отличие от зимы-2008/09 здесь практически обошлось без SPO – средняя цена на недельные туры в отели 4* держалась на уровне около 20 тыс. рублей на человека. Даже в посленовогодний период не наблюдалось особых проблем с загрузкой рейсов. Среди причин называют не только сбалансированность авиаперевозки (а она осталась в объемах прошлой зимы – шесть бортов в неделю), но и сужение ассортимента направлений, по которым из Ростова-на-Дону предлагались прямые вылеты. Кроме Египта – только в ОАЭ, Израиль и несколько европейских стран. А вот в Таиланд, например, туристов приходилось отправлять через Москву.
Между прочим, до 40% туров в Эмираты тоже было укомплектовано перевозкой через столицу, делятся статистикой ростовские ТА. Местная авиакомпания – «Донавиа» – установила неадекватно высокие тарифы на прямые рейсы в ОАЭ – 30–32 тыс. рублей. Лишь с 12 января цена понизилась до 19 тыс., и турпакеты примерно сравнялись по стоимости с московскими.
Кстати, упомянутая авиакомпания преподнесла туроператорам сюрприз на лето: впервые анонсировала регулярные рейсы в Анталью, Даламан и Барселону. Некоторые компании уже рассматривают возможность взять блоки мест на этих рейсах.
Традиционно туроператорам будет доступна перевозка «Донавиа» в Египет – по две частоты в неделю на Шарм-эль-Шейх и Хургаду, как зимой. В прошлом году летний Египет из Ростова впервые предложил TEZ TOUR и отлетал с ровной загрузкой.
Еще пара слов о Турции: в общей сложности на этом направлении заявлено 288 вылетов (включая регулярные) за летний сезон, что на 50 больше, чем в 2009 году. Впрочем, в ходе верстки программ туроператорские планы еще могут подвергнуться корректировке, замечают эксперты.
Теперь о европейских направлениях. Ожидается «больше Италии»: впервые планируется чартер в регион Тоскана, заказчик – «Джет Тревел»; кроме того, удлинится традиционная совместная программа PAC Group и ростовской компании «Росинтур» на Римини – она стартует в апреле, а не в июне, как летом-2009, причем будет две частоты в неделю вместо одной.
На греческом направлении появится новинка – цепочка «Лабиринта» в Салоники. Тот же «Лабиринт» полетит на Родос, а «Пегас Туристик» – на Крит.
Летний ассортимент пополнит совместный чартер КАПИТАЛ ТУР, «Рейна-Тур» и «Росинтур» в болгарскую Варну, а в испанскую Барселону по-прежнему вместе будут летать TEZ TOUR и «Натали Турс».
После годичного перерыва возобновится программа в Истрию. Ее участниками станут Ланта-тур вояж, «КАПИТАЛ ТУР», «Интурист» и ростовский «Круиз».
На ростовский рынок окажет влияние и тот факт, что туроператоры заметно активизируются в соседнем Краснодаре. В прошлом году здесь выполнялись только чартерные цепочки «НТК Интурист» и «Анекс Тур» в Анталью, теперь же борта на Турцию ставит еще и «Пегас Туристик». Кроме того, расширится европейская география рейсов: добавляются Барселона, Крит, Родос. Краснодарский аэропорт стал более открыт для сотрудничества, что связывают со сменой владельца. Ростову же это грозит потерей части турпотоков и определенными сложностями с загрузкой программ.
Прямым текстом
Марина Амбарцумян, директор «Роза Ветров – Юг»: «Зимой хорошим спросом пользовалась экзотика с вылетом из Москвы: Таиланд, Мальдивы, Маврикий, Китай, морские круизы».
Татьяна Рыбникова, замдиректора турфирмы «Круиз»: «Удачно закрывались «короткие» чартеры на горнолыжные направления – Австрию, Италию, турецкий Улудаг. А вот новогодняя Финляндия «не пошла» – приходилось даже снимать рейсы».
Светлана Земцева, директор «Росинтур»: «Наиболее высокие цены по Египту поддерживал TEZ TOUR, хотя он и не был лидером по объемам. Полагаю, летом он «отыграет» массовостью на Испании и Турции».
Казань
Шведский стол после сухого пайка
Столь скудного зимнего ассортимента, как в прошлом сезоне, столица Татарстана не знала уже давно: прямые чартерные рейсы осуществлялись только в Египет и ОАЭ. Причем эмиратская программа была свернута после новогодних праздников из-за недостаточной загрузки. Полеты возобновились лишь с 23 марта, в сокращенном объеме и при участии единственного консолидатора – казанской компании «Интурцентр». А изначально в программе участвовали «Натали Турс», «Русский Экспресс», Ланта, «ИнтАэр», Coral.
Египту повезло больше: «Продажи шли неплохо, была даже определенная глубина», – говорят наблюдатели, объясняя это умеренными объемами «воздуха». Чартерные цепочки держали только TEZ и «Пегас», причем в объемах предыдущей зимы.
А вот заявления туроператоров о лете звучат более чем смело. Помимо рейсов TEZ, «Пегаса», Coral, «Санмара» и «Анекса» в Турцию, намечается масса европейских программ. ДАНКО и «Асент Трэвел» ставят свои чартеры на Римини – раньше прямых вылетов из Казани в Италию не было. Тот же «Асент» предложит цепочки в Хорватию, еще – откроет для местного рынка Черногорию. За Барселону поборются «Натали», TEZ и «Пегас». За греческий Крит – «Пегас» и ЮЖНЫЙ КРЕСТ. У последнего оператора, а также у «Лабиринта» есть совместные планы по Родосу – новому для Казани курортному региону.
Кстати, самые обильные и яркие SPO возможны именно по стартующим направлениям: задача закрепиться на них будет превалировать у туроператоров над целью получить финансовый выигрыш.
В преддверии лета расширяет свои регулярные программы основной перевозчик казанского аэропорта – авиакомпания «Татарстан»: появляется вторая еженедельная частота на Тель-Авив, возобновляются полеты в Прагу, которых не было более десяти лет. Говорят также о новом рейсе «Татарстана» в Болгарию. Предполагается, что консолидатором выступит некая турфирма из этой страны, на чем якобы настаивает болгарский совладелец казанской авиакомпании.
Наконец, о внутреннем туризме. В Казани ждут оживления на рынке речных круизов по Волге. Как свидетельствуют наблюдатели, ранние бронирования в этом сегменте начались уже в конце прошлой осени. И еще. Здесь всерьез уповают на приток путешественников из России, желающих познакомиться с городом. Местный туристско-информационный центр весьма активен – каждые две недели он устраивает ознакомительные поездки для турагентств из разных регионов.
Прямым текстом
Леонид Пресс, директор турфирмы «Стен»: «Зимних чартеров из Казани было мало, но туристы охотно пользовались «регуляркой» Lufthansa в Европу. Туры на базе этой перевозки продавались хорошо, особенно австрийская «горнолыжка».
Марсель Мусин, директор «Интурцентр»: «Греческий Родос – новое для Казани направление, предлагает очень качественный, но отнюдь не бюджетный отдых. Не уверен, что в регионе есть достаточное число туристов, чтобы заполнить лайнеры».
Рамиль Мифтахов, генеральный директор «Персона Грата»: «Болгарские рейсы авиакомпании «Татарстан» можно только приветствовать, но насколько успешно они будут загружаться – вопрос. В Казани уже была попытка поставить чартер в эту страну, но, несмотря на низкие цены туров, его пришлось снять из-за недостаточного спроса».